Меры нетарифного регулирования внешней торговли
Ме́ры нетари́фного регули́рования вне́шней торго́вли (англ. non-tariff measures, NTM), меры регулирования, отличные от тарифных, способные оказывать экономическое влияние на международную торговлю. В составе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ) присутствовало положение, разделяющее все средства регулирования экспорта и импорта на две группы: «тарифные меры» и «другие меры регулирования торговли». Термин «нетарифные меры регулирования» впервые был использован в одноимённом исследовании Международной торговой палаты; после чего стал применяться секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле [с 1995 Всемирная торговая организация (ВТО)], Международным валютным фондом, а затем и многими другими международными организациями.
Подходы к определению и классификации мер нетарифного регулирования
Единый подход к определению понятия нетарифного регулирования в нормативных правовых актах до сих пор отсутствует. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) рассматривает нетарифные ограничения как все виды осуществляемых правительствами регуляторных решений, действий и иных процедур, способных оказывать ограничительное влияние на международную торговлю. ГАТТ характеризует нетарифные ограничения как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли» (Ванина. 2003).
В 2006 г. межведомственная группа ЮНКТАД/ВТО выработала следующее определение нетарифных мер: это меры экономической политики, отличные от обычных тарифов, которые потенциально влияют на международную торговлю, изменяя объёмы торговли или цены, а также объёмы и цены одновременно. ЮНКТАД/ВТО была представлена новая классификация нетарифных мер, имеющая двухуровневую структуру (2006): нетарифные меры подразделены на 16 категорий (от A до P), каждая из которых состоит из подкатегорий, статей и отдельных позиций.
Кроме того, по форме воздействия на внешнюю торговлю нетарифные меры разделяют на экономические и административные. Экономические меры, равно как и тарифы, влияют на неё опосредованно, через механизм спроса и предложения; это, в свою очередь, влечёт за собой удорожание экспортных и импортных товаров. К таким мерам относятся антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины, оценка таможенной стоимости и др. С помощью административных нетарифных мер регулирующее воздействие государства на внешнюю торговлю осуществляется императивно, напрямую (лицензирование, квотирование, запреты на перемещение, разрешительная система, предоставление исключительного права на экспорт и импорт товаров и др.).
Таким образом, описательный подход к определению нетарифных мер используется вместо обобщённого терминологического определения. Многие исследователи указывают на необходимость приведения терминологического аппарата в соответствие с изменяющимися реалиями международной торговой политики и практики, а также указывают на размытость понятия нетарифных мер, на нечёткость в определении границ метода нетарифного регулирования (Идрисова. 2011).
Опыт применения мер нетарифного регулирования
Отсутствует единое понятие нетарифного регулирования также и в законодательстве крупнейшей экономики мира – США. Полномочиями по нетарифному регулированию наделён Конгресс США, который вправе делегировать их президенту как главе американского правительства. Меры нетарифного регулирования установлены в различных нормативных правовых актах, регулирующих общие вопросы торговой политики: в Законе о расширении торговли 1962 г. (The Trade Expansion Act), законах о торговле 1974, 1979 и 2002 гг., Законе о торговле и конкурентоспособности 1988 г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act) и др. Нетарифные меры зачастую используются в США в качестве инструментов внешнеторговой политики (Фролова. 2016).
В то время как тарифные меры строго регламентируются, например, в рамках ВТО, применение нетарифных мер относится к числу дискреционных полномочий государственных органов и контролируется исключительно ими. Наиболее распространёнными и одновременно наиболее эффективными мерами нетарифного регулирования в США считаются антидемпинговые и компенсационные меры (Трошкина. 2010). К примеру, правительство США достаточно жёстко обеспечивает протекционистскую защиту внутреннего рынка мерами нетарифного регулирования.
В странах Европейского союза (ЕС) применение нетарифных мер наблюдается с момента присоединения к ВТО (1995). ЕС позволяет осуществлять эффективную защиту своих отраслей с помощью использования комплекса нетарифных мер, несмотря на практически полную отмену тарифных барьеров. Нетарифные барьеры, используемые ЕС, можно разделить на четыре группы: количественные ограничения импорта; барьеры, воздействующие на цену импортного товара; меры технического характера; меры финансового характера.
Основой для применения количественных ограничений импорта стал Регламент Совета ЕС № 264/84 («Новый инструмент торговой политики»), предусматривающий такие количественные ограничения, как тарифные квоты на ввоз сельскохозяйственных товаров; лицензирование импорта; полный или временный запрет импорта товаров и др.
Иной подход к созданию эффективного механизма нетарифного регулирования прослеживается в Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (подписан в г. Астана 29 мая 2014), который в рамках единого экономического пространства предусматривает также и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами. Во взаимной торговле между государствами – членами ЕАЭС действует режим неприменения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования – за исключением случаев, предусмотренных Договором о создании ЕАЭС (статья 28 Договора). Однако на основании статьи 29 Договора стороны во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для охраны жизни и здоровья человека; защиты общественной морали и правопорядка; охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей; выполнения международных обязательств; обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.
Порядок и случаи применения мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран определены Протоколом о мерах нетарифного регулирования (Приложение № 7 к Договору о ЕАЭС). Однако действие Протокола о мерах нетарифного регулирования не распространяется на отношения, касающиеся вопросов технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований, мер в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества.
Наконец, в российском законодательстве нетарифное регулирование предусмотрено Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17 ст. 2); статья 20 перечисляет случаи применения нетарифного регулирования.
Экономические последствия применения мер нетарифного регулирования
Количественные оценки последствий применения нетарифных мер часто представлены как процентное изменение цены товара под их влиянием. Так, экспертами-экономистами с использованием классической модели спроса на импорт показано, что средний уровень снижения импорта при введении нетарифных мер равен 9–10 % (Hiau Looi Kee. 2009), т. е. при введении одной страной какой-либо нетарифной меры на любой товар импорт соответствующего товара в указанную страну снижается в среднем на 9–10 %.
В свою очередь, оценка влияния тарифных и нетарифных мер на физический объём импорта рыбной промышленности во Франции с использованием гравитационной модели показала, что увеличение тарифных или нетарифных мер на товар на 1 % приводит к снижению объёмов импорта данного товара на 1,2 % (Peridy. 2000).
В исследовании О. Кадо и Ж. Гурдона показано, что нетарифные меры приводят к росту стоимости единицы продукции в среднем примерно на 8 %, однако этот эффект снижается примерно на четверть при наличии преференциального торгового соглашения с глубокими положениями интеграции в данных областях (Cadot. 2015).