Международное публичное право
Междунаро́дное публи́чное пра́во, система обязательных норм и принципов, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.
История зарождения международного публичного права относится ко времени распада родоплеменных отношений и становления государств. В эпоху Римской империи международное право называлось правом народов (jus gentium), считалось частью естественного права. Но т. к. под римским термином gentes понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств». Наряду с этим существовал термин «международное право» (англ. – international law). Основоположником международного права принято считать Г. Гроция, в кодификацию норм международного права большой вклад внёс Ф. Ф. Мартенс.
После 2-й мировой войны международное право распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Международное публичное право образует система общепризнанных норм поведения в сфере управления международным сотрудничеством. Концентрированным выражением этих норм являются основные принципы, которые закреплены в Уставе ООН (ст. 1–2) и других международно-правовых документах. Они носят нормативный характер и признаны нормами jus cogens, т. е. нормами особого рода, высшего порядка. Императивная норма международного публичного права является нормой, которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного публичного права, носящей такой же характер.
К 21 в. сложились 10 основных принципов международного публичного права: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное разрешение международных споров, невмешательство, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и самоопределение народов, сотрудничество государств, добросовестное выполнение международных обязательств. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью её правовой системы. Следовательно, эти принципы могут и должны непосредственно применяться и неукоснительно соблюдаться государственными учреждениями и судами.
Субъектами международного публичного права являются акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Это – государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объёме физические лица (индивиды). Любой субъект международного публичного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Субъекты международного публичного права могут быть постоянными и временными: постоянные субъекты – государства; нация, борющаяся за своё освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства; некоторые международные организации созданы для достижения определённых целей, а по достижении этих целей они прекращают своё существование. Под государством в международном публичном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Государство как субъект международного публичного права должно обладать следующими критериями: постоянное население; определённая территория; правительство, способное вступать в отношения с другими государствами. К субъектам международного публичного права относятся те нации и народы, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности и которые борются за своё национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Правосубъектность наций и народов, как правило, возникает после того, как они создают координирующий борьбу орган (например, Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени. Любая межправительственная организация является субъектом международного публичного права, поскольку государства согласились наделить её соответствующими правами и обязанностями, которые чётко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и которые полностью соответствуют основным принципам международного публичного права. Определённым объёмом международной правосубъектности обладают государствоподобные образования: они наделяются соответствующим объёмом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного публичного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют своё гражданство, законодательную и исполнительную власть (Ватикан). Индивиды обладают определёнными международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать, например, через международные судебные органы (Европейский суд по правам человека) выполнение субъектами международного публичного права международных и национальных правовых норм.
Международное публичное право состоит из отраслей, которые, в свою очередь, состоят из институтов. Сложившимися отраслями международного публичного права являются международное воздушное право, международное космическое право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное право прав человека, международное трудовое право, международное уголовное право, международное экологическое право и др. В процессе становления находятся международное антитеррористическое право, международное энергетическое право, международное сельскохозяйственное право и др.