Бахофен Иоганн Якоб
Ба́хофен Иога́нн Я́коб (Johann Jakob Bachofen) (22.12.1815, Базель – 25.11.1887, там же), швейцарский правовед и антрополог. Учился юриспруденции в университетах Берлина, Базеля, Гёттингена, Парижа и Кембриджа. В 1841–1845 гг. профессор истории римского права Базельского университета, в 1842–1866 гг. судья Базельского суда. Один из видных представителей эволюционизма в социальной антропологии.
Изучая античные право, мифологию и литературу, а также историю, археологию, этнографические описания различных народов, Бахофен пришёл к выводу, что в ряде примитивных обществ счёт родства ведётся по материнской линии. Отголоски этого принципа он усмотрел в патрилинейных античных обществах. На этом основании Бахофен заключил, что матрилинейная организация всегда примитивнее патрилинейной, предшествуя ей, и постулировал историческую последовательность форм социальной организации и семейно-родственных институтов. Эта последовательность выражалась в эволюции от первобытного промискуитета (или «гетеризма» – гипотетически реконструировавшегося периода отсутствия института семьи при свободе сексуальных отношений между полами и непризнании отцовства в силу его недостоверности в такой ситуации) через матриархат – эпоху господства в полигамной семье и в обществе женщин («гинекократию») при признании родства только по материнской линии – к патриархату, при котором с переходом к единобрачию и появлением возможности установления отцовства господствуют мужчины, а счёт родства ведётся по отцу. Полагал, что эти стадии проходятся как человечеством в целом, так и каждым конкретным обществом. Формам социальной организации, по Бахофену, соответствуют столь же последовательно сменяющие друг друга способы мышления – символический, мифологический и логический. Центральное место в построениях Бахофена занимает теория матриархата. Важнейшими факторами становления матриархата учёный считал присущую женщинам религиозность и появление культов женских божеств, полагая, что в любом обществе социальная структура отражает систему верований, а общественное развитие определяется эволюцией религиозных идей. Главный труд – «Материнское право» (Das Mutterrecht, 1861), положил начало научному изучению истории семьи и оказал существенное влияние на развитие антропологической мысли, в том числе марксистской. К настоящему времени теории первобытного промискуитета и матриархата (и как эпохи господства женщин, и как исторического периода предшествования материнского счёта родства, материнского рода отцовскому) признаны опровергнутыми.