Иеринг Рудольф фон
Ие́ринг Ру́дольф фон (Rudolf von Jhering, Ihering) (22.8.1818, Аурих, королевство Ганновер, ныне в составе региона Восточная Фризия в федеральной земле Нижняя Саксония в ФРГ – 17.9.1892, Гёттинген), один из наиболее влиятельных немецких правоведов 2-й половины 19 в. Специалист по римскому праву, получил мировую известность за свои работы по юридической методологии. Тайный советник юстиции.
Семья
Иеринг происходил из знатной фрисландской семьи. В честь его прадеда Себастьяна Эберхарда Иеринга (1700–1759) названо поселение Иерингсфен (Йерингсфер; Jheringsfehn) недалеко от побережья Северного моря. Его отец, Георг Альбрехт Иеринг (1779–1825), как и многие предки, был юристом и чиновником в округе Лир в Восточной Фризии.
Образование
В 1836 г. Иеринг начал изучать право в Гейдельбергском университете, где преподавал А. Ф. Ю. Тибо. В силу существующей традиции Иеринг продолжил обучение в Мюнхене и Гёттингене, окончив в 1842 г. Берлинский университет. Диссертацию «О владении наследством» («De hereditate possidente») он защитил в 1842 г. под руководством немецкого юриста, профессора Ф. Рудорфа (1803–1873), который, впрочем, не оказал на него сильного влияния. В 1843 г. оппонентами по его докторской работе стали Рудорф и Г. Ф. Пухта, последователь исторической школы Ф. К. фон Савиньи. В Берлине же Иеринг начал преподавание как приват-доцент (1843). Уже при проведении первой лекции он творчески назвал её «Дух римского права».
Служба
Иеринг являлся ординарным профессором в Базельском университете (с 1845), затем в университетах Ростока (с 1846), Киля (с 1849), Гиссена (1852–1868). В Гиссенском университете открыт Институт имени Иеринга (Rudolf von Jhering Institut). Совместно с К. Ф. фон Гербером (1823–1891) основал в 1857 г. «Ежегодник догматики современного римского и немецкого частного права» (Jahrbücher für die Dogmatik des heutigen römischen und deutschen Privatrechts), который стал одним из ведущих журналов Германии.
В Гиссене Иеринг предпринял попытку заняться политикой. В 1866 г. баллотировался в рейхстаг Северогерманского союза, но проиграл выборы. На пике своей карьеры был приглашён в Венский университет (с 1868). В столице Австро-Венгрии Иеринг получил наибольшую популярность, в том числе благодаря своим публичным лекциям. На основе венской лекции 1872 г. «Борьба за право» («Der Kampf um das Recht») им был подготовлен одноимённый мировой бестселлер (Jhering R. von. Der kampf um's recht. 1872), который переведён на десятки языков, включая русский (Иеринг. 1874. С. 77). Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I в 1872 г. удостоил Иеринга дворянского титула. В Вене в честь него назван переулок – Иеринггассе (Jheringgasse). Из шумной столицы в 1872 г. он перебрался в спокойный Гёттинген, где проработал до конца своих дней. Ещё при жизни в Гёттингенском университете был установлен его мраморный бюст. Иеринг похоронен на городском кладбище Гёттингена (Rudolf von Jhering).
Вклад в юридическую науку
Изначально известность в Германии получили труды Иеринга по цивилистике. В 1852 г. Иеринг публикует первую часть (из четырёх запланированных) своего монументального труда «Дух римского права на различных ступенях его развития» (далее – «Дух римского права») (Jhering. 1852), на русский переведён только частично (Иеринг. 1875. С. 309). Этот труд не только по истории, но и по систематическому описанию догмы гражданского права, которая в то время служила общей частью частного права в отдельных немецких княжествах и землях. Иеринг подчёркивал идею всеобщности римского права и предвидел повышение роли нового юридического метода – «в форме сравнительного правоведения» (Иеринг. 1875. С. 12). Свою главную задачу в науке немецкий юрист определял так: «через римское право за пределы римского права» (Jhering. 1881. S. 45).
В первый период своего творчества Иеринг основывался на подходах юснатурализма и исторической школы права, прежде всего Г. Ф. Пухты. Ему Иеринг посвятил «Дух римского права». По признанию самого Иеринга: «С этим воззрением на происхождение права я сам в своё время оставил университет и долгое время находился под его влиянием» (Иеринг. 1874. С. 15). Историческая школа сравнивала право с языком и искусством, которые создаются естественным образом. В поздних работах Иеринг критиковал спонтанность и стихийность юридической эволюции как отражения «народного духа». По его мнению, «...право, как понятие цели, поставленное среди хаотического брожения человеческих стремлений, интересов, должно непрерывно двигаться ощупью, искать, чтобы попасть на верную дорогу, и когда она найдена, ещё должно преодолеть сопротивление, чтобы идти этим путём» (Иеринг. 1874. С. 17). Отсюда историческая школа – «...фальшивое, но неопасное теоретическое воззрение, это учение, возведённое в политическое правило, представляется совершенным заблуждением, какое только можно представить...» (Иеринг. 1874. С. 17).
В ранних работах Иеринг также подчёркивает преимущества юридической догматики. Достоинства этого метода состоят, по оценке автора, в «...возможности приращения права из самого себя, роста его изнутри. Чрез комбинацию различных элементов наука может образовать новые понятия и новые правовые положения; понятия производительны, они совокупляются и производят новые» (Иеринг. 1875. С. 33–34). Тем самым признаётся продуктивность понятий в качестве юриспруденции начального уровня. Более поздний Иеринг критичен по поводу формализма немецких юристов, признавая ошибочность своих ранних идей. «Тот особый культ логики, который пытается превратить юриспруденцию в математику права, – пишет Иеринг, – есть заблуждение и основан на незнании природы права. Жизнь здесь не для того, чтобы служить понятиям, но понятия служат жизни. То, что произойдёт в будущем, определяется не логикой, а жизнью, общением, правосознанием, независимо от того, логически необходимо это или невозможно» (Jhering. 1865. S. 302–303). Подобная критика формально-логического метода благодаря Иерингу получила название юриспруденции понятий (от нем. – Begriffsjurisprudenz) (Haferkamp. 2009. P. 432–433).
Среди учёных-цивилистов Иеринг известен учением о вине при заключении договоров (culpa in contrahendo) (Jhering. 1861. S. 1–112). Авторские подходы нашли отражение в Германском гражданском уложении от 18 августа 1896 г. в части возмещения убытков (§ 122) и преддоговорной ответственности (абзац 2 § 241, абзац 2 § 311 и др.) [Германское гражданское уложение. Bürgerliches Gesetzbuch (BGB) // Электронный ресурс].
Несмотря на исключительно академическую карьеру, Иеринг значительное внимание уделял практической юриспруденции, «живому» праву. Его можно считать популяризатором юриспруденции (Иеринг. 1881. С. 77). Хотя он преподавал в основном курсы по римскому праву, его перу принадлежит ориентированный на судебную практику сборник задач по цивилистике (Иеринг. 1908. С. 260). Благодаря отдельному изданию § 37–41 «Духа римского права» (Иеринг. 1905. С. 106) в России Иеринг считается основоположником юридической техники. Это особая дисциплина, которая определяет правила и методы правотворчества, в первую очередь законодательства. Однако учение Иеринга в этой части касалось скорее общей юридической методологии (Juristische Methodenlehre. 2021), (Быдлински. 2006. Т. 6, № 1. С. 190–241; № 2. С. 185–226; 2007. Т. 7. С. 240–271). Этот предмет в Германии нередко заменяет в университетах традиционную теорию права.
Главный вклад Иеринга в мировом масштабе как раз состоит в обосновании новой юридической методологии. При подготовке одного из экспертных заключений в 1859 г. он разочаровывается в традиционных методах, не найдя ответа на прикладной вопрос ни с помощью юснатурализма и исторической школы, ни посредством догмы права. В этот период произошёл методологический поворот к правовому реализму.
Иеринг стал основоположником социологического направления в праве. По мысли немецкого мыслителя, «право есть понятие практическое» (Иеринг. 1874. С. 11), а «конечной целью юриспруденции и всех теоретико-догматических исследований является практика» (Иеринг. 2008. С. 121). Иеринг одним из первых обращает внимание на роль в нормообразовании правосознания, а точнее правового чувства (Rechtsgefühl) (Ihering. 1884), предвосхищая развитие психологической школы права.
Центральными в определении природы права для Иеринга становятся прикладные и одновременно внеюридические понятия цели и интереса. «Цель права – мир, средство для этого – борьба. <...> ...Народов, государственной власти, сословий, индивидов. Всякое право в мире является результатом борьбы, каждое важное правовое положение должно сначала победить те, которые сопротивляются ему… <...> ...Правосудие, держащее в одной руке весы, которыми оно взвешивает право, в другой руке держит меч, которым утверждает право. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права» (Иеринг. 1912. С. 15). Тем самым Иеринг не отрицал в праве принудительную деятельность государства, а значит, и позитивизм как юридический метод. Одновременно для немецкого учёного важна роль негосударственных элементов в правотворчестве. Правовые принципы и нормы вырабатываются как результат разрешения конфликтов между конкурирующими интересами. По собственному определению Иеринга, право «есть не что иное, как законно защищаемый интерес» (Иеринг. 1874. С. 36). При этом творчество Иеринга не замыкалось рамками чистой юриспруденции и было междисциплинарно. Его идея борьбы в праве пересекается с дарвиновской теорией эволюции.
Иерингу не чужды идеи правового государства, связанности власти юридическими ограничениями: «...где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретает последний окончательную правовую прочность; лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля… Право есть разумно понятая политика власти» (Иеринг. 1881. С. 274). По его мысли, «право представляется властью, сознавшей собственную выгоду, а вместе с тем и необходимость меры» (Иеринг. 1881. С. 188). Проще говоря, правовое государство отождествляется с умеренным правлением.
Формирование его взглядов происходило на фоне появления социологии и развития социалистических идей. По мнению Иеринга, равенство «...является условием общественного блага. Когда тяготы, налагаемые обществом на членов его, распределены неравномерно… центр тяжести перемещается, равновесие нарушается, и естественным последствием такого положения бывает то, что общественный организм стремится прийти снова в равновесие; начинается социальная борьба, раздаются угрозы, совершаются потрясения существующего общественного порядка» (Иеринг. 1881. С. 266–267). Такая концепция классовой борьбы предопределила адаптацию его идей в советском правоведении (Mamut. 1996. S. 110–118).
Учение Иеринга повлияло на разработку Ф. Хеком (1858–1943) юриспруденции интересов (нем. – Interessenjurisprudenz). Этот последователь Иеринга ввёл в научный оборот категорию «взвешивание интересов» (Interessenabwägung), которая считается сейчас важнейшим методом конституционного и административного правосудия.
Идеи Иеринга оказали влияние на становление социологической школы в уголовном праве Ф. фон Листа (1851–1919), который учился с 1869 г. в Вене и применил общетеоретическую концепцию Иеринга в своей работе «Наказание и его цели» (Liszt. 1883. S. 1–47), (Лист. 1895. С. 72).
Особую популярность труды Иеринга (прежде всего из второго периода его творчества) приобрели в США. Здесь многие идеи немецкого правоведа попали на благодатную почву антиформализма и прагматизма как господствующей методологии. Р. Паунд (1870–1964) в названии своей публичной лекции 1921 г. «Дух общего права» делает явную отсылку к Иерингу, а также прямо признаёт его роль в социологическом понимании права: «Мы обязаны этим образом мышления Рудольфу фон Иерингу, который первым указал на юридически охраняемые интересы… <...> ...[Его] труды имеют непреходящую ценность для юридической науки» (Pound. 1921. P. 203, 205). В англоязычных исследованиях Иеринга часто называют немецким Бентамом (Seagle. 1945. P. 71). Однако в отличие от индивидуализма И. Бентама (1748–1832), идеи немецкого юриста можно отнести к коммунитарному утилитаризму. В ситуации конфликта для Иеринга приоритетом пользуется не индивидуальное благо, а публичные интересы.
Учение Иеринга предопределило распространение в дореволюционной России социологической юриспруденции (Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский и др.). Так, С. А. Муромцев во время своей стажировки в Германии слушал лекции Иеринга в Гёттингенском университете. Причём идеи Иеринга повлияли не только на цивилистику, но и на публичное право. Муромцев подчёркивал сближение «принципов гражданского права с принципами общественных и государственных наук, которое произошло под пером Иеринга» (Муромцев. 1910. С. 18–21). О высокой оценке немецкого юриста в России свидетельствуют присвоенные ему звания почётного профессора в Петербургском, Московском и Казанском университетах.