Немецкое социологическое общество
Неме́цкое социологи́ческое о́бщество (нем. Deutsche Gesellschaft für Soziologie, англ. German Sociological Association), независимое академическое объединение социологов в Германии. Одна из старейших действующих социологических ассоциаций. Создано в 1909 г. По данным на 2021 г., общество возглавляет социолог Паула-Ирене Вилла-Браславски. В разные годы президентами общества были Ф. Тённис, В. Зомбарт, Х. Фрайер, Л. фон Визе, Х. Плеснер, Т. Адорно, Р. Дарендорф, М. Райнер Лепсиус и др. В общество могут вступать лица, имеющие профессиональную квалификацию в сфере социологии.
История основания
Основанию общества способствовали дискуссии о соотношении науки и политики, известные как «спор о ценностных суждениях» (Werturteilsstreit). Эти дискуссии, возникшие среди членов Союза социальной политики (Verein für Socialpolitik), продолжились и после основания ассоциации. В них участвовали Г. Ф. фон Шмоллер, допускавший принятие исследователями той или иной стороны, и К. Менгер, придерживавшийся противоположной точки зрения. С последним были солидарны М. Вебер, А. Вебер и В. Зомбарт. Основателями Немецкого социологического общества были Г. Зиммель, М. Вебер и Ф. Тённис, которые начали работу по его учреждению в 1908 г. Предполагалось, что общество станет исследовательским объединением, независимым от политических сил и религиозных авторитетов и действующим в соответствии с принципом ценностной нейтральности (Werturteilsfreiheit), который отстаивал М. Вебер, что было зафиксировано в первом уставе общества. Однако эту концепцию реализовать не удалось – в ассоциации регулярно происходили конфликты, вызванные в числе прочего и дебатами по вопросу о допустимости ценностных суждений. О создании общества было официально объявлено 9 марта 1909 г. на собрании в берлинской гостинице Grand Hotel Esplanade. Это событие освещалось в немецкой прессе. М. Вебер хотел, чтобы члены ассоциации занимались общими исследовательскими проектами, но эта идея так и не была реализована. В обществе было создано три секции – статистический отдел, отдел прессы и социально-биологический отдел. В итоге статистический отдел стал автономной организацией – Немецкой статистической ассоциацией (Deutsche Statistische Gesellschaft), существование второго отдела закончилось из-за конфликта М. Вебера с журналистами, а третьего отдела – из-за спора о допустимости ценностных суждений между Ф. Тённисом, студентом Вебера, евгеником Альфредом Гротьяном, и Германом Беком, исполнявшим обязанности секретаря общества. Чтобы способствовать дискуссиям между исследователями, ассоциация проводила социологические конгрессы, представлявшие собой собрания членов общества с докладами и их последующими обсуждениями. 19–22 октября 1910 г. во Франкфурте-на-Майне прошел 1-й социологический конгресс, на котором председатель общества Ф. Тённис произнес речь «Пути и цели социологии». Также в качестве председателя счётной комиссии с отчётным докладом выступил М. Вебер. В стенограмме конгресса веберовский доклад обозначен как «Деловой отчёт» Немецкого социологического общества, хотя фактически он представлял собой попытку классика сформулировать рамочную исследовательскую программу для немецкой социологии, находившейся тогда в процессе институционализации (Вебер. 2022). В дебатах приняли участие В. Зомбарт и Э. Трёльч. В 1912 г. прошел 2-й социологический конгресс, на котором обсуждались феномены нации и национализма. А. Вебер выступил на нём с докладом «Социологическое понятие культуры» («Der soziologische Kulturbegriff»), основной темой которого было соотношение «культуры» и «цивилизации». Эти категории легли в основу популярной среди социологов тех времен интерпретации Первой мировой войны как противостояния Германии, которая ассоциировалась с «культурой», и западного мира «цивилизации». В годы войны многие члены общества были охвачены националистическими настроениями (в том числе Г. Зиммель и М. Вебер), и исследовательские задачи ушли на второй план.
Первые социологические конгрессы сопровождались конфликтами. После 2-го конгресса из рядов общества вышли Г. Зиммель и М. Вебер, что усугубило кризис организации. Разногласия внутри общества привели к фактической приостановке его активности. Деятельность общества была восстановлена в 1922 г. Ее президентом стал Ф. Тённис, а секретарем – Л. фон Визе. С возобновлением деятельности ассоциации был принят новый устав, в котором присутствовало положение, что на заседаниях общества могут обсуждаться вопросы прикладной социологии и социальной политики, что радикально отличало его от первого устава.
Общество в годы национал-социализма
С приходом к власти НСДАП многие немецкие социологи лишились работы в академии и были вынуждены эмигрировать. Среди членов общества были как противники нового режима, так и сторонники. Поскольку на деятельность общества стремились оказать влияние национал-социалисты, для защиты руководителя ассоциации Ф. Тённиса управление было передано коллегии, в которую входили В. Зомбарт, Л. фон Визе и Х. Фрайер, который открыто симпатизировал национал-социалистам и в итоге был назначен единоличным руководителем. Из общества были исключены члены, потерявшие академические должности, члены еврейского происхождения, а в его ряды приняты сторонники национал-социализма. В 1934 г. в Йене была организована встреча симпатизировавших нацизму членов общества, на которой присутствовало 11 социологов, чье участие было санкционировано Х. Фрайером. Однако фактическая деятельность общества сошла на нет – как принято считать, по решению Х. Фрайера, при этом о формальном прекращении работы заявлено не было. Хотя деятельность общества как профессионального объединения исследователей была прервана, в качестве свидетельств его деятельности с 1934 г. по 1936 г. рассматривается участие его представителей в редакции национал-социалистически ориентированного академического журнала Volksspiegel и публичное заявление Х. Фрайера о его руководстве обществом (Rammstedt. 1986). Впоследствии, в 1940–1960-е гг., в обществе возникали серьезные внутренние конфликты, вызванные обвинениями ряда его членов в симпатиях к национал-социализму, в том числе Х. Шельски и А. Гелена, состоявших в НСДАП, и самого Х. Фрайера. Так, Л. фон Визе предложил исключить из общества тех, кто был причастен к событиям 1930–1940-х гг. Однако национал-социализм и его влияние на немецкую социологию стали широко обсуждаться профессиональным социологическим сообществом лишь в 1980–1990-х гг.
Послевоенная деятельность
Деятельность общества возобновилась в 1946 г., когда в Бад-Годесберге состоялось собрание 44 его членов, проведенное по инициативе Л. фон Визе, который возглавлял ассоциацию до 1955 г. На встрече было принято решение о восстановлении порядков, существовавших в обществе до 1933 г. В 1940-е гг. в Германию вернулись социологи, которые в эмиграции познакомились с идеями американской и французской социальной науки. Это привело к дифференциации внутри немецкого социологического сообщества: в Германии возникли три социологические школы – франкфуртская школа, лидерами которой были Т. Адорно и М. Хоркхаймер, кёльнская школа, которую возглавлял Р. Кёниг, и школа Х. Шельски. В ассоциации состояли представители всех этих школ, в том числе их лидеры. В 1955 г. преемником Л. фон Визе стал Х. Плеснер. Во время его президентства произошли значительные изменения в структуре ассоциации – она перестала быть элитарным объединением, поскольку было снято ограничение на количество членов (Л. фон Визе ограничил возможное число членов 150), что со временем привело к значительному расширению, а также был создан ряд тематических секций. С 1950-х гг. в рамках общества работал комитет по вопросам преподавания и обучения, основными задачами которого были разработка учебных программ по социологии и продвижение преподавания социологии в высших учебных заведениях.
В 1961 г. общество провело в Тюбингене конференцию, на которой выступили К. Поппер (доклад «Логика социальных наук») и Т. Адорно (доклад «К логике социальных наук»). Между ними произошёл спор о возможности существования социологии, свободной от влияния ценностных установок, который можно считать продолжением дискуссий начала 20 в. об аксиологическом нейтралитете. К. Поппер давал на этот вопрос положительный ответ, а Т. Адорно – отрицательный. Эта дискуссия, продолженная Ю. Хабермасом и Х. Альбертом, получила название «спор о позитивизме».
Социологический конгресс 1968 г. во Франкфурте стал одним из значимых событий в истории общества. Он был посвящён теме «Поздний капитализм или индустриальное общество?». Центральной проблемой дискуссии был вопрос о том, какой из этих терминов лучше описывает современное состояние западноевропейского общества. К. Поппер открыл заседание одноимённым докладом, основной тезис которого заключался в том, что в современном обществе эти модели сосуществуют. Т. Адорно заявил о том, что социология должна делать нечто большее, чем просто предоставлять искомую информацию агентам и интересам, выполняя те задачи, ради которых она когда-то была задумана (Spätkapitalismus oder Industriegesellschaf? ... 1969). С его точки зрения, социологические исследования должны способствовать трансформации общественных и экономических отношений. Одним из оппонентов Т. Адорно был Ральф Дарендорф, который с 1967 г. занимал пост председателя общества. Он не поддерживал ни выбор темы конгресса, ни тезисы Т. Адорно. В дискуссию также включились студенты, принимавшие участие в протестах 1968 г., среди которых были ученики Т. Адорно. После конгресса 1968 г., на котором позиции участников резко разделились, проведение социологических конгрессов было приостановлено на 6 лет.
Седьмой социологический конгресс прошел в 1974 г. в Касселе. Он был посвящён обсуждению и сопоставлению актуальных социологических теорий. В числе обсуждаемых тем – теория систем Н. Лумана и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Дебаты о конкурирующих социологических теориях, которые не закончились консенсусом, привели к созданию в 1980 г. секции «Социологическая теория». С 1974 г. общество стало издавать информационный бюллетень, который рассылался его членам; со временем он трансформировался в журнал Soziologie: Forum der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. Важным изменением 1970-х гг. стало увеличение количества женщин среди членов общества и учреждение в 1979 г. секции «Исследования женщин в социальных науках». Впоследствии, когда произошел гендерный поворот в феминистской социологии, специфика секции изменилась и она стала называться «Исследования женщин и гендерная социология». Первой женщиной, возглавившей ассоциацию, стала Ю. Альмендингер (1999–2002). В 1990-е гг. традиционное название конгрессов – «Съезд социологов» (Soziologentag) – было изменено на гендерно-нейтральное «Конгресс Немецкого социологического общества» (Kongreß der Deutschen Gesellschaft für Soziologie). Одной из насущных задач 1990-х гг., когда ГДР прекратила свое существование, было включение в социологическое сообщество учёных из Восточной Германии. В ассоциации был создан комитет, в котором в равных пропорциях состояли восточногерманские и западногерманские исследователи, а в правление вошли два представителя Восточной Германии. В 1993 г. Немецкое социологическое общество совместно с основанным в 1976 г. Профессиональным союзом немецких социологов (Berufsverband Deutscher Soziologinnen und Soziologen) разработало и приняло профессиональный этический кодекс.
Общество сотрудничает с другими исследовательскими организациями – Международной социологической ассоциацией, Ассоциацией историков Германии (Verband der Historiker und Historikerinnen Deutschlands), Немецким обществом исследований публицистики и коммуникации (Deutsche Gesellschaft für Publizistik- und Kommunikationswissenschaft).
На 2021 г. в обществе существует 36 секций, занятых разработкой отдельных исследовательских тем, в том числе секции «Социологическая теория», «Политическая социология», «Культурная социология», «Экологическая социология» и др. В ассоциации числится 3400 членов (2021).
Раз в два года общество проводит социологические конгрессы. С 2017 г. их материалы публикуются в открытом доступе на сайте организации: Deutsche Gesellschaft für Soziologie.
На конгрессе 2020 г. в Берлине обсуждалась тема «Общество под напряжением», в 2022 г. в Билефельде – тема «Поляризованные миры».
Продолжается выпуск журнала Немецкого социологического общества Soziologie: Forum der Deutschen Gesellschaft für Soziologie, архив которого с 2008 г. доступен на сайте издания: Aktuelle Ausgabe // Soziologie.
С 2011 г. общество ведёт блог на немецком языке: Blog der Deutschen Gesellschaft für Soziologie.