Гендерная социология
Ге́ндерная социоло́гия, раздел социологии, в котором рассматривается, как связаны отношения между людьми в группах с их принадлежностью к определённому полу. Пол при этом понимается не как биологическая характеристика человека, а как совокупность социальных признаков, которые приписываются полам в разных культурах на разных этапах их развития. Принципиальная теоретическая посылка гендерной социологии заключается в том, что гендерные отношения образуют систему, или порядок, основанный на власти и иерархии. Предметом гендерной социологии являются различия социальных ролей разных полов, называемых гендерными группами или гендерами, а также смыслов и значений, которые с этими ролями связаны. При этом гендер рассматривается в духе интерсекциональности, т. е. как социальный параметр, который пересекается с другими параметрами, такими как класс, раса, возраст, вероисповедание, этничность, состояние здоровья и др., которые определяют характер социальных отношений.
Гендерная социология начала формироваться в 1970-е гг. в Великобритании, США, а затем и в других странах Запада. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. она вошла в научную практику России. Социальной предпосылкой развития гендерной социологии явилось развитие женского движения – т. н. феминизма 2-й волны. С этой точки зрения гендерная социология, наряду с другими областями гендерных исследований, является когнитивной (познавательной) практикой движения женщин за равенство прав и возможностей. Поэтому первоначальным предметом анализа гендерной социологии выступали женщины.
Исходными теоретическими понятиями гендерной социологии и гендерных исследований в целом явились понятия патриархата, разделения публичного и приватного и половой роли. Патриархат в традиционном обществе – власть главы расширенной семьи над женой, младшими мужчинами, детьми и другими домочадцами. Глава современной нуклеарной семьи существует в сфере публичного и обеспечивает её связь с внешним миром, т. е. выполняет роль добытчика и кормильца. Роль женщины в этой системе ограничивается сферой приватного. Она принимает на себя функцию заботы, эмоциональной поддержки и воспроизводства рабочей силы. В первой исторической форме гендерной социологии, в американском структурном функционализме 1940–1950-х гг. (Т. Парсонс, Р. Бейлз), подобное разделение половых ролей рассматривалось как необходимое условие социального порядка. В 1950–1960-е гг. в работах учёных М. Комаровски и В. Клейн эта теоретическая посылка была подвергнута системной критике. Они указывали, что в этой посылке не предусматриваются возможности изменения половых ролей, конфликты между предписываемыми и реально осуществляемыми ролями, а также между одновременно выполняемыми ролями.
Критика ограничения социального пространства женщин сферой приватного приводит к пересмотру традиционной концепции стратификации. Основываясь на марксистской модели капиталистической эксплуатации, гендерные социологи отмечают, что женщины принимают участие в воспроизводстве рабочей силы, но их труд в домашней и неформальной экономике не оплачивается. Поэтому они как класс оказываются социально невидимыми: их социальный статус определяется по статусу отца, мужа или старшего мужчины в семье (К. Дельфи, Х. Хартман, С. Уолби).
Несмотря на высокий уровень занятости женщин в публичной сфере и рост технической оснащённости производства, концепция традиционных половых ролей сказывается на гендерной сегрегации и стратификации профессий и их разделении на «мужские» и «женские». В гендерной социологии отмечается более низкий статус «женских» профессий и сфер занятости, гендерное неравенство в оплате труда, устойчивость феномена т. н. стеклянного потолка, т. е. неформальных ограничений социальной мобильности женщин в рамках данной организации. Гендерная социология тесно связана с гендерной экспертизой трудового законодательства, работой по его совершенствованию с точки зрения равноправия гендерных групп и контролем за его исполнением.
Устойчивость гендерного неравенства, сохраняющегося вопреки проведению антидискриминационных мер, приводит к необходимости поиска причин этой устойчивости в сознании людей и практике социальных взаимодействий. Теоретико-методологическими основаниями этих исследований послужили этнометодология (Г. Гарфинкель) и символический интеракционизм (И. Гофман), которые изучают социальное взаимодействие как процесс переговоров и согласования смыслов. Категоризация обсуждаемых смыслов с помощью слов естественного языка и их последующее овеществление называется социальным конструированием. В этнометодологическом направлении гендерной социологии гендер понимается как поведение дееспособного индивида, отвечающего перед обществом за соответствие нормативным концепциям мужественности и женственности. Понимаемый таким образом гендер отличается от пола как отнесения человека либо к мужчинам, либо к женщинам на основании биологических признаков и от половой категоризации, т. е. социальной идентификации индивида как мужчины или женщины. Пол человека не должен обязательно соответствовать той половой категории, к которой его относят, тогда как гендер должен обязательно ей соответствовать. Именно этим обстоятельством объясняются сложности освоения мужчинами «женских» сфер занятости, а женщинами – «мужских». Так, мужчина, занятый в столь гендеризованной области, как уход за детьми, должен найти способ разрешения противоречия между выполняемой им гендерной функцией заботы, которая приписывается женщинам, и принадлежностью к своей половой категории.
Формирование и воспроизводство гендерной системы, согласно этнометодологам (американские учёные К. Уэст, Д. Зиммерман и др.), происходит не в силу усвоения заданных гендерных ролей, а в силу того, что в процессе взаимодействия человек обязан соответствовать той половой категории, к которой его относят. Именно этим механизмом объясняются неравное распределение домашних обязанностей в ситуации равной занятости обоих супругов и т. н. двойной гнёт, который падает на плечи занятых в общественном производстве женщин.
Последователей символического интеракционизма интересуют самые разнообразные символические ресурсы конструирования гендерных отношений. Помимо конкретных ситуаций социального взаимодействия они анализируют также тексты, зрительные образы и фильмы, которые рассматриваются как орудия контроля и власти.
Исследования гендера как социального конструкта осуществляются с помощью качественных методов, таких как включённое наблюдение, глубинное интервью, дискурсивный анализ и др., что роднит их с классической этнологией, с одной стороны, и с постструктурализмом, с другой.
В последовательных формах конструктивистского подхода в гендерной социологии (например, американские исследовательницы С. Кесслер, У. Маккенна) было пересмотрено исходное противопоставление пола гендеру как биологического социальному и показано, что даже те сферы взаимодействия полов, которые первоначально считались биологически детерминированными, а именно телесно-эротические контакты людей (сексуальность), также являются социальными конструктами. Это способствовало расширению предмета гендерной социологии – стали исследоваться особенности сексуальности и эротизма в условиях модерна и постмодерна (З. Бауман, Э. Гидденс и др.). Наряду с нормативными сценариями сексуального поведения изучаются отклоняющиеся формы (инцест, сексуальная эксплуатация, сексуальное насилие, порнография как форма доминирования).
Отмеченные изменения в подходах гендерной социологии синтезированы в дефиниции гендера, которую даёт один из ведущих гендерных социологов – австралийский учёный Р. Коннелл. Согласно этому определению, гендер – структура социальных отношений, стержнем которой является репродуктивная сфера человека, и множество управляемых этой структурой практик, привносящих репродуктивные различия между телами в социальные процессы.
Отечественная гендерная социология формировалась на фоне множественности подходов и концепций, которые уже сложились на Западе, а также традиции исследования отношений между полами, заложенной русскими философами (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов) и теоретиками и практиками решения «женского вопроса» (А. М. Коллонтай и др.). Поэтому российская гендерная социология с самого начала отличается множественностью представленных в ней научных парадигм.
Тематически гендерная социология в России определяется специфическими проблемами, связанными с изменением гендерной системы в условиях трансформации социально-экономических отношений, начавшейся в 1990-е гг. Сюда относятся такие проблемы, как поведение разных гендерных групп в новых экономических условиях, изменение конфигурации приватного и публичного, роль печатных СМИ и сетевых ресурсов в конструировании идеалов мужественности и женственности, изменение сценариев сексуального поведения, гендерные аспекты общественных движений.