Мэйн Генри
Мэйн Ге́нри, сэр Генри Джеймс Самнер Мэн (Мейн, Мен; Sir Henry James Sumner Maine), (15.8.1822, Келсо, Шотландия – 3.2.1888, Ницца), британский антрополог, правовед и юрист. Из семьи врача. По окончании Пемброк-колледжа Кембриджского университета (1844) преподавал в Тринити-колледже, в 1847–1854 гг. королевский профессор гражданского права. В 1850 г. получил право на ведение адвокатской практики. С 1852 г. преподавал римское право и юриспруденцию в Судебных иннах (адвокатских корпорациях) в Лондоне. Курсы лекций легли в основу его главного труда «Древнее право...» («Ancient law...», 1861). С 1863 г. являлся членом Совета при вице-короле Индии и советником по правовым вопросам при генерал-губернаторе, создал правовой департамент правительства колонии и разработал план кодификации индийского права. Мэйн подчёркивал необходимость для колониальной администрации учитывать своеобразие местных правовых систем и недопустимость прямого насаждения в Индии английского законодательства. С 1864 г. вице-канцлер Калькуттского университета. По возвращении в Англию (1869) профессор кафедры исторической и сравнительной юриспруденции колледжа Тела Христова Оксфордского университета, с 1877 г. мастер Тринити-колледжа в Кембридже, в 1887 г. избран уэвелловским профессором международного права. Автор трудов «Деревенские общины на Востоке и Западе» (1871), «Лекции по ранней истории институтов» (1875), «Исследования раннего права и обычая» (1883). С 1871 г. член Совета при государственном секретаре Великобритании. В 1871 г. возведён в рыцарское достоинство.
В истории права Мэйн видел ключ к истории цивилизации и полагал, что человечество эволюционирует от характерного для «примитивных» обществ господства обычного права через древнее римское право к современному демократическому английскому праву как наиболее развитой на тот момент правовой форме. Мэйн выделял два типа обществ: «статичных» (неевропейских) и «прогрессивных» (европейских). Первые, такие как Индия и Китай, – общества «статуса», основанные на родственных связях и неизменно иерархизирующем социальные отношения домашнем праве. Вторые – территориально организованные общества «контрактных» отношений, в которых человек освободился от сковывающей зависимости от семьи и сложилось гражданское право и ориентированное на социально-политическое самосовершенствование индивидуалистическое общество.
Отвергая теорию материнского права, Мэйн считал первичной формой социальной организации патриархальную семью, отношения в которой регулировались обычаем. В результате перехода от коллективной собственности патриархальной семьи к индивидуальной и от отношений, предписанных социальными статусами в родственных коллективах, к свободным договорным отношениям, основанным на единых для всех формальных писаных нормах (что окончательно воплотилось в территориально организованном национальном государстве), сформировалось частнособственническое и индивидуалистическое общество. Мэйн верил, что современное европейское право ставит общественное положение человека в зависимость от его личных достоинств и заслуг, а не от национальности, пола и социального происхождения. Однако открыто полемизировал с общепринятыми тогда на Западе взглядами, призывая не отождествлять демократию с прогрессом, не рассматривать её как заведомо наилучшую и наиболее стабильную форму правления.
Поставив во главу угла социальные факторы развития права, Мэйн применил (вслед за Ф. К. фон Савиньи) новаторский метод историко-антропологического сравнительного правоведения, тем самым положив начало юридической антропологии и социологии права. Хотя многие выводы Мэйна ныне признаны чрезмерно категоричными и односторонними, они надолго определили направление развития этих дисциплин. В частности, предложенная им бинарная типология обществ оказала влияние на концепции Л. Г. Моргана, Ф. Тённиса и Э. Дюркгейма.