Морган Льюис Генри
Мо́рган Лью́ис Ге́нри (Lewis Henry Morgan) (21.11.1818, близ г. Орора, штат Нью-Йорк – 17.12.1881, Рочестер), американский этнограф, антрополог, социолог, археолог и общественный деятель, член Национальной академии наук США (1875). Из семьи землевладельца и сенатора штата Нью-Йорк. Изучал право в Академии Кейюга (Орора), после окончания (1840) Юнион-колледжа в Скенектади (штат Нью-Йорк) читал лекции по юриспруденции в Академии Кейюга. С 1844 г. адвокат в Рочестере.
Живя в детстве вблизи резервации ирокезского племени сенека, с ранних лет знал язык и интересовался бытом ирокезов. В 1842 г. организовал общество «Великий орден ирокезов» с целью пропаганды «добрых чувств к краснокожему» и оказания правовой и гуманитарной помощи индейцам. В знак признания заслуг Морган в 1847 г. был усыновлён родом Ястреба племени сенека под именем Таядаовухкух – «Тот, кто стал мостом» (между индейцами и белыми). Год выхода книги Моргана «Лига ходеносауни, или Ирокезов» («League of the Ho-dé-no-sau-nee, or Iroquois», 1851; рус. пер. 1983) – первой монографии об индейцах – считается годом рождения американской этнографической науки, а сам Морган – «отцом» американской этнографии. Собирал коллекции индейских вещей для Нью-Йоркского исторического общества и Кабинета естественных наук в г. Олбани.
В 1855 г. Л. Г. Морган стал совладельцем железных рудников и одним из директоров железнодорожной компании в штате Мичиган. Во время своих деловых поездок обнаружил у оджибве такие же группировки родственников, как и у ирокезов, что побудило его начать сравнительное изучение систем родства. Впервые ввёл анкетную методику, составил программу вопросов по терминологии родства; собранные им материалы охватывают 139 народов всех континентов. В 1859–1862 гг. предпринял 4 экспедиции к индейцам Среднего Запада; его полевые дневники («The Indian journals, 1859–1862», 1959) – классика этнографической литературы.
Л. Г. Морган стал создателем научной теории первобытного общества, одним из основоположников эволюционизма в социальных науках. В итоговых работах «Системы родства и свойствá человеческой семьи» («Systems of consanguinity and affinity of the human family», 1870; 3rd ed., 1997) и «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» («Ancient Society, or, researches in the lines of human progress from savagery through barbarism to civilization», 1877, 2000, рус. пер. 1934) были заложены основы изучения истории первобытного общества, представлена эволюция семейно-брачных отношений и дана периодизация развития человечества. Вслед за А. Фергюсоном Л. Г. Морган выделял три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были им разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. В основу периодизации были положены технологические скачки́ в развитии культуры: так, изобретение гончарства рассматривалось как порог перехода от дикости к низшей ступени варварства, доместикация растений и животных – к средней, а выплавка железа – к высшей его стадии. По Л. Г. Моргану, описанные им стадии развития универсальны и характерны для индивидуальной истории каждого народа. Он также обосновал положение о роде как универсальном социальном институте первобытного общества, опровергнув господствовавшую патриархальную теорию. С этим связаны и его положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. Согласно Л. Г. Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своём развитии путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородственная семья, семья пуналуа, парная и моногамная семьи. С концепцией эволюции семейно-брачных отношений была тесно связана предложенная им классификация систем родства, которые он подразделял на ранние – классификационные, и поздние – описательные. Несмотря на то что гипотезы о существовании кровнородственной семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о родовой организации и общей логике развития семьи стали общепризнанными и сохраняют своё значение в современной науке.
«Древнее общество» Л. Г. Моргана было использовано Ф. Энгельсом при написании его книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Внимание К. Маркса и Энгельса к работам Л. Г. Моргана обусловило их фактическую канонизацию в советской этнографии. Развитие антропологии во многом опровергло теоретические построения Л. Г. Моргана, особенно его концепцию эволюции семейных отношений. Критическое отношение к наследию учёного в англо-американской антропологии 20 в., обусловленное неприятием раннего эволюционизма и марксизма, было преодолено лишь в 1970-х гг. в работах представителей неоэволюционизма.
Важным вкладом Л. Г. Моргана, оказавшим влияние на следующее поколение американских этнографов, была его мысль о единстве интеллектуального развития человечества. Высказывания, свидетельствующие о понимании им взаимосвязи и взаимозависимости различных сторон общественной и религиозной жизни, дают основание рассматривать его как предшественника функционализма.
С 1857 г. член, с 1879 г. президент Американской ассоциации содействия развитию науки (единственный антрополог за её историю), с 1875 г. создатель и первый председатель секции этнологии. Во время поездки в Европу (1870–1871) встречался с Ч. Дарвином, Т. Г. Гексли и др. В политике Морган отстаивал радикальные демократические взгляды. В 1861 г. избран от Республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, где возглавил комиссию по делам индейцев и проявил себя принципиальным противником рабства и сторонником борьбы против рабовладельческого Юга. В 1867 г. избран в сенат штата Нью-Йорк, выступал за радикальную реконструкцию Юга, за полную отмену расовой дискриминации, отстаивал введение избирательного права для негров. До конца жизни занимался защитой индейцев, обличая правительственную коррупцию, осуждая военные операции против индейских племён.
В 1878 г. обследовал поселения пуэбло. В монографии «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» («Houses and house-life of the American aborigines», 1881, 2003; рус. пер. 1934) внёс существенные поправки в традиционные воззрения на цивилизации ацтеков и майя, предложил схему эволюции индейского жилища от вигвама до длинного дома и пуэбло, установив связь между нею и формами семьи.