Адвалорная пошлина
Адвало́рная по́шлина (англ. ad valorem duty, ad valorem tariff), разновидность таможенной пошлины, ставка которой установлена в процентах от таможенной стоимости товара (лат. ad valorem – сообразно цене, стоимости). Адвалорный компонент содержится также в комбинированной пошлине, когда устанавливается определённая адвалорная ставка, но поступления по ней должны быть не менее фиксированной денежной суммы с натуральной (физической) единицы измерения товара.
Например, в 9-й группе 2-го раздела Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), применяемого в Российской Федерации, установлены следующие ставки ввозных таможенных пошлин: для кофе жареного с кофеином в зёрнах – комбинированная пошлина в размере 8 % от таможенной стоимости (что является адвалорным компонентом пошлины), но не менее 0,16 евро за 1 кг; для заменителей кофе, содержащих кофе, – адвалорная пошлина в размере 5 % от таможенной стоимости товара.
Противоположностью адвалорным таможенным пошлинам выступают специфические пошлины, ставки которых установлены в фиксированной денежной сумме с натуральной (физической) единицы измерения экспортируемого или импортируемого товара. В качестве примера можно привести специфическую импортную таможенную пошлину в размере 0,25 евро за 1 кг, установленную в 16-й группе 4-го раздела Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза и применяемую на ввозимые из-за пределов таможенной территории ЕАЭС колба́сы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови.
Адвалорные таможенные пошлины отличаются от специфических по критерию последствий их использования – как для самих импортёров или экспортёров, так и для государственного бюджета как получателя таможенных доходов от взимания пошлин.
Так, применение адвалорной пошлины для конкретного товара стимулирует декларанта ввозимых или вывозимых товаров к занижению их таможенной стоимости, чтобы уменьшить денежную сумму, выплачиваемую в качестве пошлины. В случае специфической пошлины такой эффект отсутствует.
В то же время адвалорная пошлина позволяет «транслировать» в таможенные поступления государственного бюджета возможные колебания мировых цен на товары, импортируемые в страну или экспортируемые из страны, т. е. ценовую конъюнктуру мирового рынка. При росте контрактных цен по внешнеторговым сделкам увеличивается таможенная стоимость товаров, являющихся объектом обложения пошлиной, и пропорционально увеличиваются отчисления в государственный бюджет. При снижении контрактных цен всё происходит с точностью до наоборот. В отличие от этого, при использовании специфической пошлины один и тот же натуральный (физический) объём товарного импорта или экспорта обеспечивает неизменную величину поступлений в государственный бюджет, вне зависимости от ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков.
Для современной мировой практики таможенно-тарифного регулирования (в отличие от ситуации, наблюдаемой в 19 и 1-й половине 20 вв.) характерно использование при импорте товаров в бо́льшей степени именно адвалорных пошлин, а также комбинированных пошлин, содержащих адвалорный компонент. Применение специфических пошлин считается несправедливым и для бизнеса, и для государственного бюджета как получателя доходов от таможенного обложения внешней торговли, поскольку они не способны учитывать изменения ценовой конъюнктуры на мировых рынках. При пересчёте специфических пошлин в процентное выражение (от таможенной стоимости товара) это приводит к относительно высокому уровню таможенного обложения импортёров или экспортёров при низких мировых ценах и относительно низкому – при высоких мировых ценах. Активизации применения адвалорных пошлин способствовала высокая инфляция, приводящая, при прочих равных условиях, к снижению в относительном выражении таможенных поступлений от взимания специфических пошлин. Кроме того, благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий таможенным органам в последние десятилетия становится проще, чем раньше, проверять достоверность декларируемой субъектами внешнеэкономической деятельности таможенной стоимости ввозимых или вывозимых товаров, которая по общему правилу должна соответствовать их контрактным ценам на мировых рынках, а это является предпосылкой эффективного использования адвалорных пошлин в рамках таможенных тарифов.
С применением адвалорных пошлин связана реализация принципа тарифной эскалации (англ. tariff escalation) при построении импортных таможенных тарифов отдельных государств или таможенных союзов. Под тарифной эскалацией понимается увеличение ставок адвалорных ввозных таможенных пошлин при перемещении по производственной цепочке от исходного сырья к промежуточной продукции и далее вплоть до готового (конечного) продукта. Т. е. чем выше степень переработки исходного сырья, тем более высокая пошлина назначается в таможенном тарифе при ввозе из-за рубежа импортных аналогов соответствующих отечественных товаров. Такая практика характерна для большинства стран мира и таможенных союзов и для продукции большинства отраслей и товарных групп.
Причина применения принципа тарифной эскалации при построении импортных таможенных тарифов заключается в следующем: в случае если ставки адвалорных ввозных таможенных пошлин на сырьё оказываются ниже ставок пошлин на промежуточную продукцию, а ставки пошлин на промежуточную продукцию – ниже ставок пошлин на готовую (конечную) продукцию, это обеспечивает такой процентный прирост добавленной стоимости для отечественных производителей товаров высокой степени переработки, который по величине будет выше ставок таможенных пошлин на импорт их зарубежных аналогов этих товаров. Предположим, что определённый конечный товар высокой степени переработки стоит на отечественном рынке 100 руб., а материалы и комплектующие, необходимые для его изготовления (промежуточная продукция), – 50 руб. В этом случае величина добавленной стоимости для производителей готового товара (как разность между ценами готовой и промежуточной продукции) будет равна 50 руб. При введении в таможенном тарифе адвалорной пошлины на ввоз зарубежных аналогов материалов и комплектующих со ставкой 5 % и адвалорной пошлины для зарубежных аналогов готовой продукции со ставкой 10 %, а также при неизменности их мировых цен получим следующие эффекты на отечественном рынке: цена промежуточной продукции вырастет на 5 %, до 52,5 руб., а цена конечного товара увеличится на 10 %, до 110 руб. Добавленная стоимость возрастёт с 50 до 57,5 руб., а её относительный прирост составит 15 %. Именно 15 % будет равен эффективный уровень тарифной защиты отечественных производителей конечной продукции, что выше, чем та номинальная ставка адвалорный пошлины, которая была установлена на импорт зарубежных аналогов этой продукции (10 %).
Следовательно, благодаря тарифной эскалации с помощью инструментов таможенно-тарифной политики решается протекционистская задача для отечественных производителей указанных товаров высокой степени переработки – достигается значительное увеличение добавленной стоимости в данном секторе экономики (а значит, при прочих равных условиях, рост как предпринимательской прибыли, так и заработной платы и занятости в этих отраслях, увеличение поступлений в государственный бюджет от взимания налогов и др.). Иными словами, на внутреннем рынке наибольшая тарифная защита от иностранной конкуренции обеспечивается для предприятий обрабатывающей промышленности, а не сырьевого сектора экономики.