Нетарифное регулирование
Нетари́фное регули́рование, метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).
Конференция Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) определяет нетарифные меры как «меры политики, которые не относятся к обычному таможенному тарифу и которые могут оказывать экономическое воздействие на международную торговлю товарами, вызывая изменения либо в объёме торговли, либо в уровне цен, либо и в том, и в другом» (Non-tariff Measures: Evidence from Selected Developing Countries and Future Research Agenda // United Nations publication, New York and Geneva. 2010. P. 99.).
ЮНКАД разработала классификацию мер нетарифного регулирования, основанную на актуальных мера в современных условиях международной торговли. Выделяются три группы мер:
технические меры: санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры; предотгрузочные инспекции;
нетехнические меры: обусловленные меры торговой защиты; неавтоматическое лицензирование импорта, квоты, меры количественного контроля; меры контроля за ценами; финансовые меры; меры, затрагивающие конкуренцию и др.;
меры в отношении экспорта.