Демпинг
Де́мпинг (от англ. dumping – сбрасывание, сваливание), продажа товаров за рубеж (иногда и на внутреннем рынке) по преднамеренно заниженным ценам; средство продвижения товаров и захвата значительных сегментов рынков. В международном лексиконе термин «демпинг» часто используется как синоним недобросовестной конкуренции. Характерная черта демпинга – продажа какой-либо компанией одного и того же товара по различным ценам на рынках разных стран, что представляет собой ценовую дискриминацию. Обычно на рынке одной страны по разным ценам реализуется продукция неодинакового качества. Допустимое международной практикой массовое вторжение импортных товаров на национальный рынок предполагает ввоз продукции среднего качества и продажу её по минимальным для данного вида товаров ценам. Если эти цены существенно ниже, то товары отечественных производителей или других экспортёров будут вытеснены с внутреннего рынка. Демпинг может осуществляться также по ценам ниже себестоимости товаров, это т. н. хищнический демпинг. Данный вид демпинга является временным и направлен на устранение конкурентов и завоевание рынка, достижение монопольного положения и последующее повышение цен. Другой эпизодический вид демпинга – спорадический, используется компаниями для того, чтобы избежать временного перенасыщения товарами отечественного рынка, что могло бы повлечь снижение цен. В этом случае избыточные партии товаров реализуются на внешнем рынке по пониженным ценам. Несмотря на снижение нормы прибыли, это позволяет демпингующим компаниям не сокращать объёмы производства продукции, но может привести к непредвиденному перенасыщению рынка страны-импортёра.
Детальные исследования практики конкуренции на мировом рынке позволили выделить отдельные виды спорадического демпинга: циклический, возникающий во время циклического спада спроса на продукцию, и сезонный, характерный для скоропортящихся и сезонных товаров.
Конкретные виды постоянного демпинга, осуществляемого за счёт использования выгодных условий работы компании: нисходящий демпинг (когда изготовитель приобретает топливо и сырьё по заниженным ценам), налоговый, зарплатный, социальный (когда в стране-экспортёре слабо развита система защиты интересов работников), экологический (за счёт экономии на природоохранных мероприятиях).
Отдельными видами демпинга являются: обратный (продажа товаров на внутреннем рынке по ценам ниже экспортных), взаимный (встречная торговля двух стран одинаковыми товарами по ценам ниже цен собственного внутреннего рынка), отвлекающий (экспорт по сниженным ценам в промежуточную страну с целью последующего реэкспорта в основную страну).
Специфический вид демпинга – так называемый валютный (девальвационный), возникающий при наличии в стране-экспортёре заниженного курса национальной валюты, что можно определить по существенному отклонению валютного курса от паритета покупательной способности валют.
Для того чтобы демпинг мог стать так называемым постоянным, т. е. чтобы товары в течение длительного времени могли реализовываться на внешнем рынке по более низким ценам, чем на внутреннем, необходимы торговые барьеры, препятствующие ввозу аналогичной продукции на отечественный рынок. Высокая прибыль, получаемая компаниями на внутреннем рынке, позволяет им в этом случае довольствоваться небольшой прибылью на мировом рынке, что даёт преимущества в ценовой конкуренции. Данному виду демпинга могут способствовать меры государственного регулирования внешней торговли: прямые экспортные субсидии в виде выплат или косвенные в виде различных льгот в налогообложении, кредитовании, страховании, транспортных расходах. В качестве ответных мер государство-импортёр может использовать для защиты собственного рынка антидемпинговую политику: меры тарифного и нетарифного регулирования, а также антидемпинговый закон. Законодательство применяется в тех случаях, когда демпинг причиняет ущерб торговле в стране, представляет угрозу ущерба для какой-либо отрасли производства или существенно замедляет её создание.
Доказательством факта демпинга является, как правило, продажа товара на данном рынке по цене ниже «нормальной», определение которой специальная задача. Надёжным аргументом при доказательстве демпинга считается продажа по цене ниже себестоимости. После признания факта демпинга проводится антидемпинговое расследование, по результатам которого устанавливаются соответствующие меры в виде пошлины, временной пошлины либо обязательства повышения цен. Антидемпинговая пошлина в большинстве стран устанавливается в пределах разницы между демпинговой ценой и «нормальной», в странах ЕС пошлина определяется исходя из размеров ущерба от демпинга. Наиболее распространённый способ разрешения конфликта – добровольный отказ экспортёра от демпинга, поскольку это позволяет избежать штрафа либо принудительного выведения фирмы с рынка.
Антидемпинговая политика ныне в большинстве случаев направлена не на борьбу с недобросовестной конкуренцией, а на защиту отечественных производителей от растущего импорта из-за рубежа. Относительно низкие издержки производства в ряде стран позволяют предлагать на мировом рынке большие объёмы продукции по невысоким ценам. Антидемпинговые расследования, количество которых с конца 20 в. растёт, опираются на понятие «нормальной» цены и инициируются не только развитыми странами, но и развивающимися. Антидемпинговые меры, предпринимаемые на основе этих расследований, стали инструментом политики современного протекционизма.
В рамках Всемирно торговой организации создан Комитет по антидемпинговой практике, который получает всю информацию о мерах, применяемых участниками ВТО в отношении товаров из любых стран, в том числе и не являющихся членами ВТО. Комитет проводит работу по унификации антидемпинговых мер, консультирует стороны для ведения торговых переговоров. Международное регулирование антидемпинговой политики предусматривает прекращение соответствующих расследований в случае несущественности демпингового компонента в цене товара либо незначительности объёма импортируемой продукции.