Антидемпинговая пошлина (во внешней торговле)
Антиде́мпинговая по́шлина (англ. Anti-dumping duty; антидемпинговая мера, Anti-dumping measure; антидемпинг, Antidumping), протекционистская мера, которую государство-импортёр – в соответствии с Соглашением по применению Статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 г. (Соглашение по антидемпингу) и по результатам соответствующего расследования – может вводить в целях предотвращения (пресечения) несправедливой практики демпинга; например, в случае если компания экспортирует продукт по цене ниже цены на аналогичный товар, которую она обычно использует на внутреннем рынке в стране происхождения товара. Как правило, такая мера применяется в виде дополнительной адвалорной пошлины (реже специфической или смешанной), но иногда в виде одобрения ценовых обязательств, принятых экспортёром.
Расследование проводит компетентный орган по заявлению компании, группы компаний или деловой ассоциации. Оно предусматривает предоставление доказательств факта демпинга; расчёта нормальной стоимости товара, демпинговой маржи и ставки антидемпинговой пошлины; доказательств наличия или угрозы ущерба; доказательств наличия прослеживаемой причинно-следственной связи между фактами демпинга и предполагаемым ущербом экономике страны-импортёра. Антидемпинговые меры вводятся против конкретных компаний. Если до завершения расследования доказано наличие демпингового импорта и нанесённого (обусловленного) им ущерба, то орган, проводящий расследование, вправе принять решение о введении на период расследования предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба для соответствующей отрасли.
История
Под тем или иным названием демпинг давно стал частью экономической риторики. Американский экономист Дж. Вайнер первым опубликовал обзор литературы по этому вопросу (Viner. 1923), упомянув среди прочего английского писателя 16 в., который обвинил иностранцев в продаже бумаги себе в убыток с целью задушить тогда только зарождавшуюся в Англии бумажную промышленность. Другой пример, приведённый Вайнером, – история обвинения голландцев в 16 в. в том, что они торговали в прибалтийских странах по разорительно низким ценам, чтобы вытеснить французских купцов.
Первый национальный антидемпинговый закон был принят в Канаде в 1904 г. в целях противодействия демпингу со стороны США. Запуск в эксплуатацию первой канадской трансконтинентальной железной дороги (1885) придал импульс широкому развитию в стране железнодорожного строительства, что, в свою очередь, привлекло на канадский рынок такого мощного производителя и экспортёра рельсов, как американская U. S. Steel Corporation. Канадские производители стали утверждали, что U. S. Steel ведёт себя неправомерно и агрессивно; США обвинили в демпинге, указав, что корпорация, поставив под контроль национальный рынок стали и создав в своей стране систематический избыток продукции, решила получить контроль ещё и над соседним рынком, а для этого прибегла к массированному демпингу. Суть канадского антидемпингового закона 1904 г. состояла в следующем: когда экспортная цена товара оказывалась ниже её справедливой рыночной стоимости, определённой в соответствии с базой стоимости для уплаты пошлины, такие товары должны были облагаться (в дополнение к импортной пошлине) ещё и специальной таможенной пошлиной, равной разнице между справедливой рыночной стоимостью и экспортной ценой.
Сначала канадские производители выступили против антидемпингового закона, поскольку они лишались одного из наиболее эффективных аргументов в пользу сохранения более высоких цен и таможенных тарифов. Но как только закон был принят, U. S. Steel подняла свои цены в Канаде на необходимую величину и канадские сталелитейные компании поддержали закон. В последующие полтора десятилетия законодатели других стран с высокими таможенными тарифами в значительной мере имплементировали процедуры оценки демпинговых ущербов, аналогичные канадским. Соответствующие антидемпинговые законы были приняты в Австралии и Новой Зеландии; ряд подобных актов появился и в США. К 1921 г. схожие антидемпинговые законы действовали в США, Франции, Великобритании, Австрии и большинстве стран Британского Содружества.
В США ранние антидемпинговые правила стали продолжением антимонопольного законодательства. Американский антидемпинговый закон 1916 г. объявил незаконной продажу импортных товаров по ценам ниже рыночной стоимости в стране-экспортёре с намерением разрушить промышленность в США, или нанести ей ущерб, или предотвратить создание промышленности в США, или монополизировать какую-либо часть американской торговли в отношении любых таких товаров. В 1921 г. в США был принят ещё один антидемпинговый закон, созданный по образцу канадского закона. Закон 1916 г. был направлен против хищнического демпинга, а закон 1921 г. задумывался как защитная мера для внутреннего рынка. Из него исчезли любые упоминания об антимонопольных критериях – сговоре или ограничении конкуренции.
В ходе Кеннеди-раунда (1964–1967) переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) антидемпинговые меры впервые оказались в повестке этой организации. В целях уточнения, расширения и регулирования использования статьи VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлины) ГАТТ было заключено Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг), в котором был определён критерий того, в каком случае цена импортируемого товара считается демпинговой (если экспортная цена товара была ниже внутренней цены продажи аналогичного товара в стране-экспортёре, то цена признавалась демпинговой).
Уругвайский раунд (1994) переговоров в рамках ГАТТ привнёс в Соглашение по антидемпингу два важных изменения. Первое – расширение определения «нормальной стоимости» продаж за счёт включения понятий ценовой дискриминации и продаж ниже цены производства. В результате оба понятия стали стандартизированными на международном уровне. Второе – разрешение применения предварительных антидемпинговых пошлин в период антидемпингового расследования.
В России применение компенсационных пошлин регулируется Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Правила применения защитных мер в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) основываются на нормах Всемирной торговой организации (ВТО) и установлены в Договоре о ЕАЭС, в частности в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору о ЕАЭС). Органом, проводящим расследование, определена Евразийская экономическая комиссия.
Антидемпинговые меры в экономической литературе
Влияние антидемпинговых мер на международную торговлю, в частности на экспортёров, а также участие стран в торговых спорах ВТО, в особенности по вопросам применения мер защиты внутреннего рынка, исследуются в научной литературе ещё с 1980-х гг.
В исследовании Говиндараджана показано, что антидемпинговые расследования оказывают значительное влияние на импорт независимо от их результатов (Govindarajan. 2015). Стоимость импорта из стран, против которых вводятся антидемпинговые пошлины, падает на 50–70 % в первые 3 года введения пошлины, и, даже если по итогам расследования антидемпинговые меры в конечном счёте не вводятся, импорт всё равно сокращается на 15–20 % в период проведения антидемпингового расследования.
Наличие преференциального торгового соглашения (ПТС) снижает влияние применяемых странами-участницами антидемпинговых мер на объём импорта в среднем примерно на 40 % по сравнению со сценарием отсутствия ПТС. Наличие в ПТС положений по антидемпинговым мерам приводит к уменьшению количества случаев введения таких мер между партнёрами по ПТС в среднем на 33–55 % и, наоборот, увеличивает число применяемых против третьих стран антидемпинговых мер на 10–30 % (Tabakis. 2019).
Исторически больше всех антидемпинговых мер вводили Индия, США, Европейский союз, Бразилия, Китай, Турция, Канада, Австралия. Чаще всего антидемпинговые меры вводятся против компаний из Китая, Республики Корея, Тайваня, США, Японии, Таиланда, Индии, Индонезии и России. С антидемпинговыми мерами связано около четверти всех торговых споров ВТО. Оспариваются как конкретные, введённые, по мнению истцов, с нарушениями норм и правил ВТО антидемпинговые меры, так и некоторые практики национального законодательства стран.