Таможенные органы
Тамо́женные о́рганы, органы исполнительной власти, уполномоченные государством на осуществление функций по контролю и надзору в области таможенного дела.
Деятельность таможенных органов
Основная миссия таможенных органов заключается в содействии развитию внешней торговли. В Генеральном приложении к Международной (Киотской) конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур указывается, что таможенные органы ответственны за применение таможенного законодательства, взимание таможенных платежей, совершение таможенных формальностей, применение нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров (пункты E6/F10, E11/F2).
Как субъекты финансовой деятельности государства таможенные органы исполняют фискальную функцию: участвуют в формировании доходов бюджетной системы за счёт взимаемых ими таможенных и иных платежей (таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, особых видов пошлин, а также имущественных санкций).
В процессе своей деятельности таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают правонарушения, выявление которых отнесено к компетенции таможенных органов, а также иные правонарушения в случае их обнаружения. Одним из наиболее общественно опасных деяний в области таможенного дела признаётся контрабанда, её предметом могут быть наркотические средства, различные виды оружия, ядерные материалы, культурные ценности и другие товары. Возложение на таможенные органы правоохранительной функции означает возможность осуществления ими предварительного расследования, оперативно-розыскной деятельности, административной юрисдикции, включая производство по делам об административных правонарушениях.
Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пунктах пропуска, а также иных местах, помещениях, территориях, где могут совершаться таможенные операции и проводиться таможенный контроль. Большинство таких мест оснащаются техническими средствами таможенного контроля: досмотровой рентгенотелевизионной техникой, инспекционно-досмотровыми комплексами, средствами поиска, техническими средствами идентификации и другим инструментарием. Наиболее совершенные в ракурсе технического оснащения таможенные органы используют возможности искусственного интеллекта.
Одной из особенностей таможенных органов является наличие у них официальных символов: флага, знамени, вымпела и эмблемы. Должностные лица таможенных органов носят специальную форму, позволяющую отличить их от сотрудников других контролирующих органов.
В целом таможенные органы, наряду с другими органами публичной власти, обеспечивают национальную безопасность государства, охрану экономических интересов, защиту общественной безопасности.
Таможенные органы в Российской Федерации
Единая федеральная централизованная система таможенных органов в Российской Федерации установлена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Система таможенных органов – иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Она является четырёхзвенной и включает:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
региональные таможенные управления;
таможенные посты.
Систему таможенных органов в настоящее время возглавляет Федеральная таможенная служба (ФТС России). Она находится в ведении Министерства финансов РФ, как и Федеральная налоговая служба. Обе службы формируют основную часть доходов бюджетной системы Российской Федерации.
ФТС России – руководящее звено системы таможенных органов. Она является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет её, координирует деятельность нижестоящих таможенных органов, способствуя развитию и укреплению единства и целостности системы.
Региональные таможенные управления распространяют свою компетенцию на федеральные округа. Как промежуточное руководящее звено, они непосредственно осуществляют управление и контроль таможен и таможенных постов, находящихся в их подчинении.
Низшие звенья системы таможенных органов – таможни и таможенные посты – совершают таможенные операции, осуществляют таможенный контроль, взимают таможенные и иные платежи, занимаются правоохранительной деятельностью.
В 2018–2020 гг. произошла трансформация таможенной службы, обусловленная активным внедрением в таможенную сферу информационных технологий: электронного декларирования, удалённой уплаты таможенных платежей, автоматического выпуска товаров, онлайн-документооборота. Была изменена организационная структура таможенных органов, перераспределены полномочия внутри этой структуры, обозначены новые функции. В результате такой модернизации таможни были дифференцированы на электронные таможни и таможни фактического контроля, а в системе таможенных постов выделены центры электронного декларирования.
Ввиду необходимости совершения таможенных операций в отношении конкретных видов товаров либо совершения специфических функций в отношении перемещаемых товаров ФТС России создаются специализированные таможенные органы: например, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.
Деятельность российских таможенных органов строится на законодательно установленных принципах. К ним относятся:
равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод;
единство системы таможенных органов и централизованного руководства;
профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов;
ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза стран – участников Евразийского экономического союза и законодательстве РФ о таможенном регулировании;
единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.
Деятельность таможенных органов подлежит оценке по следующим основным критериям: скорость совершения таможенных операций, а также сокращение издержек лиц при их осуществлении; своевременность и полнота поступления таможенных платежей; эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 г. качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнёрами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства – такой приоритет определён в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р.
Таможенные органы в зарубежных государствах
Место таможенных органов в системе государственных органов за рубежом различно: они могут быть самостоятельными либо включены в состав других органов публичной власти. Так, таможенные органы государств, входящих в Евразийский экономический союз, по своему организационно-правовому статусу не отличаются единообразием.
Систему таможенных органов Республики Беларусь возглавляет Государственный таможенный комитет, который подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности – исключительно Президенту Республики Беларусь.
Компетенцией в области таможенного дела в Казахстане обладает Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Схожее положение центрального таможенного органа наблюдается и в Армении, где таможенная служба входит в Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения.
При Правительстве Кыргызской Республики образована Государственная таможенная служба, она обладает статусом вооружённого правоохранительного органа.
Таможенная и налоговая службы объединены в Великобритании, Германии, Италии, Индии и других государствах. В Турции Главное управление таможенной защиты входит в структуру Министерства торговли. В США как подразделение Министерства внутренней безопасности функционирует погранично-таможенная служба; аналогичный орган образован в Австралии. В Канаде функции таможенного контроля возложены на Агентство пограничных служб.
Независимо от статуса национальной таможенной администрации, её полномочия являются традиционными, они в целом тождественны направлениям деятельности таможенных органов Российской Федерации.