Большаков Николай Аркадьевич
Большако́в Никола́й Арка́дьевич [11(23).11.1874, Харьков Харьковской губернии, Российская империя, ныне Харьковская область, Украина – 20.1.1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский певец (тенор), заслуженный артист Республики (1924), заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).
Сын провинциальных актёров Аркадия Алексеевича Большакова и Марии Николаевны Акенфьевой (дед по материнской линии – театральный декоратор). Учился в 1-й Харьковской гимназии (до 5-го класса), где пел в церковном и светском хорах. Окончил гимназию Я. Г. Гуревича (Санкт-Петербург, 1891–1896), во время обучения занимался пением. Учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (3 курса, 1896–1899); одновременно брал уроки пения у И. П. Прянишникова, на 2-м году занятий с ним начал выступать в концертах и клубных оперных спектаклях.
В феврале 1899 г. дебютировал в спектаклях харьковской оперной труппы А. А. Церетели, гастролировавшей в Санкт-Петербурге (Панаевский театр), в операх «Демон» А. Г. Рубинштейна (Синодал), «Князь Игорь» А. П. Бородина (Владимир Игоревич) и «Сельская честь» П. Масканьи (Туридду; партии готовил под руководством Э. А. Купера). В конце того же года выступал в Московской частной русской опере. В январе 1901 г. дебютировал на сцене петербургского Народного дома. Пел в антрепризах Н. И. Собольщикова-Самарина (Казань, Саратов, Астрахань, 1901–1903), А. М. Назарова (Харьков, Кишинёв, 1903–1904), Церетели (Санкт-Петербург, Большой зал консерватории, 1904–1906). В 1901–1907 гг. в летнее время совершенствовал вокальное мастерство за границей: сначала в Италии у А. Броджи, затем 3 сезона в Париже у Л. Эскалаиса [по некоторым источникам, сначала у Эскалаиса (Париж, 1901 или 1902), затем у Броджи (Италия, 1902–1906 или 1903–1907)].
В 1906–1931 гг. солист петербургского Мариинского театра, дебютировал 13 и 14 (26 и 27) апреля 1906 г. в партиях Владимира Дубровского и Ленского в операх «Дубровский» Э. Ф. Направника и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. В 1917–1930 гг. принимал участие в спектаклях Михайловского театра (МАЛЕГОТ).
Один из ведущих лирико-драматических теноров петербургской сцены. Обладал мягким и вместе с тем сильным голосом, незаурядным драматическим талантом. Среди партий: Собинин, Баян и Финн («Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Левко, Лыков, Гришка Кутерьма и Моцарт («Майская ночь», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова), Самозванец, Юродивый и Мисаил, Андрей Хованский («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Герман, Водемон, Андрей («Пиковая дама», «Иоланта», «Мазепа» П. И. Чайковского), Герцог, Альфред, Радамес («Риголетто», «Травиата», «Аида» Дж. Верди), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Риенци, Вальтер, Миме («Риенци», «Тангейзер», «Зигфрид» Р. Вагнера), Пикилло (оперетта «Птички певчие» Ж. Оффенбаха, МАЛЕГОТ). В 1911 г. выступил в партии Альфреда («Травиата» Верди) на сцене московского Большого театра (Виолетта – А. В. Нежданова, Жермон – И. В. Грызунов).
Первый исполнитель партий в операх «Пан воевода» Н. А. Римского-Корсакова (Чаплинский), «Каширская старина» М. М. Иванова (Василий), «Чёрный яр» А. Ф. Пащенко (Молодой рабочий, Поселковый начальник), в Мариинском театре – в операх «Черевички» П. И. Чайковского (Вакула), «Анджело» (2-я редакция; Родольфо) и «Сын мандарина» Ц. А. Кюи (Мури), на русской сцене – в операх «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса (Нарработ и Вальцаки), «Дальний звон» Ф. Шрекера (Кавалер).
В мае–июне 1908 г. гастролировал в составе антрепризы А. А. Церетели в Берлине. В 1913 г. принимал участие в спектаклях Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (Театр Елисейских Полей) и Лондоне (театр «Друри-Лейн»). В составе Частной русской оперы (антреприза Церетели) участвовал в постановке оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» под управлением Э. А. Купера (Парижская опера, 1926).
Вёл обширную концертную деятельность (до 1944). Пел в общедоступных концертах графа А. Д. Шереметева (1899–1901; исполнял в том числе отрывки из опер «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Гугеноты» Дж. Мейербера с духовым оркестром). С 1900 г. вместе с Е. К. Мравиной гастролировал с концертами по городам России. Концертный репертуар певца включал произведения Б. Сметаны, Э. Грига, Дж. Пуччини, В. А. Моцарта (сольная партия в Реквиеме) и других композиторов. Участвовал в концертном исполнении 1-го действия оперы «Соловей» И. Ф. Стравинского (Рыбак, 1922; дирижёр – Э. А. Купер) и оперы «Фиделио» Л. ван Бетховена (Флорестан, 1931; дирижёр – А. фон Цемлинский), оратории «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (Фауст, 1925; дирижёр – В. В. Бердяев; все – в Большом зале Ленинградской филармонии). В 1917–1934 гг. в порядке шефства принял участие в почти 700 бесплатных спектаклях и концертах для рабочих и красноармейцев. В 1930-е гг. работал в Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, участвовал в обслуживании выездными оперными спектаклями и тематическими концертами домов культуры Ленинграда и его пригородов.
В 1923–1953 гг. преподавал сольное пение в Петроградской (позднее Ленинградской) консерватории (с 1935 профессор, с перерывами занимал должность заведующего кафедрой специального пения) и Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского. Среди учеников: Л. Я. Грудина, С. М. Ивницкая, Е. В. Каравашкова, Э. И. Каплан, Я. Х. Вутирас, Н. Г. Гришанов, Н. И. Первозванская, И. П. Яшугин.
В апреле 1951 г. исполнил партию Трике в юбилейном спектакле «Евгений Онегин» Чайковского (1–4 картины) в честь 50-летия своей артистической и педагогической деятельности (Большой зал Ленинградской консерватории, дирижёр – Д. И. Похитонов).
Записывался на грампластинки (на некоторых указан под псевдонимом Аркадьев) в Петербурге (1905–1911, на фирмах «Граммофон», «Колумбия», «Пате», «Бека», «Сирена», «Фаворит», «Омокорд», «Стелла», «Лирофон», «Янус Рекорд», «РАОГ»). Среди записей: арии, дуэты и сцены из опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Галька» С. Монюшко, «Травиата», «Риголетто», «Трубадур» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен», «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Жидовка» Ф. Галеви, «Манон» Ж. Массне, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Тоска», «Богема» Дж. Пуччини, «Сельская честь» П. Масканьи, из оперетт «Мартин-Рудокоп» К. Целлера, «Нищий студент» К. Миллёкера, «Прекрасная Елена», «Перикола», «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, «Корневильские колокола», «Рай Магомета» Р. Планкетта, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Грёзы вальса» О. Штрауса, «Маскотта» Э. Одрана, «Принцесса долларов» Л. Фалля, «Ночь любви» В. П. Валентинова, романсы и песни.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1938).