Богданович Александр Владимирович
Богдано́вич Алекса́ндр Влади́мирович [22.10(3.11).1874, Смоленск – 6.4.1950, Москва], российский певец (тенор), педагог, общественный деятель, заслуженный артист Республики (1925).
Из семьи учителя. По окончании смоленской гимназии (1894) поступил на медицинский факультет Московского университета. Брал частные уроки пения в Москве у Л. В. Собинова (с 1897). С 1900 г., окончив университет, работал врачом в Смоленске (здесь впервые выступал как певец-любитель на музыкальных вечерах), с 1901 г. – в Санкт-Петербурге, где одновременно занимался пением у И. И. Оноре. С 1902 г. выступал в концертах симфонического оркестра графа А. Д. Шереметева. Дебютировал на оперной сцене в 1903 г. в партии Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна) в Петербургской русско-итальянской частной антрепризе К. О. Гвиди, выступал здесь в течение 1 сезона в партиях Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно). В 1904 г. совершенствовался в Милане у А. Броджи и Ф. Валеро. В 1904–1905 гг. пел в Тифлисской опере (антреприза Л. Д. Дальского), в 1905 г. – в петербургском Народном доме, в 1905–1906 гг. солист Мариинского театра (дебютировал в партии Фауста).
В 1906–1936 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Синодала в опере «Демон» А. Г. Рубинштейна). Выступал в лирических партиях наряду с Л. В. Собиновым и Д. А. Смирновым, среди лучших: Баян и Финн («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Берендей, Лыков, Индийский гость, Левко («Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Джеральд («Лакме» Л. Делиба). Участвовал в первом исполнении опер «Матео Фальконе» Ц. А. Кюи (Санпьеро; 1907) и «Декабристы» В. А. Золотарёва (Рылеев; 1925).
Обладал голосом мягкого тембра, тонким чувством стиля, сценическим темпераментом, исполнение отличалось выразительностью.
Вёл обширную концертную деятельность, владел большим камерным репертуаром. Участвовал в концертах Кружка любителей русской музыки Керзиных, первый исполнитель ряда произведений С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, Н. Н. Черепнина. Пел сольные партии в ораториях Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, И. С. Баха, в Реквиеме В. А. Моцарта, Реквиеме Дж. Верди, в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена. Часто гастролировал по России, в том числе вместе с женой – солисткой Большого театра М. Г. Гуковой.
Принимал участие в создании Оперной студии при Большом театре, преподавал здесь вокал (вместе с М. Г. Гуковой), в 1922–1924 гг. руководил ею, в 1924 г. заведовал художественной частью в созданном на основе студии Оперном театре имени Станиславского (см. в статье Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1934–1936 г. заведующий оперной труппой Большого театра, с 1936 г. – кабинетом музыкальных театров при Всероссийском театральном обществе (ВТО), одновременно председатель вокально-методической комиссии при Управлении музыкальных учреждений в Комитете по делам искусств.
Со студенческих лет А. В. Богданович активно участвовал в революционных кружках, неоднократно подвергался арестам. Занимался общественной деятельностью: давал большое количество благотворительных и бесплатных концертов в пользу студентов, рабочих, раненых в Первой мировой войне; силами артистов Большого театра организовал питательный пункт для беженцев, работал врачом, а также начальником госпиталя, созданного на средства артистов. После 1917 г. председатель корпорации солистов Большого театра. В 1923–1930 гг. избирался депутатом органов местного управления. Во время Великой Отечественной войны руководил организованным им фронтовым театром.
Записал на грампластинки свыше 20 произведений (1903–1908, фирмы «Коламбия», «Граммофон», «Пате»). Среди записей: ария и 2 ариозо Ленского («Я люблю вас, Ольга» и «В вашем доме») из оперы «Евгений Онегин», песня Вакулы («Черевички» П. И. Чайковского), песня Баяна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), каватина Князя («Русалка» А. С. Даргомыжского), романс Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна), песня Левко («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), каватина Фауста («Фауст» Ш. Гуно), ария Рюделя («Принцесса Грёза» Ю. И. Блейхмана), думка Йонтека («Галька» С. Монюшко), романс Вильгельма («Миньон» А. Тома), квартет из оперы «Риголетто» (с А. Л. Владиной, Е. В. Максимовской и Я. Фреем), романсы Чайковского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, К. Ю. Давыдова, Блейхмана, Н. А. Миклашевского, А. Ю. Симона, Л. Бадиа (дуэт «О, повтори», с В. С. Шароновым), Н. Д. Дмитриева (трио «На севере диком», с А. Л. Владиной и Я. Фреем). Сохранилась аудиозапись траурного митинга памяти А. В. Богдановича (8 апреля 1950, Центральный дом актёра).