Смертная казнь
Сме́ртная казнь, в уголовном праве исключительная мера наказания. Возможно, самый древний вид уголовных наказаний и, несомненно, – самый жестокий из них. Это наказание известно всем государствам мира с библейских времён. Генезис его следует искать в обычае кровной мести, когда причинитель зла уничтожался физически (обезглавливание, в России – четвертование, колесование, по шариату – забивание камнями и т. д.).
Из дошедших до нас отечественных источников Русская правда впервые предусматривала возможность мстить убийством за убийство, кражу, нанесение ран. В дальнейшем сфера применения смертной казни расширялась. По Судебникам 1497 и 1550 гг. лишением жизни карались: душегубство (убийство), государственная измена, ложный донос, квалифицированная кража, разбой, поджог, похищение людей и др. Резко расширилась практика применения смертной казни в 17–18 вв. По Соборному уложению 1649 г. эта мера могла назначаться более чем за 50 преступлений, в Воинских артикулах Петра I смертная казнь предусматривалась в 122 статьях. Во времена просвещённых монархий применение смертной казни пошло на убыль, а в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II смертная казнь и вовсе была отменена. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. смертная казнь могла назначаться лишь за преступления государственные (преступные действия против императора, бунт против власти, государственная измена) и карантинные (преступные противодействия предупреждению распространения чумы, насильственный прорыв через карантинную зону и т. п.). В Уголовном уложении 1903 г. смертная казнь сохранилась только за государственные преступления. В Советской России (затем в СССР) амплитуда колебаний законодателя относительно смертной казни усилилась и простиралась от полной отмены (1917, 1920, 1947) до почти беспредельного расширения её объёма (1922, 1926, 1960, 1962). По Уголовному кодексу РСФСР 1926 г. смертная казнь могла быть назначена за совершение 37, а по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. – 35 преступлений. Конституция РФ даёт законодателю право устанавливать в качестве исключительной меры наказания смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни (ст. 20).
В России смертная казнь – исключительная мера наказания, которая назначается приговором суда на основании и в порядке, предусмотренном уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Исключительный характер этой меры наказания заключается в том, что она может устанавливаться лишь временно, до полной её отмены, а также в том, что она может устанавливаться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь: убийство при отягчающих обстоятельствах [ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ (УК РФ)], посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ)]. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. Законом предусмотрен такой порядок исполнения данного наказания, который нацелен на исключение возможной судебной ошибки. В соответствии со ст. 184 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) осуждённый к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. При обращении осуждённого с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. При отказе осуждённого от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора, который направляется в Верховный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ для проверки материалов уголовного дела и составления заключения.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключения председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения жалобы или представления на приговор суда для рассмотрения в суде надзорной инстанции, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осуждённого от обращения с ходатайством о помиловании. В ст. 186 УИК РФ установлено, что смертная казнь исполняется непублично путём расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осуждённых производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных.
По данным Организации Объединённых Наций на начало 2023 г. 170 стран прекратили применение смертной казни, в частности потому, что её использование не имело сдерживающего эффекта и никоим образом не способствовало повышению безопасности общества (В ООН призывают страны полностью отменить или существенно ограничить применение смертной казни // Организация Объединённых Наций).
Наличие смертной казни в системе наказаний не означает её реального применения. При вхождении в Совет Европы Россия подписала Дополнительный протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 № 53-рп «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.»], взяв на себя обязательство законодательно отменить смертную казнь в течение трёх лет, а до этого – ввести мораторий на исполнение смертных приговоров. Однако названный протокол ратифицирован не был. В российских СМИ бытует тезис о том, что 16 мая 1996 г. Президент РФ подписал Указ об отмене смертной казни, установив фактический мораторий на её применение. На самом деле Указом от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» Президент РФ поручал палатам Федерального Собрания РФ «обсудить при рассмотрении проекта Уголовного кодекса Российской Федерации вопрос о сокращении составов преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь». После принятия УК РФ 1996 г. суды смертную казнь не назначали.
Конституционный Суд РФ в пункте 5 резолютивной части Постановления от 2 февраля 1999 г. № 3-П указал, что до введения суда присяжных на всей территории страны смертная казнь не может назначаться и судами тех субъектов РФ, где суды присяжных уже функционируют. Последним субъектом РФ, где суды присяжных начали действовать с 1 января 2010 г., стала Чеченская Республика. Перед этим Верховный Суд РФ обратился в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разъяснении п. 5 указанного постановления, чтобы избежать противоречивой правоприменительной практики по вопросу о возможности назначения наказания в виде смертной казни после введения судов с участием присяжных заседателей на всей территории РФ. Конституционный Суд РФ указал, что «введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей». Свою правовую позицию он обосновал тем, что «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учётом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер» (п. 1 резолютивной части определения Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р).
Абсолютный запрет на применение смертной казни Конституционным Судом РФ вызывает ряд вопросов. Во-первых, в части его несоответствия ч. 2 ст. 20 Конституции РФ. Во-вторых, обязательство России отменить смертную казнь Конституционный Суд РФ выводит из подписания Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который не ратифицирован, а с момента выхода РФ из Совета Европы все обязательства России перед этой организацией аннулируются. 15 марта 2022 г. Россия объявила о начале выхода из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ, с последующей денонсацией устава Совета Европы и Конвенции), а 16 марта 2022 г. она была исключена из Совета Европы (Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 16 марта 2022 CM/Res(2022)2 «О прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы»), сохранив за собой статус государства – участника Конвенции до 16 сентября 2022 г. (Резолюция Европейского Суда по правам человека от 22 марта 2022 «О последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской Конвенции по правам человека»). В России 11 июня 2022 г. были приняты федеральные законы, позволяющие ей не исполнять решения ЕСПЧ (Федеральный закон от 11 июня 2022 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 июня 2022 № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). В-третьих, Россия не подписывала Протокол № 13 от 3 мая 2002 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах, т. е. и в военное время. В-четвёртых, обоснование запрета смертной казни (международно-правовые тенденции и привычка общества за время моратория к неприменению смертной казни) носит нравственно-эмоциональный характер, тогда как по закону «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» [ст. 3 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Закон о Конституционном Суде РФ)]. В-пятых, в соответствии с Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде РФ этот орган разрешает дела о конституционности норм права по запросам, ходатайствам и жалобам. Однако определением от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р Конституционный Суд РФ ввёл запрет на смертную казнь по собственной инициативе, поскольку обратившийся за разъяснением Верховный Суд РФ вопрос о конституционности нормы о смертной казни перед Конституционным Судом РФ не ставил, на что вполне обоснованно обратил внимание судья Конституционного Суда РФ Ю. Д. Рудкин в своём Особом мнении по данному делу.
Сохранение смертной казни в системе уголовных наказаний либо отказ от неё – это проблема, которую можно решить только конституционно-правовым путём.