Печенеги
Печене́ги (тюрк. самоназвание – Päčänäk/Bäčänäk, греч. οἱ Πατζινάκαι или οἱ Πατζινάκοι, также οἱ Πατζινακῖται; араб. – بجناك, ср.-век. лат. Pacinac, др.-рус. – печенѣгъ), древний тюркоязычный народ.
Прародина печенегов и происхождение этнонима
Сформировались, вероятно, в 7–8 вв. в бассейне реки Сырдарья и в Приаралье. Изначально печенеги являлись частью народа огузов. В трактате византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» есть сведения, что прежнее наименование части печенегов – «кангары». Й. Маркварт сопоставил этноним «кангар» с названием нижнего течения реки Сырдарья (Канг) и этнонимом «кенгерес» тюркских рунических орхоно-енисейских надписей. Гипотеза Маркварта, поддержанная В. В. Бартольдом (с оговорками лингвистического характера) и А. М. Щербаком, позволяет локализовать место изначального расселения печенегов в низовьях Сырдарьи и на территориях, примыкающих с севера к Аральскому морю. С. Г. Кляшторный отождествлял «реку Канг» с землями оазисов среднего течения Сырдарьи, которые находились под протекторатом полукочевых огузских и печенежских племён. Согласно его наблюдениям, в начале 8 в. печенежские племена (кенгересы/кангары) уже представляли собой самостоятельный народ, входивший в политическую конфедерацию с оседлым населением оазисов.
Этноним «печенеги», скорее всего, является деминутивом (уменьшительной формой) от имени Бече (др.-тюрк. имя собственное Beče; видимо, легендарного героя-эпонима). Возможно также, что этноним (как и имя собственное) восходит к тюркскому слову *bačanak (уменьшительное от badža – свояк; муж старшей сестры; старший родич).
Печенежский язык
О языке печенегов сведений немного. Возможно, он зафиксирован в ряде нерасшифрованных эпиграфических памятников древнетюркского рунического письма. Из византийских и других письменных источников известно несколько десятков печенежских слов (главным образом личные имена, топонимы, этнонимы). Точное положение печенежского языка внутри тюркских языков остаётся неясным.
По данным «Повести временных лет», в 10 в. язык печенегов был известен жителям Киева. По свидетельству еврейского учёного и купца из мусульманской Испании Ибрахима ибн Йа‘куба ал-Исра‘или ат-Туртуши, лично побывавшего в Центральной Европе в 960-х гг., «многие северные народы», включая печенегов, «говорили на славянском языке» (Mishin D. Ibrahim Ibn-Ya’qubat-Turtushi’s Account of the Slavs from the Middle of the Tenth Century // Annual of Medieval Studies at Central European University 1994–1995. Budapest, 1996. Vol. 2. P. 190; Калинина. 2015. С. 172–173), т. е. тюркофоны-печенеги или освоили славянский язык, или вообще стали двуязычны.
«Печенегия» в 10–11 вв.
Складывание территории
В конце 9 в. печенеги были вытеснены из Приаралья огузами и перекочевали к Волге. В свою очередь, вынудили уйти на запад кочевые племена мадьяров (венгров). Несмотря на поражение от огузов и хазар, племена печенегов расселились в степях, контролировавшихся Хазарским каганатом, часть поселений хазар были разрушены. Между 897 и 904 гг. печенеги появились в Северном Причерноморье (впервые об этом сообщает латинская Хроника Регинона Прюмского под 889, но эта дата ошибочна: Козлов. 2012; Щавелев. Архонт пачинакитов Куркут. 2021) и полностью вытеснили оттуда мадьяров. В 1-е десятилетие 10 в. расселились в Нижнем Подунавье. В 10 в. кочевали между Волгой и низовьями Дуная.
В Северном Причерноморье сложилась крупная этнополитическая общность, получившая в византийской и латинской историографии название «Печенегия», которая во многом определяла геополитическую ситуацию в Восточной Европе. В совокупности печенеги контролировали огромную территорию, крайними точками которой были на западе – дельта Дуная, на севере – Киев (Древнерусское государство), на востоке – Дон и на юге – Херсон и Боспор-Пантикапей. Максимальную площадь территории расселения печенегов можно оценить как достигающую порядка 400 000 км2. «Печенегия» делилась на 2 больших объединения, граница между которыми пролегала по Днепру. Восточное (левобережное) объединение имело контакты с Херсонесом (ныне в черте г. Севастополь) и Хазарским каганатом, западное было связано с Первым Болгарским царством и Византией. В это время печенеги фактически контролировали самый сложный участок пути «из варяг в греки» – низовья Днепра и Днепровские пороги, а также использовались Византией для работы проводниками в причерноморских степях. Печенежские воинские контингенты неоднократно привлекались как наёмники императорами Византии в борьбе против Первого Болгарского царства и Древнерусского государства, а также князьями Рюриковичами против Византии и Первого Болгарского царства. Часть печенегов находилась в зависимости от Хазарского каганата, ещё одна мигрировала в Заволжье, где их присутствие в 10 в. отметил арабский путешественник Ибн Фадлан.
Политическое устройство
Практически все средневековые авторы отмечали сложное политическое устройство печенежского этнополитического объединения в 10–11 вв. Согласно Константину VII Багрянородному, «Печенегия» делилась на 8 «фем», со своими предводителями («великими архонтами»), а «фемы» – на 40 меньших объединений (скорее всего, «кланов» или «родов»). Три «фемы» в трактате выделены отдельно, и, по всей видимости, они являлись доминирующими. Их населял народ кангар/кангары (Κάγγαρ). Таким образом, выстраивается 3 уровня иерархии в политии печенегов – 3 великих вождя-кангара, ещё 5 великих вождей и 40 вождей более мелких частей, т. е. фактически речь идёт о сложившемся вождестве, превращающемся в сложное вождество (Марей. 2000; Щавелев. Языческие политии. 2021).
Власть у печенегов принадлежала представителям одного рода и передавалась, по данным трактата «Об управлении империей», от правителя к его двоюродному брату или, что более вероятно, племяннику или детям племянника (по всей видимости, так исказился в византийском восприятии общетюркский обычай передавать власть не от отца к сыну, а следующему по старшинству после правителя мужчине в роде). Источники отмечают существование у печенегов «народного собрания» или «аристократического совета», а также рост власти вождей-ханов и «старейшин». «Печенегия», таким образом, представляла собой сложное вождество (конфедерацию племён), которое могло перерасти в кочевую империю, но было постепенно уничтожено в войнах (Golden. 1995; Марей. 2000).
В «Обозрении истории» Иоанна Скилицы описана ситуация в «Печенегии» в 1040-х гг.: в нём сообщается о 13 «родах» печенегов и говорится, что у печенегов в это время был единственный лидер Тирах, унаследовавший власть у своего отца Вилтара и принадлежавший к привилегированному клану, но слабый и мирный человек. Перед нами бесспорное свидетельство существования централизованной политии с безусловно наследуемой властью без административного аппарата, т. е. типичного вождества. Вождями были и сам Тирах, и его отец Вилтар, что говорит о том, что принцип передачи власти племянникам (двоюродным братьям) сменился на наследование власти от отца к сыну.
Источники доходов
Печенеги получали доходы от работы проводниками в причерноморских степях для агентов Византии, а также наёмниками на византийской службе и на службе у правителей Древнерусского государства. Исключительную роль в их жизни играла внешняя торговля. В трактате «Об управлении империей» подчёркивается, что жители Киева покупали у печенегов скот. В Херсонес печенеги продавали шкуры и воск. Если шкуры могли быть получены от разведения домашнего скота или охоты, то продажа воска означает, что либо печенеги сами собирали дикий мёд или разводили пчёл, либо контролировали территории народов, занимавших сбором дикого мёда или бортничеством.
Значимым источником доходов для них был и прямой грабёж. Судя по трактату «О управлении империей», грабежу со стороны печенегов подвергались практически все соседние земли: Херсонес и прилегающие области, Ро́сия, Болгария, «Белая Хорватия», т. е., видимо, территория верховьев Дуная.
Традиционные обычаи и контакты с носителями монотеистических религий
В источниках зафиксированы обычаи печенегов: бритьё бороды, ношение укороченной безрукавной одежды, сожжение покойников, вера в контагиозную передачу личной удачи, возможно, ритуальный каннибализм. Особый интерес представляет исключительное, даже по меркам кочевников, внимание печенегов к своим коням; по всей видимости, люди и их кони воспринимались ими как равнозначные члены одного коллектива. Археологические данные свидетельствуют, что печенеги практиковали погребения в виде трупоположений с конём (известны также погребения только коней и чучел коней), часто – с оружием (луки, стрелы, сабли) и украшениями. Погребения печенегов не имеют принципиальных отличий в обряде среди массы синхронных кочевнических захоронений, выделяются в основном хронологически и территориально. Над могилами либо насыпались небольшие курганы, либо делалось впускное погребение в насыпи более раннего времени. Часто в могильной яме сооружалась деревянная камера или ящик (Круглов. 2003). При этом погребальный обряд не показывает явных признаков нарастания социальной дифференциации. Свободные воины-мужчины погребались соплеменниками практически одинаково: с конями, оружием и иным сопроводительным инвентарём.
В 1008 г. немецкий миссионер Бруно Кверфуртский ездил к печенегам с целью обратить их в христианство, но его инициатива оказалась малоуспешной. Хотя большинство населения требовало казнить Бруно и его спутников (печенеги угрожали миссионеру «тысячей топоров и тысячей мечей», что свидетельствует об исключительной вооружённости боевым оружием печенежского социума), им всё же была дана санкция на проповедь христианства, что позволило крестить 30 человек, в число которых могли входить и представители элиты.
Восточные авторы сообщают о распространении среди печенегов ислама, также к печенегам проникали проповедники манихейства.
Русско-печенежские отношения
Печенеги неоднократно фигурируют на страницах раннего древнерусского летописания. Первое историческое сообщение о печенегах в нём условно датируется 915 г., когда они заключили мир с киевским князем Игорем, который позже и воевал с печенегами, и нанимал их для похода на Византию. Во время войны князя Святослава Игоревича с византийцами печенеги осадили Киев. В «Повести временных лет» описаны переговоры древнерусского воеводы Претича и «печенежского князя», которые в знак мира обменялись оружием. Либо в августе 971 г. (Щавелев. 2020. С. 416), либо весной 972 г. (датировка «Повести временных лет») печенежский вождь Куря убил князя Святослава Игоревича; по преданию, из черепа князя для его победителя была сделана чаша. Во время правления его сына, киевского князя Владимира Святославича, печенеги неоднократно нападали на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 – все летописные даты условны; скорее всего, печенеги, как позднее половцы, осуществляли набеги каждый год). Для обороны от них киевский князь организовал строительство оборонительных линий на южных границах Древнерусского государства («бе бо рать отъ печенегъ»). Они строились вдоль рек Десна, Остёр, Трубеж, Сула, Стугна. Постоянные войны с печенегами отразились в древнерусской эпической традиции, ставшей источником для летописцев (поединок юноши-кожемяки с печенежским богатырём; обман горожанами печенегов во время осады Белгорода; история как князь Владимир Святославич прятался от них под мостом). Печенеги участвовали в междоусобной войне сыновей Владимира Святославича на стороне Святополка Окаянного против Ярослава Владимировича Мудрого.
Закат могущества
В 1036 г. киевский князь Ярослав Владимирович нанёс печенегам сокрушительное поражение, после которого основная часть печенегов под напором половцев откочевала к границам Византии и Венгрии. В 11 в. печенеги создавали постоянную угрозу Византии, в конце 1040-х гг. под предводительством хана Тираха форсировали по льду Дунай, однако византийцам удалось остановить их наступление. В то же время чуть ранее соперник хана Тираха Кеген перешёл на службу к византийским императорам, часть печенегов расселилась на территории Болгарии. Император Алексей I Комнин, после шестилетней войны с печенегами, в 1091 г. сумел одержать над ними победу. Его успех закрепил император Иоанн II Комнин, после победы которого над ними в 1122 г. печенежская угроза была ликвидирована.
С середины 11 в. происходило массовое переселение печенегов в Венгрию (их первые проникновения туда относятся к 10 в.). Их походы и миграция в эту страну продолжались до 1-й четверти 12 в. Упоминания «служилых» печенегов в венгерских источниках встречаются вплоть до 2-й половины 13 в.
Часть печенегов со 2-й половины 11 в. становятся федератами киевских князей, войдя в состав чёрных клобуков. В 1116 г. состоялось сражение печенегов и торков с половцами у реки Дон, в котором союзники потерпели поражение. Вероятно, печенеги и торки попытались воспользоваться ослаблением половцев в результате половецких походов русских князей 1100–1110-х гг. В русских летописях печенеги в последний раз упоминаются в 1169 г. в составе чёрных клобуков.
Известия поздних летописей (16 в.) о победе над печенегами Аскольда и Дира в 867 г., крещении печенежских князей, победах русских богатырей над печенегами и договорах с различными печенежскими князьями, скорее всего, недостоверны и являются плодом литературного творчества позднего Средневековья.
Сведения о печенегах исчезают из источников к концу 13 в.