Святослав Ярославич (князь черниговский и киевский)
Святосла́в Яросла́вич (в крещении Николай) (1027 – 27.12.1076, Киев), князь черниговский (с 1054), киевский (22 марта 1073–27 декабря 1076); русский святой. Из династии Рюриковичей. 3-й сын Ярослава Владимировича Мудрого от 2-го брака со шведской принцессой Ингигерд (в крещении Ириной). Брат Изяслава Ярославича, Всеволода Ярославича. Отец Олега Святославича и Давыда Святославича (от 1-го брака), Ярослава Святославича (от 2-го брака).
Участник триумвирата Ярославичей
После смерти отца вместе с братьями – киевским князем Изяславом Ярославичем и переяславским князем Всеволодом Ярославичем – создал триумвират, управлявший Древнерусским государством. В 1060 г. вместе с братьями и полоцким князем Всеславом Брячиславичем нанёс поражение торкам. В 1060-х гг. с переменным успехом вёл борьбу за утверждение своего сына Глеба в Тмутараканском княжестве. В 1067 г. участвовал в походе на Полоцкое княжество. В 1068 г. войска триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта, однако 1 ноября того же года Святослав Ярославич нанёс поражение половцам у Сновска (ныне городище в черте посёлка городского типа Седнев Черниговского района Черниговской области, Украина). С 1068–1069 гг. началось охлаждение между Святославом Ярославичем и его старшим братом Изяславом. К 1069 г. добился вокняжения сына Глеба в Новгороде. 20 мая 1072 г. Святослав Ярославич участвовал в княжеском съезде и торжественном перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в церковь в Вышгороде. Вместе с братьями участвовал в принятии т. н. Правды Ярославичей.
На киевском столе
В 1073 г. Святослав Ярославич обвинил Изяслава Ярославича в сговоре с полоцким князем Всеславом Брячиславичем и в союзе с младшим братом Всеволодом изгнал старшего брата из Киева. Заняв киевский стол, Святослав Ярославич, вероятно, сохранил за собой Чернигов и поддерживал союз с братом Всеволодом.
Вёл активную внешнюю политику: принимал в Киеве посольство германского короля Генриха IV во главе с епископом Бурхардом (1075); осенью того же года сын Святослава Ярославича Олег и племянник Владимир Всеволодович Мономах участвовали в войне против чешского князя Вратислава II на стороне польского короля Болеслава II Смелого.
Церковная политика
Между 1059 и 1071 гг. Святослав Ярославич организовал Черниговскую митрополию [А. В. Назаренко обосновал мнение о возможности сузить эту датировку до 1069–1070 гг.: Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во второй половине XI века // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2007. № 1(27). С. 101–103]; единственным известным по источникам черниговским митрополитом 11 в. был Неофит, упомянутый в «Повести временных лет» в 1072 г. Поддерживал контакты с братией Киево-Печерского монастыря; в 1069 г. предоставил убежище его основателю Антонию Печерскому, когда тот подвергся преследованиям со стороны Изяслава Ярославича. Во время своего киевского княжения вступил в конфликт с игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским, завершившийся в итоге компромиссом и примирением. В 1074 г. посетил находящегося при смерти игумена, который завещал князю позаботиться о братии и новом игумене Стефане. Профинансировал строительство Успенского собора Киево-Печерского монастыря (освящён 14 августа 1089) и лично принимал участие в строительных работах. По косвенным данным «Повести временных лет» можно предполагать, что Святослав Ярославич выступил инициатором строительства каменной церкви святых князей Бориса и Глеба в Вышгороде (окончательно завершена в 1112).
Заказчик Изборника Святослава 1073 г. (содержит миниатюру с изображением семьи заказчика – князя с супругой и 5 сыновьями) и Изборника 1076 г.
Умер в результате неудачной операции по вскрытию опухоли или нарыва (заболел, вероятно, ещё в 1072).
Был дважды женат: 1-м браком на некой Килликии (Кикилии), упомянутой в Любецком синодике; 2-м браком (заключён около 1070/1071) на Оде, дочери маркграфа Венгерской марки Лютпольда (Липпольда) Бабенберга, родственнице германского короля Генриха IV.
Был похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове.
Канонизация
Почитается Русской православной церковью как святой благоверный князь. Канонизация подтверждена внесением имени князя в 1980-х гг. в Собор всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).