Меря
Ме́ря, древний финно-угорский народ в Верхнем Поволжье. Традиционно считается, что мерянский язык был близок мордовскому, имея также сходство с прибалтийско-финскими языками. Особняком стоит гипотеза В. В. Седова, согласно которой меря – потомки славянских переселенцев середины 1-го тыс. н. э. из Центральной Европы.
По мнению ряда исследователей, впервые меря, наряду с мордвой, упомянута Иорданом (6 в.) при описании событий 4 в. В «Повести временных лет» содержится информация о том, что меря проживала в районах озёр Неро и Плещеево, к ней принадлежали первые жители г. Ростов. Также существование мери подтверждается субстратной финно-угорской топонимикой.
Меря являлась данником варягов, затем новгородских и киевских князей, участвовала в военных походах князя Олега.
По современным археологическим данным, территория расселения мери охватывала Волго-Клязьминское междуречье и Заволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской и Костромской областей. Археологические памятники мери 7 – начала 11 вв. сконцентрированы в районах озёр Неро и Плещеево у городов Ростов и Переславль-Залесский Ярославской области, а также в Суздальском Ополье. Следы существования первоначального мерянского поселения обнаружены в Ростове.
Неукреплённые поселения мери располагались отдельными территориальными группами, разделялись обширными незаселёнными пространствами, отличались крупными для своего времени размерами: некоторые из них имели площадь свыше 10 га. Городища редки, среди них наиболее известно Сарское, близ Ростова.
Погребальные памятники мери – грунтовые могильники с захоронениями по обряду трупоположения, реже трупосожжения. Культовые памятники мери неизвестны.
Материальная культура мери в основных элементах схожа с культурой других финно-угорских народов Поочья и Поволжья – муромы, мордвы, черемисов (марийцев). Керамика лепная неорнаментированная, иногда с лощёной поверхностью. В продолжение традиций раннего железного века сохранялись ножи с прямой спинкой и топоры-кельты. Специфику костюма определяли многочисленные металлические детали убора, в том числе бронзовые, редко – серебряные «шумящие» подвески и застёжки с привесками в форме трапеций или утиных лапок. Широкое распространение имели также спиральные браслеты и перстни, головные венчики и накосники. Этноопределяющими украшениями мери принято считать проволочные височные кольца с втульчатым соединением концов, коньковые и треугольные «шумящие» подвески.
Хозяйство мери основывалось на земледелии и стойловом скотоводстве; сохраняли значение охотничий и рыболовный промыслы; были развиты кузнечное и бронзолитейное ремёсла, косторезное дело.
Меря имела широкие внешние контакты: обнаружены клады восточных серебряных монет, импортные скандинавские, прибалтийские и древнерусские изделия, некоторые украшения и бытовые предметы, связанные своим происхождением с Волжско-Камской Булгарией и финно-угорским населением Поволжья и Прикамья.
Меря была ассимилирована славянским населением центральных районов Северо-Восточной Руси, её археологические памятники позднее 11 в. неизвестны. Отдельные элементы прикладной культуры мери сохранились и получили развитие в среде древнерусского населения Северо-Восточной Руси (прослеживаются вплоть до 13 в.).