Рейганомика
Рейгано́мика (англ. Reaganomics), экономический курс, проводившийся в 1981–1989 гг. в США администрацией президента Р. Рейгана.
Вырабатывая свою экономическую политику, Рейган консультировался с такими экономистами, как М. Фридмен, М. Вайденбаум (1927–2014), М. Андерсон (1936–2015), М. С. Фелдстайн (1939–2019), А. Лаффер (род. 1940). Совет экономических консультантов (англ. Council of Economic Advisers), входящий в администрацию президента, в годы его правления возглавляли: Вайденбаум (1981), Фелдстайн (1982−1984), Б. Спринкел (1985–1988). Кроме того, Рейган создал Консультативный совет по экономической политике при президенте (англ. President's Economic Policy Advisory Board), включавший экономистов, которые работали над его экономической программой, но не входили в администрацию.
Экономические советники Рейгана были приверженцами неоклассической и монетаристской экономических теорий, т. е. сторонниками дерегулирования экономики, противниками большого правительства и чрезмерных государственных расходов. В их интерпретации эти постулаты получили название «рейганомика».
Они строили свои предложения на принципах невмешательства государства в экономику, считали, что укреплению экономического и внешнеполитического потенциала страны будет способствовать бо́льшая рыночная свобода и жёсткая денежно-кредитная политика, направленная на подавление инфляции; пытались совместить сложно сочетаемые цели: снизить налоговое бремя, значительно увеличить расходы на вооружение и бороться с бюджетным дефицитом.
Основой рейганомики стала теория экономики предложения (англ. supply-side economics), согласно которой подавление инфляции, снижение налоговых ставок, сокращение масштабов государственного регулирования экономики стимулируют частное предпринимательство и экономический рост и, таким образом, приносят больше доходов в государственный бюджет. Согласно т. н. кривой Лаффера, в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может приводить к увеличению налоговых поступлений.
Фискальная и денежно-кредитная политика администрации Рейгана включала в себя снижение всех федеральных налогов и сдерживание темпов роста денежной массы. Этими мерами пытались стимулировать предпринимательскую инициативу, частные инвестиции и замедлить инфляцию.
Внутренняя политика Рейгана была нацелена на интересы бизнеса, в первую очередь крупного, и отстаивание консервативных республиканских ценностей. Ключевой внешнеполитической задачей Рейгана было укрепление позиций США в мире. Во время его президентства США наращивали государственные военные расходы в ходе гонки вооружений с СССР.
Экономическая программа, разработанная администрацией Рейгана, включала следующие меры:
уменьшение расходов (кроме военных) федерального бюджета;
создание новых рабочих мест;
дерегулирование экономики на долгосрочной основе;
осуществление монетаристской политики вместе с Федеральной резервной системой (ФРС) для восстановления стабильности денежного обращения и финансового рынка.
В условиях высокой инфляции, характеризовавшейся в США в конце 1970-х – начале 1980-х гг. двузначными числами (в 1980 – 14,5 %), ФРС стала повышать процентные ставки, увеличивая стоимость заёмных средств (политика «дорогих денег»). Диапазон ставки по федеральным фондам (англ. federal funds rate) увеличился с 8,5–9,5 % в начале июня 1980 г. до 19–20 % к началу декабря 1980 г. Повышение ставки затруднило кредитование и способствовало глубокой рецессии в США в 1981–1982 гг., в ходе которой уровень безработицы достиг почти 11 %. Снижение налогового бремени не активизировало инвестиционную деятельность, потенциальные инвесторы не спешили вкладывать средства из-за рецессии.
Со временем повышение ставки ФРС привело к снижению темпов инфляции. К концу 1982 г. инфляция замедлилась до 5 %, и ставку по федеральным фондам в начале 1983 г. снизили до 8,5 %. В 1983 г. инфляция составила 3,2 %. Замедление инфляции вместе со снижением федеральных корпоративных налогов подготовило почву для экономического роста. К концу 1983 г. безработица снизилась до 8 % (Goodfriend. 2005). Однако результаты циклического роста, начавшегося с 1983 г., не совпали с прогнозом, составленным теоретиками экономики предложения. В среднем за период президентства Рейгана удалось достичь роста ВВП на 2,4 % в год (Birnbaum. 2001. P. 87), хотя президентская администрация стремилась к росту экономики на 3,8 % за год.
Экономический рост в США в период правления Рейгана сопровождался ростом дефицита государственного бюджета и государственного долга, т. к. военные расходы государства росли, в то время как федеральные налоги были снижены. Государственный долг в 1989 г. увеличился более чем в 3 раза по сравнению с 1980 г.; бюджетный дефицит за это время вырос в 2 раза.
Удельный вес бюджетного дефицита в процентах ВВП наибольшими темпами рос в США в 1983 г. (5,6 %), 1984 г. (4,5 %), 1985 и 1986 гг. (4,8 %).
С политикой «дорогих денег» в рейганомике была взаимосвязана концепция «здоровых денег»: благодаря высокой процентной ставке укрепляется национальная валюта, стабилизируются цены внутри страны, денежные средства инвестируются, а не используются для финансовых спекуляций. Предполагалось, что инвестиционная активность значительно перенастроит материальную и техническую производственную базу, увеличит конкурентоспособность промышленной сферы, сделает рациональным энергопотребление, повысит общенациональную норму накопления, минимизирует уровень безработицы и, в конечном счёте, оздоровит всю экономическую систему.
С 1981 по 1985 гг. курс доллара США вырос к основным мировым валютам на 44 %, достигнув исторического максимума. Удорожание доллара привело к увеличению отрицательного сальдо внешней торговли США с развитыми странами, в первую очередь с Японией, что заставило Соединённые Штаты на протяжении 1985 г. принять меры для снижения курса своей валюты, завершившиеся соглашением «Плаза» в Нью-Йорке (сентябрь, 1985) с основными торговыми партнёрами: Японией, ФРГ, Великобританией и Францией. В соответствии с ним центральные банки этих стран начали продавать доллары из своих международных резервов на мировом валютном рынке, осуществив скоординированное снижение курса американской валюты. Соглашение привело к сокращению внешнеторгового дефицита США с западноевропейскими партнёрами, но не помогло уменьшить его с Японией, защищавшей свой рынок посредством ограничений на импорт (Frankel. 2015).
После рецессии произошло оживление на фондовых рынках. За время пятилетнего бурного роста промышленный индекс Доу Джонса (DJIA) вырос в 3,5 раза – с 776 пунктов в августе 1982 г. до пика в 2722 пункта в августе 1987 г. Но в «чёрный понедельник» 19 октября 1987 г. DJIA упал на 22,6 %. Основной причиной такого падения послужил почти безостановочный пятилетний подъём на рынке акций без существенных коррекций. Другими факторами «черного понедельника» считаются получившие развитие на фондовых биржах в 1980-х гг. компьютеризированная торговля и практика страхования портфеля (хеджирование крупными инвесторами портфелей акций путём открытия коротких позиций), которые привели к эффекту домино, постоянно ускоряя темпы продаж по мере падения рынка. В результате оно оказалось более масштабным, чем во время краха на Нью-Йоркской фондовой бирже в 1929 г. перед Великой депрессией, распродажи после терактов 11 сентября 2001 г. или экономического кризиса 2008 г., но гораздо более кратковременным явлением (Black Monday Market Crash; Dolan. 2023).
Рейганомика имела как позитивные, так и негативные результаты. Положительными можно назвать снижение темпов инфляции, экономический рост, формирование новых рабочих мест, уменьшение налогового бремени, сокращение государственного регулирования, стимулирование иностранных инвестиций. Экономическая система, созданная в США при Рейгане, оказала значительное влияние на мировую экономику и экономическое мышление во всём мире. Меры, претворённые тогда в жизнь, продемонстрировали, что получение большей свободы экономическими агентами является фактором повышения качества жизни общества.
Однако полностью успешной экономическую политику эпохи Рейгана назвать нельзя, всех заявленных экономических целей за восьмилетний период его правления достичь не удалось. Рейганомика вела к постоянному росту дефицита государственного бюджета и увеличению государственного долга. Американская продукция по сравнению с товарами из других стран была недостаточно конкурентоспособной (в том числе из-за высокого курса доллара). Возросло социальное расслоение по доходам вследствие снижения налогов на корпорации и наиболее обеспеченные группы населения.