Гардин Владимир Ростиславович
Га́рдин Влади́мир Ростисла́вович [6(18).1.1877, Тверь – 28.5.1965, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1947).
Правнук И. И. Лажечникова.
В 1896 г., по окончании Киевского военного училища, направлен в Новогеоргиевскую крепостную артиллерию. После ухода в запас работал в Акцизном ведомстве. Участвовал в любительских спектаклях.
С 1898 г. выступал в провинции: Президент («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому), Вершинин («Три сестры» А. П. Чехова), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана) и др. Образы отличались верностью типических обобщений, мастерством внешней отделки.
В 1904–1906 гг. в Драматическом театре под руководством В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург): Крогстад («Кукольный дом» Г. Ибсена), Шалимов («Дачники» М. Горького), Дулебов («Таланты и поклонники» А. Н. Островского) и др.
В 1907 г. создал в Териоках (ныне Зеленогорск) Свободный театр, где ставил запрещённые цензурой пьесы – «К звёздам» и «Савва» Л. Н. Андреева, «Ткачи» Г. Гауптмана, «Саломея» О. Уайльда и др.
В 1908 г. организовал русский театр в Париже, поставил «Жизнь Человека» Андреева, «Привидения» Ибсена. Вернувшись в Санкт-Петербург, в том же году предпринял попытку создать русское подобие парижского театра «Гран Гиньоль»: поставил в Каменном театре на Международной строительно-художественной выставке пьесу «Клуб самоубийц» (Р. Л. Стивенсона, перевод С. Ф. Сабурова). Затем снова работал в провинциальных театрах России.
В 1912 г. в московском Театре Корша исполнил одну из своих лучших ролей – Фёдор Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого).
В 1913 г. оставил сцену; заключив контракт с Торговым домом «Тиман и Рейнгардт», работал в кино как режиссёр, актёр, сценарист. Один из ведущих деятелей российского кинематографа начала 20 в. Приёмы театральной режиссуры приспособил к особенностям немого кинематографа, требовал от актёров большей выразительности движений, мимики и поз. Режиссёрский дебют в кино – «Ключи счастья» (1913, совместно с Я. А. Протазановым, фильм не сохранился). Особое внимание уделял экранизации классики: фильмы по произведениям Толстого – «Анна Каренина» (дебют В. В. Холодной), «Крейцерова соната» (1914), «Война и мир» (1915, совместно с Протазановым, сыграл роль Наполеона); И. С. Тургенева – «Накануне» (1915); Островского и Н. Я. Соловьёва – «Дикарка» (1915) и др.
Один из организаторов, а затем и руководитель Первой госкиношколы (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова) в Москве (1919).
В 1920 г. заведующий Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса, в 1922–1924 гг. один из организаторов и режиссёр киностудии Всеукраинского фотокиноуправления в Одессе.
Поставил фильмы «Серп и молот» и «Голод… голод… голод…» (оба – 1921, совместно с В. И. Пудовкиным), «Крест и маузер» (1925), «Поэт и царь» (1927), «Кастусь Калиновский» (1927), «Песня весны» (1929) и др.
Среди ролей в фильмах: Гражданин с хризантемой («Двадцать шесть комиссаров»), Бабченко («Встречный»), Пауль Форсат («Слава мира», все – 1932), Порфирий Головлёв («Иудушка Головлёв», 1933), князь Верейский («Дубровский», 1936), гувернёр Лицея Мейер («Юность поэта», 1937), П. А. Толстой («Пётр I», 2-я серия, 1938), директор гимназии («Человек в футляре», 1939), Киврин («Степан Разин», 1939), генерал Юденич («Разгром Юденича», 1940), Иоганн Себастьян Бах («Антон Иванович сердится», 1941), Диллон («Секретная миссия», 1950).
С 1940 г. выступал на эстраде как чтец.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1939).