Организационное проектирование
Организацио́нное проекти́рование (англ. organizational design), 1) процесс построения организационной структуры на основе ключевых системных показателей и требований к взаимодействию элементов в соответствии с потребностями компании, еë стратегическими целями и внедряемыми бизнес-изменениями; 2) комплекс методов по формированию системы организационного управления (менеджмента) и обеспечению его функционирования.
Цель организационного проектирования заключается в создании жизнеспособной и эффективной системы за счёт обеспечения технических требований к реализуемым процессам и повышения качества взаимодействия элементов системы.
Организационное проектирование в компании затрагивает вопросы формирования организационной структуры и культуры коммуникации между отделами и работниками, а также обеспечения необходимых для работы условий и достойной оплаты труда сотрудников, что приводит к повышению общей производительности и позволяет эффективнее отвечать на запросы клиентов.
Понятие организационного проектирования
В широком смысле проектирование подразумевает деятельность человека или организации, направленную на создание прототипа (прообраза) будущего материального объекта или реализованного состояния, и происходит от латинского слова projectus, что означает «брошенный вперёд» или «выступающий». В менеджменте под проектом, как правило, понимают конкретную задачу с соответствующими требованиями к еë выполнению, исходными ресурсами и критериями качества будущего результата.
В свою очередь, организационное проектирование часто предполагает разработку эффективной организационной структуры и системы управления организацией с учетом еë стратегических целей и задач. Такое проектирование используется при необходимости создания новой компании; при реорганизации действующей компании с целью внедрить в организационную структуру новые подразделения или для лучшей адаптации к новым экономическим условиям и технологическим решениям; а также в случае возникновения потребности в оптимизации системы управления ввиду внедрения новых требований к её работе.
История развития организационного проектирования как области знаний тесно связана с историей развития управленческой мысли в 20 в. и появлением различных школ менеджмента. Впервые вопрос формирования структуры управления начали изучать представители школы научного управления, а затем – административной школы. В частности, с построением структуры организации связаны многие принципы управления А. Файоля, такие как централизация, иерархия, распределение полномочий и др. С появлением школы человеческих отношений организационное проектирование было дополнено социально-психологическими и поведенческими элементами, а информационная теория Н. Винера и К. Шеннона привнесла необходимость оптимизации информационных связей, рассматривая организацию как информационную систему. В соответствии с системным подходом в 1970-е гг. были сформулированы основные принципы проектирования структур управления, к которым принято относить:
первичность функции по отношению к структуре;
принцип иерархии, т. е. наличие управляющей и управляемой подсистем;
построение структуры управления как структуры прямых и обратных информационных связей;
соответствие задач и подразделений в структуре управления;
автономию подразделений.
Теории организационного проектирования
Согласно «Теории организации» Б. З. Мильнера, организационное проектирование следует понимать как функцию организации, состоящую в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникающее организационное целое обладало бы свойствами высокой надёжности, устойчивости и экономичности (Мильнер. 2004).
Мильнер подчёркивает особую значимость системного подхода к проектированию организационных структур, который проявляется в том, чтобы: 1) не упускать никакую управленческую задачу, без решения которой реализация поставленных компанией целей окажется невозможной или неполной; 2) выявить и согласовать применительно к поставленным целям и задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; 3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, скоординировав их общую деятельность и коммуникационные каналы между ними; 4) обеспечить гармоничное сочетание вертикали и горизонтали управления с целью найти оптимальное в данных условиях соотношение централизации и децентрализации в управлении.
К необходимости организационного проектирования обращаются не только на этапе создания новой системы: оно также является неотъемлемой частью адаптации компании к постоянно изменяющимся экономическим условиям и используется при реорганизации системы. Американский экономист-теоретик 20 в. Дж. К. Гэлбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных под влиянием ситуационных факторов, которые можно разделить на 4 основные группы: факторы внешней среды; технологии работы, используемые в организации; выбор руководством стратегических целей компании; особенности поведения работников (Гэлбрейт. 2004). Другой американский теоретик и консультант в области организационного проектирования и стратегии – Дж. Р. Гэлбрейт (1939–2014) – также рассматривал организацию как адаптивную систему (организм), которая преобразуется в соответствии с изменениями внешней среды. По мнению учёного, организационное проектирование представляет собой соответствующий стратегическим целям сознательный и рациональный выбор формы организации, который осуществляется посредством согласования организационной структуры, бизнес-процессов, систем вознаграждений и управления человеческими ресурсами, а также стратегии компании (Galbraith. 1977; 2001).
В общем виде проектирование структурных изменений внутри организационной системы представляет собой процесс, состоящий из набора последовательных этапов, и затрагивает несколько фаз планирования, перечисленных далее:
Формирование общего видения организации, определение стратегических целей и областей, требующих изменений для достижения выявленных целей.
Планирование конкретных этапов предстоящих изменений и формулирование задач по осуществлению перехода к более эффективному состоянию системы.
Проведение организационных мероприятий, в рамках которых осуществляется перегруппировка человеческих ресурсов, перераспределение полномочий и зон ответственности с обеспечением своевременной связи между взаимозависимыми отделами.
В современном менеджменте целостный подход к организационному проектированию включает в себя постановку целей, обеспечивающих модель роста бизнеса; повышение эффективности и прибыли; обеспечение надлежащего обслуживания клиентов; улучшенное управление процессами и повышение качества продукции; рост производительности труда и вовлечённости сотрудников; снижение операционных расходов.
К числу подходов и методов по решению задачи организационного проектирования принято относить следующие:
Системно-целевой метод (структуризации целей): создание системы многоуровневых и взаимосвязанных целей организации и её преобразование в систему функционально-целевых блоков задач и структуру организации.
Функционально-технологический подход: рационализация внутриорганизационных функций посредством систематизации внутренних и внешних связей (коммуникаций) между задействованными элементами по вертикали и горизонтали управления.
Нормативно-функциональный подход (метод аналогового проектирования): перенос положительного опыта проектирования организационной структуры некоторой компании в сходных условиях на проектируемую или реорганизуемую организационную систему посредством метода аналогии.
Экспертно-аналитический метод: комплексный анализ структуры проектируемой организации возлагается на группу квалифицированных специалистов в области организационного проектирования с участием руководства и персонала компании.
Метод организационного моделирования: разработка формализованных моделей распределения полномочий и взаимосвязей между структурными элементами для построения, анализа и оценки различных организационных структур.