Централизация (в менеджменте)
Централиза́ция в менеджменте, принцип распределения властных полномочий, согласно которому наиболее приоритетным становится решение, принятое лицом, находящимся на наиболее высокой ступени управленческой иерархии (для дочерних подсистем на более высоком уровне иерархии находится материнская система). Такой приоритет закреплён формально, т. е. в официальных документах организации установлено, что конкретное лицо на определённой должности имеет право как принять на данном уровне любое решение (визировать предложение с более низких уровней иерархии), так и отклонить его, а также принять решение без предварительного совещания с кем бы то ни было и одобрения этого решения на более низких уровнях иерархии. Организация, где превалирует централизация власти, характеризуется разделением процесса принятия решения и его внедрения между высшим руководством и сотрудниками-исполнителями соответственно. Менеджер среднего звена передаёт и согласовывает принятые руководителями решения.
Преимущества и недостатки централизации
В управлении предприятием необходимо найти и соблюдать такой баланс между централизацией и децентрализацией (которая применительно к управлению компанией представляет собой распределение полномочий по принятию решения на средние и нижние уровни управления, наделение исполнителей большей свободой в методах решения поставленных задач), чтобы компания не достигла ни одной из крайностей: структура с полной централизацией и потерей автономии подразделений подавляет инициативу сотрудников, теряет гибкость и скорость реакции на изменения внешней среды, а при крайней децентрализации компания распадается на малые подсистемы. Нахождение этого баланса влияет на эффективность работы компании. Степень централизации определяется в зависимости от особенностей компании, в том числе формы собственности, квалификации и ответственности персонала, системы трудовой мотивации.
Централизация в компании имеет следующие признаки:
обеспечение целостности элементов системы, их «притяжение» друг к другу и к центру системы;
концентрация полномочий по принятию решений в верхних уровнях власти;
концентрация ресурсов (финансовых и материальных) в верхних уровнях власти для дальнейшего распределения по подсистемам;
иерархичность системы, влияние этого на действия и связи между отдельными элементами;
дополнительные структуры и институты власти, поддерживающие централизованность управления;
общая склонность сотрудников работать под давлением, во многих вопросах отказавшись от притязаний на свободу самовыражения.
К преимуществам централизации в организации относят усиленный контроль за действиями подчинённых и, как следствие, более упорядоченные процессы и высокую предсказуемость финальных результатов труда. Также при решении задач используется экспертиза высшего уровня управления, а значит, используемые в организации знания преимущественно унифицированы и редко вызывают конфликты исполнителей задач с их постановщиками.
Недостатки централизации включают в себя склонность организации к излишней бюрократизации процессов и, как следствие, низкую скорость принятия решений при изменениях во внешней среде. Кроме того, централизация подавляет инициативы сотрудников, лишая их способности принимать самостоятельные решения, и тем самым задерживает их карьерный рост в компании.
Преимущества и недостатки децентрализации
В свою очередь, к характеристикам децентрализации в компании относятся:
делегирование задач (и, как следствие, свободы и ответственности) с верхних уровней управления на средние и нижние;
самостоятельное обеспечение подразделений ресурсами без ожидания помощи от центра, стремление к независимости от головного офиса;
возможность для подразделений ставить себе дополнительные задачи и реализовывать инициативы сотрудников без обязательного одобрения центра;
более высокая степень креативности на нижних уровнях, возможность экспериментировать в решении задач;
высокая скорость реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, а также специализация на конкретном рынке (целевой аудитории).
Преимущества децентрализации включают в себя принятие части решений сотрудниками средних и нижних уровней. Таким образом, руководители смогут сосредоточиться на решении стратегических, а не тактических задач организации. Децентрализация стимулирует проявление инициативы сотрудниками, что меняет мотивацию персонала, активизируя механизмы внутреннего вознаграждения. Оценка сотрудников и менеджеров может быть произведена исходя из результатов их работы, а не процесса, что даёт более чёткое представление о достижениях компании в целом.
Недостатки децентрализации: потеря управляемости, особенно в отдалённых от головного офиса компании филиалах, и, как следствие, высокая вероятность сокрытия сотрудниками событий, происходящих на местах. Из-за отсутствия централизованного управления отдельные подразделения могут действовать несогласованно, что приводит к дублированию используемых ресурсов и действий. В отдельных случаях децентрализация приводит к борьбе за власть в организации конкретных подразделений или отдельных управляющих, попытке самоуправления без учёта глобальных целей компании.
Оценка уровня централизации и децентрализации в компании
Существует множество методик оценки уровня централизации/децентрализации в организации. В частности, по методу Дж. Обер-Крие выделяются следующие показатели (Обер-Крие. 1998):
доля решений, которые принимаются на нижних уровнях иерархии власти в компании;
значимость решений, принимаемых на нижних уровнях иерархии власти в компании (т. е. степень влияния этих решений на деятельность и результативность работы компании как целого);
доля функций, затрагиваемых решениями, принимаемыми на нижних ступенях управленческой иерархии;
степень контроля за решениями и их последствиями, которые принимаются на нижних уровнях управления.
При этом наиболее значимыми для анализа являются именно переданные на нижние уровни иерархии качественные характеристики решений, а не их количество. Однако если политика организации настолько сильна, что регламентирует выполнение порученных заданий на местах (в случае децентрализации исполнение поручений предполагало бы творческий подход и учёт локального контекста), то считается, что уровень централизации всё ещё высок при формальном присутствии децентрализации.
Существует также форма компромисса между централизацией и децентрализацией власти, называемая полицентризмом. В полицентрической структуре преобладает влияние основного координирующего центра, однако власть центров второго уровня также значительна, что позволяет им своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям локальных рынков или внутренней среды. Такое наделение полномочиями стимулирует новаторство и креативность, а также создаёт условия для проявления вовлечённости менеджеров на местах.