Функция управления
Фу́нкция управле́ния (англ. management function), вид управленческой деятельности, осуществляемый для достижения определённой цели посредством применения особых способов и инструментов. Функции отражают содержание управленческой деятельности.
Впервые понятие «функции управления» было введено французским теоретиком и практиком менеджмента А. Файолем в начале 20 в. Он предложил пять основных функций: предвидение, организацию, распределение, координирование и контроль. Сегодня перечень функций управления более широкий. Среди них выделяются анализ, прогнозирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, обучение, коммуникация, контроль и мониторинг (рис. 1).
В процессе осуществления управленческой деятельности данные функции не следуют одна за другой, но могут осуществляться одновременно или дополнять друг друга. Например, планирование деятельности компании может охватывать организацию, мотивацию и стимулирование сотрудников, осуществление контроля, коммуникации, обучение и т. д. И в то же время могут осуществляться организация планирования, контроль планирования деятельности, коммуникации и обучение в процессе её планирования и др.
Анализ в управленческой деятельности, подразумевающий исследование отдельных элементов рассматриваемого объекта, направлен на нахождение взаимосвязей между ними и выявление способов влияния на них для достижения целей наиболее эффективным образом. Прогнозирование (предвидение) предполагает формирование сценариев развития окружающих организацию условий, в которых она действует (см. статьи Внешняя среда организации, Микросреда, Макросреда, Среда организации). При этом рассматривается как минимум три варианта сценариев: оптимистичный, пессимистичный и нейтральный. Планирование заключается в проработке совокупности мер и мероприятий по достижению целей организации. В рамках данной деятельности находятся ответы на вопросы о том, что необходимо сделать для достижения поставленных целей, в течение какого периода, какие ресурсы будут нужны для этого, какие результаты будут достигнуты и кто будет играть решающую роль в осуществлении запланированных мероприятий.
Организация как функция управления направлена на упорядочивание деятельности компании, выстраивание её организационной структуры, распределение полномочий, ресурсов, обязанностей и ответственности между отдельными подразделениями и сотрудниками. Координация заключается в обеспечении согласованности действий всех участников деятельности организации, создании необходимых условий для постоянного функционирования организации посредством взаимодействия между всеми подразделениями, сотрудниками и другими заинтересованными сторонами.
Мотивация и стимулирование подразумевают определение мотивов, потребностей, интересов сотрудников организации, применение стимулов, соответствующих выявленным устремлениям работников и побуждающих последних к достижению наилучших результатов и творческому решению стоящих перед ними задач.
Контроль предполагает наблюдение за объектом управления (деятельностью организации), определение соответствия или отклонений от установленных в планах нормативов параметров и осуществление коррекции деятельности организации в случае необходимости.
Коммуникация как функция управления включает в себя сбор, систематизацию сведений от всех участников деятельности организации, обмен сообщениями между ними с помощью определённых способов, средств, технологий для обеспечения их эффективного информационного взаимодействия.
Принятие управленческого решения заключается в выборе управляющим лицом варианта действий или мер для осуществления целей организации.
Обучение как функция управления представляет собой двусторонний процесс передачи от учителя, тренера и освоения обучающимися знаний и умений, а также выработки навыков, необходимых для осуществления деятельности. Кроме того, обучение происходит не только на личном уровне для обучающихся, но и на уровне организации, которая приобретает новые характеристики в результате целенаправленных усилий и под влиянием внешних условий.