Школа научного управления
Шко́ла нау́чного управле́ния, направление в менеджменте, основанное на убеждении в существовании оптимального способа организации труда и рационализации использования трудовых ресурсов с целью повышения эффективности производства.
Наиболее значимыми исследователями и практиками в рамках школы научного управления были Ф. У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет (1868–1924 и 1878–1972 соответственно), Г. Эмерсон (1853–1931).
Период конца 19 – начала 20 вв. в США и странах Западной Европы характеризуется бурным ростом промышленного производства и, как следствие, усилением конкурентной борьбы между предприятиями, нуждающимся в повышении эффективности своей деятельности. Успехи науки и техники в этот исторический период порождали веру в возможность использовать научные подходы для нахождения единственно правильных решений всех проблем, связанных как с организацией производственных процессов, так и с определением методов управления ими.
Публикация книги инженера Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» (1911) положила начало целому ряду исследований в области новой науки – менеджмента.
Исходя из своего опыта управления трудовыми операциями на заводах сталелитейной промышленности Тейлор предложил следующие основные положения, которые, по его мнению, составляют сущность системы научного управления:
изучение процесса осуществления трудовых операций. Как менеджеры, так и все остальные работники должны иметь чёткое представление о том, каким образом можно добиться максимума производительности труда. Для этого следует изучать элементы трудового процесса и фиксировать требуемые его результаты;
отбор и обучение персонала на основе определения научно обоснованных критериев деятельности. Сотрудники должны обладать теми профессиональными качествами, которые необходимы для выполнения научно обоснованного объёма работы;
организация процесса взаимодействия руководителя и работника с целью достижения максимальной производительности труда;
необходимость чёткого распределения ответственности и обязанностей между руководителями и работниками. Задача руководителей заключается в научном обосновании своих поручений и контроле за их исполнением. В свою очередь, сотрудники должны быть ознакомлены с научным обоснованием процесса выполнения трудовых операций, что должно исключить возможность возникновения трудовых конфликтов.
Тейлор впервые разделил трудовые операции на их составные элементы, а также провёл исследования затрат труда и его производительности.
Согласно представлениям Тейлора, эффективное управление предприятием должно осуществляться системно, на основе научно обоснованных методов и принципов управления. Организационная структура предприятия должна быть функциональной, и каждый менеджер в организации должен нести ответственность за результативность работы своего функционального подразделения.
По мнению Тейлора, в обязанности менеджера должны входить подбор и расстановка сотрудников на те рабочие места, где они могут действовать наиболее эффективно, а также обучение персонала, определение для него рабочих заданий, снабжение необходимыми материальными ресурсами, разработка системы мотивации и контроль его работы.
Система Тейлора основана на следующих общих принципах организации труда:
определение рациональных действий и методов осуществления трудовых операций;
набор работников в соответствии с требованиями методов осуществления трудовых операций и их обучение;
создание системы стимулирования сотрудников на основе разработанной схемы выполнения трудовых заданий.
Последователями Тейлора являются Фрэнк и Лилия Гилбрет. Работы этих авторов оказали существенное влияние на развитие представлений менеджеров о техническом нормировании труда и рационализации трудовых процессов с целью повышения их производительности.
Ф. Гилбрет разделял представление Тейлора о значимости хронометрирования (определения времени, которое тратится на выполнение каких-либо действий) трудовых операций, разделяя эти операции на отдельные движения с целью найти оптимальный способ выполнения работы.
В основе открытий Гилбретов лежало изучение движений работников с помощью использования кинокамеры в сочетании с хронометром. Учёные смогли определить и описать 17 основных движений кисти руки при совершении трудовых операций, что позволило им разработать стандарты реализации рабочих процессов. Примеры движений кисти руки включают следующие:
взять предмет, в результате чего работник получает над ним контроль;
отпустить предмет;
планировать дальнейшие действия (рука не соприкасается с предметом).
Гилбреты провели анализ многих видов работ, выделяя воздействие на них со стороны различных факторов, влияющих на производительность труда и включающих состояние здоровья работника, его образ жизни, культурный и образовательный уровень, условия труда, обеспеченность материалами, инструментами и оборудованием, скорость движений, автоматизм выполнения операций и др.
Современник Тейлора и сторонник использования научных методов управления Г. Гантт считал, что успешный менеджмент заключается в достижении поставленных целей путём детального анализа стоящих перед предприятием задач, основанного только на научных подходах.
Значимым вкладом Гантта в развитие школы научного управления является разработка инструмента, предназначенного для планирования трудового процесса исходя из всех материальных, финансовых, трудовых и временны́х ресурсов, необходимых для его осуществления, а именно – диаграммы Гантта. На ней наглядно представлена последовательность шагов в рамках осуществления производственной операции (или проекта) с учётом возможности одновременного выполнения некоторых из них. Высокая эффективность этого инструмента планирования привела к тому, что в 21 в. диаграммы Гантта являются обязательным элементом разработки различных проектов и контроля за ходом их реализации.
Разделяя бо́льшую часть рекомендаций Тейлора по методам создания эффективной организации, особое внимание Гантт уделял вопросу социальной ответственности бизнеса, видя в промышленных компаниях институты, которые содействуют благу общества и должны перечислять значительную часть прибыли на общественные нужды. Существенное развитие в трудах Гантта получила предложенная Тейлором система оплаты труда, делающая акцент на проявлении большей заботы о рабочих, которые следовали инструкциям и вносили свои предложения по рационализации производственных процессов.
В дальнейшем система научного управления развивалась в трудах американского учёного и консультанта Г. Эмерсона. В его работе «Двенадцать принципов производительности» (1912) описаны следующие принципы повышения эффективности производственных процессов:
существование чётко сформулированных руководителями целей деятельности, которые должны быть известны каждому работнику;
наличие здравого смысла в управлении;
оптимизация технологии производства;
введение жёсткой дисциплины и следование утверждённым инструкциям;
честное и справедливое ведение дела менеджерами;
ведение учётных документов по производственным операциям;
использование методов календарного планирования;
разработка и введение стандартов условий работы;
применение научно обоснованных стандартов при калькуляции затрат и определении временны́х рамок выполнения работ, премиальных вознаграждений и др.;
стандартизация операций;
введение стандартных инструкций, постоянно действующих правил и процедур;
формирование системы вознаграждений за эффективный труд.