Видение (в менеджменте)
Ви́дение (англ. vision) в менеджменте, описание желаемого состояния организации в будущем, ориентир для развития компании. Видение должно вдохновлять сотрудников осознавать себя частью организации, а также мотивировать их вкладывать свою энергию и время в достижение будущего.
Чёткое видение будущего и понимание миссии организации в сочетании с корпоративными ценностями обеспечивают основу стратегического успеха компании. Без этих трёх составляющих трудно разработать стратегические цели и действия, которые продвигают организацию вперёд.
Видение будущего организации указывает направление, в котором она должна двигаться, определяет результаты, которые должны быть достигнуты в ближайшем будущем. По сути, видение определяет то, как компания планирует реализовать свою миссию.
Миссия компании – это всеобъемлющая концепция её существования, содержащая информацию о том, что представляет собой организация, чем занимается и в чём состоят её отличия от других организаций в конкурентном пространстве. Миссия компании может оставаться неизменной в течение многих лет и десятилетий в том случае, если компания не подвержена серьёзным преобразованиям.
Стратегическое видение основывается на заявленной миссии и описывает состояние организации в будущем, при этом временны́е ориентиры могут колебаться от 3 до 10 лет. Заявление о видении помогает руководителям компании и её сотрудникам определить направление движения организации. Поскольку стратегическое видение разрабатывается на определённую дату, оно подвержено гораздо более частым пересмотрам, нежели миссия компании. Каждый раз, когда производится пересмотр видения, у руководителей компании появляется возможность уточнить дальнейший путь её развития.
Для всех организаций независимо от их размера или отрасли крайне важно сформулировать концепцию своего развития, которая даёт работникам ощущение движения к цели. Одним из важнейших факторов удовлетворённости сотрудников является выполнение личностно значимой для них работы. Обладая чётким видением организации, они могут объединиться вокруг общей цели, которая движет ими каждый день. Миссия и видение обладают способностью направлять и вдохновлять коллектив компании. Миссия влияет на общее принятие решений сотрудниками, а стратегическое видение помогает руководителям разрабатывать конкретные действия для достижения желаемых целей. Без чёткого стратегического видения тактические решения не всегда могут соответствовать цели компании.
Отсутствие стратегического видения может негативно сказаться и на краткосрочной эффективности, и на долгосрочных показателях развития организации. Квалифицированные заявления о видении содержат обоснование того, почему компания, подразделение или команда делают то, что они делают, и как конкретные действия должны привести к лучшим результатам в будущем.
При разработке видения учитываются следующие моменты:
Цели компании должны быть реальными, достаточно ясными, определёнными по времени. Наличие чётких целей как части стратегического видения и возможность контроля за их достижениями позволяют руководителям компании обрести уверенность в том, что все сотрудники организации работают для реализации желаемого будущего компании. Любые неопределённости или двусмысленности в видении могут привести к недопониманию истинных целей компании, а также привести к сбоям в её операционной деятельности.
Стратегическое видение компании должно быть амбициозным, но в то же время реалистичным. При разработке видения необходимо учитывать все ресурсы, которыми располагает компания, а также её возможности по привлечению дополнительных ресурсов.
Миссия всегда служит основой для разработки видения. При формулировании видения необходимо удостовериться, что цели компании, а также способы достижения этих целей не противоречат её миссии. Поскольку видение компании в большей степени влияет на операционные действия, нежели миссия компании, несогласованность целей и миссии может привести к противоречивым действиям подразделений, бизнес-единиц, рабочих коллективов и т. д., что может негативно сказаться на корпоративной культуре и даже привести к снижению финансовых показателей компании.
В зависимости от типа бизнеса стратегическое видение компании может подлежать пересмотру с большей или меньшей частотой. Пересмотр видения имеет большое значение для обеспечения гибкости и адаптивности организации в условиях быстро меняющейся окружающей среды; для компаний, работающих в турбулентной среде, может потребоваться ежегодная корректировка видения при сохранении миссии неизменной.
Поскольку будущее организации может быть создано только при участии всех сотрудников компании, наиболее эффективное видение создаётся как результат сотрудничества менеджеров и работников на всех уровнях организации и под руководством высшего звена управления.
Критерии оценки эффективности видения
Критерии оценки эффективности видения включают:
Краткость изложения. Формулировка видения должна быть настолько краткой, чтобы сотрудники организации могли её запомнить.
Правдоподобность. Все, кто знакомится с формулировкой видения компании, должны быть уверены в том, что это возможно и достижимо.
Запоминаемость. Для того чтобы видение компании было действенным, нужно, чтобы его формулировка была удобной для запоминания всеми заинтересованными сторонами.
Этапы разработки заявления о видении
Этапы разработки заявления о видении включают:
Формирование небольшой команды сотрудников, которые обладают опытом работы в организации и знают, как она работает.
Определение того, для какого момента будущего разрабатывается видение компании (3, 5, 10 лет и т. д.).
Действия команды сотрудников по определению видения, в том числе:
описание мира будущего, в котором действует компания, с учётом таких факторов, как географическое расположение компании, производимые товары и услуги, наличие и значимость конкурентов, возможные изменения на рынке поставщиков, изменение предпочтений потребителей, возможность возникновения товаров-заменителей (проведение анализа «Пять сил Портера»). Проведение PEST-анализа – обсуждение предположений о том, какие политические, экономические, социальные и технологические силы будут действовать в выбранный момент времени;
определение места организации в мире будущего; описание цели организации;
анализ «разрывов». Под «разрывом» подразумевается разница между тем, что представляет собой компания в настоящем, и тем, какой она видится в будущем. «Разрывы» могут определяться по всем стратегическим показателям деятельности компании – финансовым, показателям эффективности и производительности и др. Анализ «разрывов» даёт возможность определить направление стратегических усилий организации;
создание перечня действий, необходимых для достижения видения компании;
формулирование краткого видения с учётом результатов предыдущих шагов по его определению.
Видение также должно служить основой для разработки стратегии организации.
Оно может способствовать объединению организации при возникновении проблем. Каждая организация время от времени сталкивается с трудностями, и именно в сложных ситуациях люди, скорее всего, могут не задумываться об общей цели. Наличие чёткого и осмысленного видения может способствовать тому, чтобы сотрудники компании стремились вперед, несмотря на трудности.
Эффективные методы информирования сотрудников организации о видении её будущего
Для того чтобы сотрудники были не только проинформированы о наличии видения компании и были знакомы с заявлением о видении, но и представляли себе образ её будущего, руководители многих компаний используют следующие методы информирования:
использование не только текста видения, но и визуальных элементов, способствующих лучшему его пониманию;
распространение информации о видении по нескольким каналам (веб-сайт, сообщения по электронной почте, фирменные бланки, брошюры, плакаты в офисных помещениях и др.);
использование обратной связи с сотрудниками с помощью опросов, сбора предложений, открытых обсуждений и т. п.
Примеры видения
Видение компании Tesla: «Создать самую привлекательную автомобильную компанию 21 в., способствуя переходу мира на электромобили» (см. официальный сайт Tesla).
Видение группы «Аэрофлот – российские авиалинии»: «Наша цель – оставаться бесспорным лидером внутренних и международных авиаперевозок России и быть в числе лучших авиакомпаний мира, сочетая динамичное развитие и высокую надёжность с качеством сервиса» (см. официальный сайт группы «Аэрофлот»).
Видение компании McDonald’s: «Двигаться со скоростью, чтобы обеспечить прибыльный рост и стать лучшим McDonald's, ежедневно предлагающим большему количеству клиентов вкусную еду по всему миру» (см. официальный сайт McDonald's).