Горизонтальная команда
Горизонта́льная кома́нда, команда сотрудников, которая формируется при матричной или функциональной организационной структуре компании для выполнения заданий специалистами из разных подразделений одного иерархического уровня управления.
Горизонтальные команды создаются для выполнения проекта или решения сложных производственных задач, которые нельзя решить силами специалистов одного структурного подразделения. Например, для разработки нового продукта формируются горизонтальные команды из специалистов, компетентных в определённой области. Также примером могут служить военные горизонтальные команды, военнослужащие разных родов войск, выполняющие совместно общую армейскую операцию.
Необходимость формирования горизонтальных команд в компании проистекает из потребности в выработке конкурентных стратегий производства товаров, обладающих уникальными свойствами и превосходящих по разным характеристикам товары конкурентов. Уникальность разработок, достигнутая горизонтальными командами, обеспечивает компании стратегическое превосходство и преимущество в конкурентной борьбе на рынке, бóльшую долю прибыли, инвестиционную привлекательность.
Горизонтальные команды формируются на всех уровнях управления, от низовых организаций до отраслевого уровня управления экономикой. Их миссией всегда выступает достижение стратегического превосходства над конкурентами за счёт разработки и внедрения уникальных управленческих, продуктовых, технических и других решений.
Горизонтальные команды также формируются для подготовки прорывных, опережающих разработок, которые будут превосходить конкурентов на рынке на многие годы вперёд. Т. о. происходит минимизация рисков банкротства компании и открывается перспектива корпоративного контроля в интересах компании, в том числе возможности слияния или поглощения конкурентов.
Горизонтальные команды – это, по сути, проектные организационные структуры, которые имеют исходное время начала их работы, этапы выполнения работ и завершающий этап, результаты которого являются критериями оценки эффективности и квалификации проектной горизонтальной команды.
Основная особенность, которая даёт горизонтальной команде преимущество, заключается в том, что такая команда концентрирует все ресурсы, предоставляемые ей на решение единственной стратегической задачи, которая зачастую при реализации стратегии является решающей в конкурентной борьбе.
Следующей особенностью горизонтальной команды, в отличие от вертикальной команды, является то, что у неё одна зона ответственности для всех участников. В вертикальной команде может осуществляться концентрация и делегирование полномочий, что предполагает перераспределение зон ответственности.
Для горизонтальной команды характерным является её манёвренность, ориентация на поиск новых, неординарных решений.
В горизонтальных командах возрастает роль менеджеров как неформальных лидеров и как генераторов идей. Здесь минимизировано карьерное соперничество, успех команды – это успех каждого, все заинтересованы в результате, которого добьётся команда в целом.
Главные признаки горизонтальной команды, отличающие её от вертикальной, – сплочённость, доверие, партнёрское взаимодействие. Как правило, такие команды являются самообучающимися, т. к. в результате интенсивного взаимодействия с агрессивной окружающей средой они играют ведущую роль в рыночной конкурентной борьбе (см. также статьи Макросреда, Микросреда, Среда организации).
Горизонтальные команды, по сути, становятся нематериальным активом компании, который является одним из составляющих стратегических активов.
Переход в компаниях от вертикально ориентированного – линейного – управления к управлению динамичными горизонтальными командами позволяет сократить ненужные бюрократические прослойки и сэкономить ресурсы, направив их на внедрение инновационных методов управления компанией.