Столыпинская аграрная реформа
Столы́пинская агра́рная рефо́рма, в 1906–1917 гг. комплекс мероприятий по смягчению крестьянского малоземелья в центре Европейской России, формированию широкого слоя земельных собственников из крестьян и модернизации сельского хозяйства. Реформа распространялась на надельные земли (крупнейшая категория земли в Европейской России – свыше 30 % в 1905), коснулась также частновладельческих земель, в том числе дворянских. Частично использовались казённые и удельные земли, переданные Крестьянскому поземельному банку для продажи крестьянам (1906); помимо этого, банк выкупал дворянские земли для последующей продажи крестьянам по льготной цене (с 1906).
Подготовка
Реформа готовилась с 1902 г. Особым совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте и Редакционной комиссией по вопросам крестьянского законодательства МВД под председательством А. С. Стишинского (фактический руководитель комиссии – В. И. Гурко). Позднее к разработке привлекались другие специальные комиссии, с участием Гурко, А. В. Кривошеина, А. А. Риттиха. С началом революции 1905–1907 гг. работы над реформой были форсированы. Подготовка сопровождалась отменой круговой поруки (1903) и телесных наказаний для крестьян (1904); установлением свободы переселенчества (1904) и ликвидацией ограничений на получение льгот переселенцами (1906); окончательным уравнением крестьян в правах с другими сословиями, в частности введением полной свободы передвижения и выбора местожительства (1906); отменой выкупных платежей [с начала 1907 согласно манифесту от 3(16) ноября 1905].
Ход реформы
Осуществление реформы начато правительством П. А. Столыпина, что и определило название. Её проводили Главное управление землеустройства и земледелия [образовано 6(19) мая 1905; в 1906 в его состав из МВД передано Переселенческое управление], Комитет по землеустроительным делам и землеустроительные комиссии [учреждены 4(17) марта 1906].
Главные мероприятия были направлены на предоставление крестьянину возможности свободного выхода из общины (сельского общества) с землёй. В соответствии с указом императора Николая II от 9(22) ноября 1906 г. каждый домохозяин, имевший общинный надел, мог требовать его бесплатного укрепления в личную (неполную) собственность (норма – по числу членов семьи), что означало выход из общины со своей земельной долей. Укрепление надела производилось с согласия сельского общества, а при его отсутствии в течение месяца – по решению земского начальника. Статус личной (неполной) собственности (укреплённую землю допускалось продавать только лицам крестьянского сословия, а закладывать исключительно в Крестьянском поземельном банке) обеспечивал сохранение сельскохозяйственных угодий за земледельческим населением. В общинах, где общие переделы не проводились в течение 24 лет (свыше половины всех сельских обществ), норма по числу едоков не соблюдалась: укреплению подлежали все участки, состоявшие в постоянном пользовании крестьянина независимо от числа членов его семьи. В т. н. передельных общинах крестьянин мог укрепить землю в соответствии с нормой бесплатно, а «излишки» земли, которые могли образоваться с изменением состава семьи после последнего передела, укреплялись по средней выкупной цене, установленной в период крестьянской реформы 1861 г. (к началу 20 в. была в несколько раз ниже рыночной), или оставались в распоряжении общины. При этом за выделявшимися в обоих случаях сохранялось право пользования пастбищами, сенокосами, лесными и другими общинными угодьями.
По закону от 14(27) июня 1910 г. крестьяне в «беспередельных» общинах получали удостоверительные акты о праве собственности от землеустроительных комиссий, минуя сельский сход; этот же закон ограничивал покупку и получение в дар земли одним крестьянином шестью душевыми наделами в пределах одного уезда.
Реформа предусматривала единоличное и общинное землеустройство (производилось безвозмездно). При единоличном крестьянин мог потребовать от сельского общества взамен укреплённых участков в разных полях («полос») выделить соответствующую им землю «по возможности» в одном месте (отруб), при этом крестьянин мог перенести туда усадьбу и дом (хутор). Если выдел оказывался «неудобным или невозможным» либо сельское общество отказывалось производить досрочный передел земли, община «по взаимному соглашению» могла компенсировать владельцу стоимость земли деньгами, а при отсутствии согласия – по оценке, устанавливаемой волостным судом. Для перехода на отруба или хутора всей общины требовалась поддержка ⅔ домохозяйств. При общинном землеустройстве по заявлениям сельских обществ производились: ликвидация чересполосицы и многополосицы, дальноземелья, отграничение участков от смежных владений, перевёрстка полей под многопольные севообороты и др. Землеустройство разрешало многочисленные проблемы чересполосицы и вклинивания также надельных и частновладельческих земель.
Законом от 29 мая (11 июня) 1911 г. формирование отруба или хутора означало автоматическое утверждение права личной собственности на отведённый участок и тем самым освобождало от необходимости процедуры предварительного укрепления земли. Этот же закон облегчал изменение юридического статуса земельной собственности в интересах владельца: покупка хотя бы небольшого участка (0,27 га) частной земли позволяла домохозяину объявить весь бывший надел полной частной собственностью. К 1916 г., согласно официальным данным, заявления об общинном и единоличном землеустройстве поступили от 6,174 млн домохозяйств (на 1905 составляли 67 % общинных дворов в Европейской России).
Предварительные результаты
Реформа привела к резкому росту покупок и продаж крестьянской земли (крестьянское частное землевладение в Европейской России увеличилось с 26,8 до 36,7 млн га). В мобилизации земли важную роль сыграл Крестьянский поземельный банк. Для формирования рынка доступной земли были понижены платежи его заёмщиков [14(27) октябрь 1906], начата выдача ссуд на покупку частной земли под залог надельной [15(28) ноября 1906] и др. В 1906–1915 гг. из собственного фонда банк продал крестьянам 4,27 млн га земли, предварительно разделённых на 280 тыс. хуторских и отрубных участков. Другой причиной роста покупок и продаж крестьянской земли было то, что за годы реформы около 1 млн домохозяев, укрепивших надельную землю (в большинстве случаев малоземельные крестьяне), впоследствии её продали (Тюкавкин. 2001. С. 210, 299). По данным обследования МВД (1914), ¼ продавших укреплённую землю сделали это с целью приобрести другой участок.
Укрепление земли крестьянами в собственность сопровождалось предоставлением им агрономической помощи. Государственные расходы на неё в 1908–1910 гг. резко увеличились. Мелиорацией, устройством опытных и показательных хозяйств, введением удобрений, передовых систем полеводства и др., наряду с земствами, стали заниматься образованные в 1909–1910 гг. при губернских землеустроительных комиссиях особые агрономические совещания.
К 1916 г. из 9,2 млн домохозяев вышли из общины 3,084 млн (около 28 % общинников на 1905). Они укрепили за собой около ⅕ части бывших надельных земель. Из них к ведению хозяйства на хуторах и отрубах перешли (с утверждением документации землеустроительными комиссиями), по официальным данным, 1,234 млн домохозяев [по подсчётам П. Н. Першина – около 1,559 млн домохозяев (Першин П. Н. Участковое землепользование в России. Москва, 1922. С. 46–47)], или свыше 14 % общинников на 1905 г. Площадь образованных хуторов и отрубов составила 13,1 млн га.
Мероприятия по улучшению общинного землепользования были юридически завершены для 1,142 млн домохозяйств и охватили 9,021 млн га земли. Фактически завершённое общинное и единоличное землеустройство (с разбивкой границ и установкой межевых знаков на местности) охватило 37,47 млн га земли, принадлежавшей 3,872 млн домохозяев.
Переселенчество
Многие из крестьян, продавших укреплённую землю, переселились в Сибирь на отведённые переселенцам участки. В 1906–1914 гг., по официальным данным, в Азиатскую часть Российской империи переселились свыше 3,7 млн человек (домохозяев и членов их семей), вдвое больше, чем за предыдущие 20 лет.
Из них вернулись на родину около 27 % (Тюкавкин. 2001. С. 251), в основном для окончания дел, связанных с ликвидацией прежней оседлости (продажа земли, организация переселения односельчан и др.) Затем основная часть вернувшихся уже окончательно всей семьёй переселялась за Урал.
В ходе реформы в Сибири и на Дальнем Востоке возникло свыше 10 тыс. новых сёл и деревень. Первоначально в районах переселения крестьяне наделялись землёй на условиях бессрочного наследственного пользования в составе общины, что, по мнению правительства, в наибольшей степени отвечало задачам освоения малообжитых регионов страны. В 1911 г., после инспекционной поездки П. А. Столыпина и главноуправляющего земледелием и землеустройством А. В. Кривошеина по Сибири и Поволжью (1910), начался отвод переселенцам участков под хутора и отруба. Хозяйственное освоение Сибири в ходе проведения реформы сыграло исключительную роль в снабжении населения страны позднее, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., когда значительные территории в Европейской части СССР оказались оккупированными.
Сворачивание реформы
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. проведение реформы осложнилось массовым призывом на фронт крестьян и сотрудников землеустроительных органов. 29 апреля (12 мая) 1915 г. приостановлено исполнение спорных дел о единоличном землеустройстве, связанных с интересами лиц, призванных на войну. В результате реализация реформы значительно затормозилась.
Полностью прекращена 28 июня (11 июля) 1917 г. Временным правительством; землеустроительные комиссии упразднены, их дела переданы земельным комитетам, решение большинства дел отложено до Учредительного собрания. В ходе Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней социализации земли участки, укреплённые в личную собственность, были насильственно возвращены в состав общинных земель и подверглись уравнительному перераспределению. Однако часть отрубных и хуторских хозяйств, преимущественно из числа образованных в результате землеустройства целых селений, существовала вплоть до сплошной коллективизации.