Швальмский свадебный костюм
Швальмский свадебный костюм. Свадебный костюм области Швальм в Гессене сложился к началу 19 в. Костюм невесты представлял собой уже наряд замужней женщины, который она в дальнейшей жизни надевала как праздничный. Он состоял из длинной белой рубахи лейненхемд (Leinenhemd), выглядывающей из-под юбок, поверх которой надето два корсета мидер (Mieder), один из которых, нижний, – белый, а другой, верхний, – голубой, украшенный богатой вышивкой. Сверху был надет жилет из бархата с приколотой твёрдой вставкой (брустштекер, Bruststecker), состоящей из золотной и серебряной вышивки. На рубахе при помощи специальной «упряжи» геширрхен (Geschirrchen) фиксировались, в зависимости от социального положения женщины, от 9 до 14 юбок; верхняя юбка из чёрной шерсти, поверх неё шёлковый чёрный фартук шюрце (Schürze). На спине у невесты находилась т. н. доска (бретт, Brett) – веер из бархатных лент. На плечах и вокруг шеи – чёрный шёлковый плат с цветной окантовкой и зелёными шёлковыми кистями, а также жёсткий синий кружевной воротничок, так называемый штриффель (Striffel), бусы из янтаря кёнигсбергской огранки и 2 ряда дутых богемских бус из зелёного и посеребрённого стекла. Сложный головной убор, т. н. гешаппель (Geschappel), укрепляли на заплетённых в косы волосах. Это собранная из тридцатиметровых шёлковых лент конструкция, которая закрывает всю голову, оставляя лишь лицо невесты открытым. Гешаппель венчала корона из разноцветных дутых стеклянных бусин, в которые вплетены 2 кукольных лица.
Голову жениха венчал люст (Lust) – сложное сооружение из лент, бус, пары кукол и короны из стеклянных шариков, бисера, разных декоративных мелочей, сплетённое при помощи шёлковых и золотных лент и укреплённое на традиционном головном уборе – чёрной треуголке драйшпиц (Dreispitz) – так, что практически закрывал глаза жениха. Этот головной убор символически означал, что он больше не должен заглядываться на других женщин.
В основе свадебного костюма жениха также лежал комплекс праздничного мужского костюма, в котором обычно являлись на вечернюю службу в храм. Свадебная рубашка, в отличие от праздничной церковной, украшена «белой вышивкой» (Weißstickerei), которая выполнялась белыми нитками по белой основе и придавала особенную праздничность вещи. Вышивкой оформлены воротник, грудной вырез и манжеты. Поверх белой рубахи надевали синий суконный жилет весте (Weste), углы и карманы которого украшались богатой вышивкой. Ворот рубахи повязывался чёрным шейным платком хальстух (Halstuch) из тафты, концы его горизонтально отстояли и были направлены в разные стороны. Поверх этого наряда жених надевал чёрный длинный сюртук абендмальсрок (Abendmahlsrock). Штаны до колен книхозе (Kniehose) из белого льняного полотна, под ними – тёмно-синие шерстяные чулки волльштрюмпфе (Wollstrümpfe), а также обувь. В зависимости от социального положения жениха это могли быть сапоги до колен шафтштифель (Schaftstiefel) или же башмаки с квадратной металлической пряжкой шналленшуе (Schnallenschuhe).
На левой стороне груди жених носил длинный синий шёлковый платок, под которым позднее его детей несли на крестины в церковь, чтобы защитить их от посторонних взглядов. Над платком прикалывалась бутоньерка из ярких бумажных цветов и шёлковая синяя лента, завязанная в бант. На плечах жениха, также как у невесты, были приколоты букеты живых цветов, перевязанных коричневой шёлковой лентой. На руках были надеты перчатки, вязанные из хлопчатобумажной пряжи.
Швальмский костюм, как и другие типы традиционного свадебного костюма немцев, с конца 19 в. постепенно вытеснялся городской модой.