Американцы
Америка́нцы (самоназвание – Americans), народ, основное население США. Американцами, согласно закону, считаются не только принявшие присягу верности при получении гражданства, но и многочисленные категории т. н. экспатриатов, постоянных жителей-неграждан и лиц с двойным гражданством. Численность 334,7 млн человек (2020, перепись). Преобладает американский вариант английского языка (на нём говорят 93,4 % американцев), распространён также испанский язык (12,3 %) и языки других меньшинств. Верующие в основном протестанты (баптисты, методисты и др.) – 46,5 %, часть – католики (20,8 %), есть иудаисты (1,9 %), мусульмане (0,9 %), буддисты (0,7 %), православные (0,5 %), приверженцы многочисленных сект и нетрадиционных культов.
Исторический очерк и статистика
С 16 в. Северная Америка заселяется выходцами из Европы – испанцами, англичанами, французами, голландцами и др., вытесняющими местное индейское население. К концу 18 в. основу американской нации составили потомки английских колонистов. В 1-й половине 19 в. в Америку устремился массовый поток иммигрантов из других стран Европы, особенно из Ирландии и Франции. После Американо-мексиканской войны 1846–1848 гг. в состав американцев были включены мексиканцы, проживавшие к югу от Рио-Гранде, после Гражданской войны 1861–1865 гг. в американскую нацию интегрируются афроамериканцы, с начала 20 в. – индейцы. В середине 20 в. в США переехали много жителей стран Европы, включая значительное число эмигрантов из Германии. В конце 20 – начале 21 в. в США переселились несколько миллионов граждан бывшего СССР (русские, украинцы, евреи, армяне и др.), составивших русскоязычные общины, особенно в Нью-Йорке, Калифорнии, Флориде. Основное пополнение американцы как нация получают от квалифицированных иммигрантов из разных стран, получающих гражданство или вид на жительство с правом работы на основе миграционных квот и сдачи экзаменов. Около 3 млн американцев живут за пределами страны: в Мексике (800 тыс.), в Канаде (273 тыс.), в Великобритании (171 тыс.), в Пуэрто-Рико (160 тыс.), в Германии (153 тыс.), в Австралии (117 тыс.) и в других странах, в том числе в России (1,5 тыс. человек; 2010, перепись).
Среди современных американцев большинство (196,5 млн человек, 59,3 %; 2020, перепись, данные по 50 штатам) составляет белое население европейского происхождения, включая выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки (немецкого происхождения – 43 млн человек, 13,2 %; ирландского – 31,5 млн человек, 9,7 %; английского – 23 млн человек, 7,1 %; итальянского – 16,6 млн человек, 5,1 %; польского – 9 млн человек, 2,8 %; французского, включая франко-канадцев, – 7,7 млн человек, 2,4 %). Самая большая «расовая» группа меньшинств (62 млн человек, 18,7 %) – испаноамериканцы (американцы испанского или латиноамериканского происхождения): мексиканцы (10,3 %), пуэрториканцы (1,5 %), кубинцы (0,6 %) и др. Большинство их живут на западе и юге США, около 50 % – в Калифорнии и Техасе. «Чёрные» американцы (афроамериканцы) составляют 45 млн (12,4 %), более половины их проживают в южных штатах. Американцев азиатского происхождения насчитывается 19,9 млн (6 %): китайцы (3,8 млн человек), филиппинцы (3,4 млн), индийцы (3,2 млн), вьетнамцы (1,7 млн), корейцы (1,7 млн), японцы (1,4 млн) и др. Около половины их живут на западе США (штаты Калифорния, Гавайи). Индейцев (чироки, навахо, чокто, сиу, оджибве-чиппева и др.) и аборигенов Аляски (эскимосы и алеуты) – 4,3 млн человек (1,3 %). Из них 43 % индейцев живут на западе и 31 % – на юге США. Среди других групп американцев – шотландцы (5,4 млн человек, 1,7 %), норвежцы (4,3 млн, 1,3 %), голландцы (3,9 млн, 1,1 %), русские (2,6 млн, 0,7 %), арабы (1,7 млн человек, 0,5 %), датчане (1,4 млн, 0,4 %), украинцы (0,9 млн, 0,3 %) и ряд других.
Традиционная и современная культура
Хозяйство
Категория «традиционное хозяйство» малоприменима к этнической истории американского народа: виды хозяйственной деятельности, которыми занимались американцы на протяжении последних веков, были разнообразны и претерпели значительные исторические изменения. Вместе с тем ряд хозяйственных занятий приобрели особое значение как общие символы американского народа. В 19 в., в эпоху освоения Дикого Запада на новых территориях, большое значение имела охота, а фигура охотника за бизонами (например, Буффало Билл, настоящее имя – У. Ф. Коди) стала центральной в литературе и фильмах об этом периоде. Новопоселенцы быстро трансформировались в фермеров, в хозяйстве которых значительную роль играло разведение крупного рогатого скота. Именно с этого времени особое значение для американской культуры приобретают фигура ковбоя (англ. cowboy, от cow – корова и boy – мальчик) – наёмного рабочего, занимающегося ежедневным уходом за скотом, и традиция родео – демонстрация ковбоем умения держаться в седле, пользоваться лассо, а также скачки на диком быке.
Параллельно с 19 в. в США активно развивалась промышленность. Фигуры «хобо» (англ. hobo; бездомного странствующего мастера, как правило иммигранта из Европы), лесоруба (англ. lumberjack), «реднека» [англ. redneck – житель сельской местности, от red – красный (от загара) и neck – шея], а также «барона-разбойника» (англ. robber baron – крупные предприниматели, действующие преступными или полулегальными методами на рынке) остаются важными символами американской культуры. Хотя эти занятия почти исчезли к середине 20 в., но их названия сохраняются в повседневном языке американцев для характеристики типажей людей.
Пища
Пищевые традиции американцев восходят к английской (шире – британской) кухне, однако в процессе взаимодействия с многочисленными мигрантами в них стали включаться индейские, африканские, итальянские (в крупных городах), немецкие (Средний Запад), французские (Луизиана) и мексиканские (южные штаты), а также японские и китайские элементы. Особым своеобразием отличается кухня южных штатов, которая носит наименование «тэкс-мекс» (от англ. Texas-Mexican food) и включает такие блюда, как фахитас, буррито, кабрито (мясо молодого козлёнка), чили кон карне и др. Непосредственно на Северо-Американском континенте возникли особенности, которые были связаны с использованием местных пищевых компонентов. Так, в штатах Новой Англии традиционной приправой к мясу и индейке является клюквенный соус, на побережьях готовят крабовые котлеты и суп, а на юге пекут оладьи и хлеб с добавлением кукурузной муки. Почти повсеместно среди американцев распространены традиции приготовления индейки с различными видами соусов ко Дню благодарения, яблочного пирога (на Среднем Западе с сыром чеддер), а также барбекю (приготовление на открытом огне различных продуктов, преимущественно мяса) на праздники.
В питании американцев-горожан значительную роль стали играть блюда быстрого питания, или фастфуд (англ. fast food). Еда этого типа существовала в кухнях многих народов мира и была принесена на Северо-Американский континент иммигрантами, однако позже её стали ассоциировать с американской кухней. Например, именно в Америке в 19 в. приобрела популярность пицца, которая затем была «реэкспортирована» в Италию как типичное итальянское блюдо. Символами фастфуда стали немецкая котлета в хлебе – гамбургер (англ. hamburger, от нем. Hamburger – «гамбургский», «житель Гамбурга»), породивший особый раздел фастфуда – бургеры; немецкие сосиски в булочках, которые известны в мире под американским названием «хот-дог»; бельгийский картофель-фри; мексиканские буррито. В 1960-е гг. после «суши-бума» одним из наиболее популярных в мире стал ролл «Калифорния», впервые появившийся в Лос-Анджелесе во 2-й половине 1950-х гг.
Социальная жизнь
Потомки давних иммигрантов сохраняют память о своём происхождении и элементы этнической культуры при доминирующем общеамериканском самосознании; идеологии американского национализма и патриотизма, политического и экономического либерализма; культурных ценностях, таких как национальные праздники и символика, история США, стандарты массовой культуры и др. Среди американцев сохраняется высокий уровень религиозности. Основные праздники имеют историческое [День независимости (04.07), День благодарения (4-й четверг ноября), День ветеранов (11.11) и др.] и религиозное (христианское) происхождение (Пасха, Рождество), некоторые из них восприняты из культур этнических меньшинств [День святого Патрика (17.03), Хэллоуин (31.10), Ханука и др.].
Взаимодействие мультикультурных традиций европейцев, африканцев, индейцев вкупе с влиянием латиноамериканской музыки привели к формированию уникальной и разнообразной музыкальной культуры, включающей такие жанры, стили и направления, как регтайм, кантри, джаз, рок-н-ролл. Американские композиторы использовали в своих произведениях элементы индейского фольклора (Э. Мак-Доуэл), джаза и афроамериканского фольклора (Дж. Гершвин).
Иммигранты последних десятилетий сохраняют язык и связи со страной исхода, большинство имеют уровень образования выше среднеамериканского и хорошо интегрированы в американское общество. Всё больше распространяются межрасовые и межэтнические браки; в последних переписях стала отмечаться смешанная этническая, с 2000 г. – смешанная расовая принадлежность. Лица смешанной расовой принадлежности составляют 9,6 млн человек (2,9 %; 2020, перепись, материалы по 50 штатам). Этому способствуют политика многокультурности, сменившая в 1980-е гг. доктрину ассимиляции меньшинств (плавильного котла), законодательство и государственные программы, направленные против расовой дискриминации и в поддержку иммигрантов. Тем не менее среди американцев сохраняются расизм и ксенофобия (в стране действуют более 500 ультраправых групп расистского и неофашистского толка), после террористической атаки исламской группировки Аль-Каида 11 сентября 2001 г. – исламофобия.
В социальной жизни американцев сохраняются уважение к частной собственности, культ личного успеха, право на владение оружием. Последнее приводит к высокому уровню насилия, массовым расстрелам граждан, особенно в учебных заведениях. В последние годы имели место массовые кампании против разных форм т. н. харассмента и полицейского насилия (движение «Me too» в защиту женщин, BLM – «жизнь чёрных имеет значение» и др.), а также кампании политкорректности и т. н. культуры отмены, когда ревизии подвергаются исторические события, национальные герои и символы, включая уничтожение памятников и пересмотр смысла памятных событий. В массовой культуре американцев доминируют темы и образы, связанные с американской исключительностью, экспансионизмом, идеей распространения в мире американской демократии и жизненных ценностей (политика американизации). В сфере высокой профессиональной культуры американцы имеют мировые достижения в музыке, кинематографе, литературе, визуальном искусстве. Американцев отличает стремление к образованию и научным занятиям, американские университеты и научные центры занимают ведущие позиции в мире (Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет, Гарвардский университет, Калифорнийский технологический институт). Среди американцев распространён спорт, особенно бейсбол, американский футбол, баскетбол, бокс, хоккей.