Амиши
А́миши (англ. Amish; по имени Якоба Аммана, франц. Jacob Amman), обособленная консервативная ветвь меннонитства. Амиши разделяют большинство меннонитских положений – крещение по вере, буквальное толкование Библии, отрицание насилия, – но трактуют их гораздо строже. Основатель – Я. Амман, меннонитский священник из Швейцарии, переселившийся в Эльзас. От меннонитов амиши отделились в 1693 г., когда Амман объявил недостаточно строгим принятое у меннонитов отношение к согрешившим и дал указания относительно бытовой жизни членов общины. Внешний мир амиши воспринимают как «покинутый Богом», ограничивают с ним контакты и по возможности отказываются от любых связывающих с ним физических средств.
После 1712 г. (когда Эльзас находился в составе Франции после заключения Рисвикского мира 1697) в результате изгнания Людовиком XIV амиши вынуждены были переселиться в другие европейские государства. Несколько позже началась их эмиграция в Америку (изначально на юго-восток Пенсильвании), где и по сей день сосредоточены наиболее крупные общины амишей. Они также расселены в американских штатах Огайо, Индиана, Висконсин, Мичиган, Миссури, Нью-Йорк, Айова, Иллинойс, Флорида и др. Небольшие группы амишей имеются в Канаде и странах Центральной Америки. За пределами Америки амиши не сохранились.
Численность амишей вместе с детьми, которые формально до крещения не считаются членами общины, по оценкам на 2017 г., составляла более 200 тыс. человек. На начало 21 в. амишей вместе с детьми насчитывалось 150 тыс. человек (Religions of the world. 2002. P. 45). Браки у амишей ранние, рождаемость высокая, разводы запрещены.
Амиши в основном двуязычны: говорят на своём диалекте (т. н. пенсильванский немецкий, сложившийся на основе пфальцкого диалекта нижненемецкого языка с отдельными элементами верхненемецкого языка и заимствованиями из английского) и английском языке.
Практически вся повседневная жизнь амишей определяется Орднунгом (от нем. Ordnung – порядок) – сводом правил и ограничений, нацеленных на сохранение вероучения и бытовых традиций. При этом в Орднунге не говорится о запрете заведомо греховных с точки зрения христианства деяний и помыслов (убийство, воровство, ложь, зависть, гордыня и т. д.). Они должны исключаться в результате строгого следования Священному Писанию. В Орднунге выделяется две части. Письменная часть включает документы, написанные Амманом и другими религиозными лидерами, а также некоторые более поздние дополнения к учению и содержит основные догматические положения, обусловившие такие особенности, как отделение от остального мира, неподчинение светским властям, отказ от военной службы, отлучение нарушающих принятые правила, а также основные бытовые нормы. Устная часть Орднунга содержит постепенно складывавшиеся неписаные правила, которые определяют частные детали повседневной жизни, не регламентированные документами. Эти правила могут несколько различаться в разных общинах и меняться с течением времени. Изменения в устной части Орднунга и в трактовке его письменной части привели к тому, что, осознавая себя принадлежащими к одной конфессии и имея единое самоназвание «простые люди Божьи», амиши распались на разные группы.
Самое большое разделение произошло в 1865 г. на съезде амишей США и Канады в результате дискуссии между консервативными членами и более открытыми для перемен. Консервативные амиши настаивали на традиционном понимании Орднунга, которое они обозначили как «старый порядок»; они получили название «амиши старого порядка» (англ. Old Order Amish). Более либеральные группы – «амишские меннониты» постепенно растворились в Меннонитской церкви. Амиши старого порядка, наоборот, образовали консолидированное сообщество, хотя отпадения от него небольших общин случались и позже. Они представляют самую консервативную группу, составляющую более половины всех амишей. Полное название этой группы – Меннонитская церковь амишей старого порядка (слово «меннонитская» часто опускается).
Все общины амишей старого порядка автономны. Каждая возглавляется епископом (реже две общины окормляются одним епископом). Епископ считается высшим авторитетом в религиозной и повседневной жизни. Он совершает основные религиозные обряды, рукополагает новых священников, следит за соблюдением правил и традиций. В его подчинении могут находиться от 3 до 5 священников и диакон.
Амиши старого порядка стремятся жить так же, как некогда жили их предки. Они чётко определяют, что запрещено, что разрешено, а что обязательно. Это касается норм поведения внутри общины, отношений с внешним миром, технологий, конкретных предметов хозяйства, быта и личного пользования. Под запрет среди прочего попадают участие в государственных и местных (за пределами общины) выборах и вступление в общественные организации; авиаперевозки; потребление электричества от линий электропередачи и тепла от центрального отопления; применение трактора и другой сельскохозяйственной техники для полевых работ; использование телевизора, радио, наручных часов, фотоаппарата (запрещено фотографироваться и иметь сделанные другими фотографии); ношение обручальных колец и ювелирных украшений. Запреты в разных общинах могут трактоваться по-разному. Так, хотя традиционным средством передвижения у всех амишей старого порядка остаются конные повозки со стальными колесами (резиновые шины не допускаются), а к автомобилю отношение неодобрительное, в некоторых общинах в случаях особой необходимости разрешается передвижение на нём в качестве пассажира. Для осуществления необходимых деловых контактов с внешним миром допускается использование телефона, иногда на рабочем месте разрешается компьютер. Однако владеть тем или другим и даже хранить их дома строжайше запрещено.
Амиши старого порядка ведут традиционное хозяйство: занимаются фермерством, сочетая животноводство, прежде всего молочное, и земледелие. Поскольку большинство необходимых в быту предметов производится внутри общины, у амишей развиты различные ремёсла. У амишей широко распространена взаимопомощь (особенно для совместного выполнения трудоёмких работ), а также одалживание друг другу инвентаря и оборудования.
Практически до конца 20 в. амиши старого порядка не использовали никакой современной бытовой техники. Сейчас в их домах могут быть холодильники, стиральные машины, кухонные процессоры, но всё оборудование работает не от электричества, а от газовых баллонов.
Для амишей старого порядка очень характерна унификация. Стены в домах могут быть голубыми, зелёными или коричневыми, на окнах должны быть только ставни, а не занавески. Одежда и головные уборы – только определённых цветов и фасонов. Женские платья всегда однотонные (наиболее распространены синие, зелёные, лиловые, тёмно-красные). Поверх платья замужние женщины также надевают небольшую чёрную накидку и чёрный передник, незамужние – белую накидку и белый передник. Для работы по дому или в поле предусмотрен серый фартук. На голове женщинам, девушкам и даже маленьким девочкам положено носить белые чепцы. Одежда мужчин должна символизировать пацифизм. Их повседневный наряд – цветные однотонные рубашки и серые брюки. На воскресное богослужение они надевают белую рубашку с чёрной бабочкой, чёрные брюки, чёрный пиджак без воротника и лацканов – эти детали костюма у них ассоциируются с военной формой и поэтому были исключены. По той же причине запрещены ремень (брюки поддерживаются подтяжками) и пуговицы на пиджаках, жилетах и пальто (они имеются только на рубашках и брюках). Вне дома мужчина должен всегда быть с покрытой головой: либо в чёрной шерстяной, либо в соломенной шляпе. Вся одежда, кроме мужского воскресного костюма, шьётся дома. Обувь у всех чёрного цвета.
Причёски у амишей тоже однотипные. Женщины носят длинные волосы, разделённые прямым пробором и уложенные в два тугих пучка. У мужчин это стрижка «под кружок» длиной до середины уха с пробором посередине. Женатые мужчины обязательно отпускают бороды, усы же носить не разрешается (вызывают ассоциацию с армией).
Поскольку у амишей принято крещение по вере, дети не считаются членами общины, хотя практически с рождения с родителями посещают богослужения. Мальчики с ранних лет приучаются к сельскохозяйственному труду, а девочки – к работе по дому. У амишей старого порядка имеются свои восьмилетние школы, учиться за пределами общины они детям не позволяют и в 1972 г. добились того, что на них не распространяются принятые в США требования к среднему образованию (акт Wisconsin v. Yoder). Уроки всегда начинаются с чтения Библии и пения гимнов. В школе преподаются немецкий и английский языки, математика, история, география и некоторые другие предметы. Преподают в школе одинокие женщины, сами имеющие лишь восьмилетнее образование. Религиозное воспитание дети получают в семье. После крещения и официального вступления в общину молодой человек или девушка дают обещание жить в соответствии с Орднунгом.
Амиши старого порядка не имеют специальных культовых зданий, богослужения проходят поочередно в домах верующих (а если дом слишком мал, то в амбаре). Службы проводятся обычно каждое воскресенье. Во время богослужений мужчины занимают передние ряды, женщины – задние. Состоящие и не состоящие в браке также сидят отдельно. Во время службы возносятся молитвы, читаются отрывки из Библии, произносится проповедь, поются гимны. Музыкальные инструменты строжайше запрещены. В сборниках гимнов есть только стихи, нотных записей нет (мелодии хранятся в коллективной памяти общины, передаваясь из поколения в поколение). После богослужения вся община остаётся на трапезу. Хозяева дома, в котором проводится служба, должны приготовить угощение для всех. Сначала обедает духовенство, затем люди старшего возраста, и лишь в конце трапезы молодёжь, мужчины и женщины сидят отдельно.
Амиши старого порядка строго относятся к нарушению членами общины существующих правил. Если проступок небольшой, достаточно публично покаяться и пообещать впредь так не делать. Если нарушение серьёзно, епископ или священник могут предложить отлучить согрешившего от церкви. Окончательно вопрос об изгнании из общины решают все её члены путём голосования. Отлучение влечёт за собой многие ограничения не только в религиозной, но и в бытовой сфере. Человек не может есть за одним столом с членами общины, даже дома со своей семьёй, с ним никто не разговаривает. По истечении определённого срока, если нарушитель убедит епископа в своём искреннем раскаянии, община путём голосования принимает его обратно. Иногда отлучённые не возвращаются в общину, а примыкают к достаточно консервативным меннонитским организациям или пополняют ряды менее строгих групп амишей.
В 20 в. от амишей старого порядка не раз отделялись более либеральные группы. В 1910 г. от амишей старого порядка откололась община в г. Пиджине (ныне деревня Пиджин, округ Гурон, штат Мичиган), образовавшая Консервативную меннонитскую конференцию (проводят богослужения на английском языке в специальных зданиях, открыли воскресные школы). В 1927 г. в округе Сомерсет (штат Пенсильвания) от амишей старого порядка отделились амишские меннонитские церкви Бичи (организация названа по имени основателя – амишского епископа Мозеса Бичи). Это самая многочисленная группа из отпавших от амишей старого порядка и не влившихся в крупные меннонитские церкви (в 2017 их численность без детей, официально не являющихся членами общины, составляла 9,3 тыс.: Beachy Amish Mennonite Fellowship). Представители амишских меннонитских церквей Бичи используют электричество, автомобили, тракторы, имеются специальные молитвенные дома и воскресные школы. Отлучения от общины у них случаются гораздо реже и не сопровождаются строгими ограничениями. Амишские меннонитские церкви Бичи являются не единой общностью, а рядом групп, различающихся степенью допущения «либеральных» инноваций.
Ещё один «раскол» произошёл в 1966 г.: в округе Ланкастер (штат Пенсильвания) около 100 семей образовали две общины, которые назвали «амиши нового порядка». Примерно в то же время подобные менее строгие общины возникли и в штате Огайо.
Тем не менее, несмотря на расколы и смягчение правил жизнь амишей в 21 в. по-прежнему строится в соответствии с Орднунгом и предполагает многочисленные ограничения.