Московская духовная академия
Моско́вская духо́вная акаде́мия (МДА), старейшее высшее духовное учебное заведение Русской православной церкви. Создана в результате преобразования в 1814 г. Славяно-греко-латинской академии, является её преемницей. Со времени создания и доныне (с перерывом в 1919–1948) МДА располагается в Троице-Сергиевой лавре в г. Сергиев Посад.
МДА в 19 – начале 20 вв.
Преобразование Славяно-греко-латинской академии произошло на основе устава для духовных учебных заведений, составленного М. М. Сперанским и переработанного архимандритом (впоследствии митрополитом) Филаретом (Дроздовым). Первоначально обучение в МДА продолжалось 4 года и состояло из двух ступеней. В течение первых двух лет изучались философия, Священное Писание, словесность, всеобщая история, древние и новые языки; в последующие 2 года, кроме того – богословие (догматическое, нравственное, обличительное, пастырское), церковная история и церковная словесность. Преподавательский состав насчитывал 14 человек. Набор студентов производился 1 раз в 2 года, их количество на каждом курсе составляло около 60 человек. С 1840-х гг. в МДА обучались иностранцы (сербы, черногорцы, греки, сирийцы и др.).
МДА являлась центром Московского духовно-учебного округа и курировала деятельность 9 семинарий: Московской, Вифанской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Рязанской, Тульской, Ярославской (в 1818–1842 также 9 семинарий Казанского округа). Согласно уставу 1814 г., МДА исполняла функции духовной цензуры. Высшим учёным учреждением МДА была академическая конференция (московский архиерей, преподаватели и почётные члены академии).
В первые годы преподавание шло на латинском языке, в 1819 г. Комиссия духовных училищ разрешила преподавание в академиях на русском языке. Ректор МДА (1835–1841) архимандрит (впоследствии архиепископ) Филарет (Гумилевский) инициировал издание творений отцов Церкви в русском переводе; особое внимание уделялось греческой патрологии. С начала 1840-х гг. переводы публиковались в специально учреждённом печатном органе МДА – «Прибавлениях к творениям святых отцов». В 1870-х гг. МДА, наряду с другими духовными академиями, участвовала в подготовке т. н. Синодального перевода Библии.
Большое влияние на внутреннее устройство, систему преподавания и научную жизнь МДА в качестве правящего московского архиерея (1821–1867) оказывал митрополит Филарет (Дроздов). Эпоху 1860–1870-х гг. в истории МДА определила личность её ректора протоиерея А. В. Горского (1862–1875), стоявшего у истоков церковно-исторической школы Московской духовной академии, к которой принадлежали Е. Е. Голубинский, Н. Ф. Каптерев. При ректоре (1891–1895) архимандрите (впоследствии митрополите) Антонии (Храповицком) начал издаваться журнал «Богословский вестник» (1892), ставший одним из лучших богословских изданий дореволюционной России.
В 1869 г. в ходе реформы духовно-учебных заведений был принят новый устав академий, отражавший дух либеральных реформ императора Александра II. Высшим органом правления стал Совет академии во главе с ректором. Важнейшие вопросы решались на общих собраниях, новых преподавателей избирала вся академическая корпорация. Были разрешены открытые диспуты при защите магистерских диссертаций. Введена специализация и организованы 3 отделения: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Набор студентов стал проводиться ежегодно. В академию стали принимать не только семинаристов, но и выпускников гимназий. Вводился институт вольнослушателей. Разрешалось публиковать лекции, учреждать научные общества. Академии приобрели право собственной цензуры. Однако устав 1884 г. ликвидировал академическое самоуправление, усилил зависимость МДА от московского митрополита. Отделения были упразднены. Ректорами МДА стали назначать епископов; академия вновь приобрела характер сословного учебного заведения, в результате численность студентов сократилась: в 1888 г. – около 300 человек, в 1899 г. – 215 человек.
В 19 – начале 20 вв. преподаватели МДА В. Д. Кудрявцев-Платонов, Н. И. Субботин, В. О. Ключевский, А. Д. Беляев, И. Н. Корсунский, М. Д. Муретов, А. П. Голубцов, А. И. Введенский, С. И. Соболевский, С. С. Глаголев, И. В. Попов, М. М. Тареев, А. П. Лебедев, священник П. А. Флоренский, архимандрит (впоследствии архиепископ) Иларион (Троицкий), А. А. Спасский и другие внесли большой вклад в развитие богословских, церковно-исторических и философских наук.
Указ Святейшего Синода от 21 ноября (4 декабря) 1905 г. санкционировал введение в духовных академиях автономии. Академии вверялись «попечению и наблюдению» местного архиерея, ректор и инспектор избирались корпорацией и утверждались Синодом, состав Совета Московской духовной академии был значительно расширен. Новый устав академий (1910), последовавший как реакция на события Революции 1905–1907 гг., отменил выборность ректора и инспектора. Должности профессоров и доцентов стали утверждаться Синодом. После Февральской революции 1917 г. ректор епископ Феодор (Поздеевский) и редактор журнала «Богословский вестник» священник Павел Флоренский были смещены со своих постов (место Флоренского занял либеральный богослов профессор М. М. Тареев).
МДА в советский период
С установлением советской власти финансирование МДА в 1918 г. было свёрнуто, в 1919 г. прекратились занятия в помещениях академии в лавре. В 1920-х – 1-й половине 1930-х гг. в Москве группами профессоров-энтузиастов при поддержке представителей иерархии полулегально и нелегально предпринимались попытки продолжения деятельности МДА.
В 1946 г. МДА была возобновлена, в 1949 г. возвращена в Троице-Сергиеву лавру. Преемственность традиций дореволюционной высшей богословской школы обеспечивали выпускники дореволюционных духовных академий, ставшие преподавателями возрождённой МДА. В период хрущёвских гонений на Русскую православную церковь (1958–1964) МДА находилась под постоянным давлением властей, препятствовавших поступлению в неё лиц с высшим и средним специальным образованием, запрещавших тиражировать учебные пособия и преподавать общеобразовательные дисциплины. Положение постепенно улучшилось к середине 1970-х гг. При МДА был создан регентский класс (1969), позднее – регентская школа (1985), являвшаяся тогда единственной формой женского религиозного образования в СССР.
МДА в конце 20 – начале 21 вв.
В ходе реформы духовного образования Русской православной церкви, начатой в 1994 г., МДА получила статус церковного учреждения, призванного готовить преподавателей для высших духовных учебных заведений и сотрудников синодальных отделов. Она включает 4 отделения: библейское, богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Срок обучения составляет 3 года; выпускники получают право защищать диссертационную работу на соискание учёной степени кандидата богословия. При МДА существуют аспирантура, Церковно-археологический кабинет, Греко-латинский кабинет, миссионерский отдел, издаётся возрождённый журнал «Богословский вестник» (с 2003).