Хржановский Андрей Юрьевич
Хржано́вский Андре́й Ю́рьевич (род. 30.11.1939, Москва), российский режиссёр анимационного кино, народный артист РФ (2011).
Отец – артист эстрады и художник Юрий Борисович Хржановский (1905–1987).
В 1962 г. окончил ВГИК (мастерская Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой), с того же года режиссёр киностудии «Союзмультфильм».
В 1966 г. дебютировал сатирической притчей «Жил-был Козявин» (авторы сценария Л. И. Лагин, Г. Ф. Шпаликов), герой которой ради исполнения ничтожного поручения готов разрушить весь мир. Фильм анализирует состояние стандартного советского человека, идеального представителя системы. В 1968 г. снял сюрреалистическую ленту «Стеклянная гармоника» о том, как искусство художника преображает действительность, погрязшую в серости и уродстве. Фильм в прокат не вышел.
В 1968–1970 гг. служил в Военно-морском флоте, где участвовал в работе над документальным фильмом «Будни морской пехоты» (1970, киностудия ВМФ СССР).
Жанр притчи продолжал разрабатывать в картинах «Шкаф» (1971) – о тяге современного человека к обособленному существованию, загоняющему его в изолированную среду, и «Бабочка» [1972; приз 11-го Международного кинофестиваля в Хихоне (Испания), 1973] – о стремлении всех живых существ к свободе. Ленты Хржановского отличаются изысканным графичным рисунком, усиленным нарочито «странной» музыкой А. Г. Шнитке.
В 1973 г. Хржановский перешёл к стилистике абсурдистской комедии, иллюстрирующей басни И. А. Крылова («В мире басен», 1973), английские шуточные стихи («Дом, который построил Джек», 1976; приз Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1977, приз Международного кинофестиваля в Загребе, в том же году; «Чудеса в решете», 1978; «Королевский бутерброд» по А. А. Милну, 1985).
Снимал полистилистические фильмы-коллажи, где через живопись и графику, в форме лукаво-ироничной фантазии, проявлялись авторские размышления о жизни и творчестве известных деятелей культуры: цикл анимационных фильмов о А. С. Пушкине «Я к вам лечу воспоминаньем...» (1977), «И с вами снова я...» (1980), «Осень» (1982; Гран-при Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, 1983, Государственная премия РСФСР за трилогию, 1986); «Школа изящных искусств» о художнике Ю. Соостере (совместно с В. М. Угаровым, 1987–1990); «Долгое путешествие» о Ф. Феллини (1997; приз в номинации «Лучшая режиссёрская работа» Международного кинофестиваля «Евразия», 1998); «Полтора кота» о И. А. Бродском (сценарий совместно с Ю. Н. Арабовым, 2002; приз Международного кинофестиваля в Кракове, 2003, премия «Ника» за 2003, вручена в 2004); анимационно-игровой фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (сценарий совместно с Арабовым, 2008; Гран-при кинофестивалей: «Окно в Европу», «Зеркало», Международного кинофестиваля в Карловых Варах, все – в 2009; премия Правительства РФ, приз фестиваля Российских фильмов «Спутник над Польшей», обе – в 2010; премия «Ника» за 2009, вручена в 2010).
По детским рисункам, иллюстрирующим жизнь и произведения А. С. Пушкина, поставил фильм «День чудесный» (1975, сценарий совместно с Э. Н. Успенским); по сказке Т. Гуэрры – печальную лирическую новеллу «Лев с седой бородой» (1994; приз за лучший анимационный фильм кинофестиваля «Окно в Европу», 1995; премии: «Ника» за 1995, вручена в 1996, Международного кинофестиваля «Послание к человеку», 1996; Гран-при Международного кинофестиваля в Лос-Анджелесе, 1997).
В 1995 г. снял документальную ленту «Олег Каган. Жизнь после жизни» – драму о борьбе выдающегося скрипача О. М. Кагана с ранней смертью.
В 2020 г. снял картину «Нос, или Заговор "не таких"» – экранизацию одноимённой повести Н. В. Гоголя, объединённую с оперой Д. Д. Шостаковича на тот же сюжет [сценарий совместно с Ю. Н. Арабовым; приз жюри Международного кинофестиваля анимационных фильмов в Анси, в том же году, приз 26-го Открытого российского фестиваля анимационного кино, Национальные анимационные премии «Икар» за лучшую режиссуру и лучший сценарий (совместно с Ю. Н. Арабовым), все награды – в 2021]. Лента посвящена новаторам советского искусства 1920–1930-х гг.
Среди других фильмов – игровой короткометражный «Следы стираются с камней» (совместно с В. Кяспером, 1959); документальные: «Колыбельная для сверчка» (1999), «МХАТ. Сны о художественном и общедоступном» (2000), «Давай улетим!», «Я вас люблю» (оба – 2002).
Основные фильмы Хржановского выполнены в технике плоской марионетки, с элементами рисованной анимации.
Автор и соавтор сценариев многих своих фильмов.
В 1980–2000-х гг. заведующий кафедрой анимационного кино во ВГИКе, в 1987–1988 гг. и в 1990–1995 гг. преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (ныне Высшие курсы сценаристов и режиссёров имени г. Н. Данелии).
В 1988–1990 гг. возглавлял художественное объединение «Поиск» киностудии «Союзмультфильм».
В 1993 г. вместе с Ю. Б. Норштейном, Ф. С. Хитруком и Э. В. Назаровым организовал и возглавил школу-студию «ШАР» («Школа аниматоров-режиссёров»).
В 2020 г. на 14 фестивале российских фильмов «Спутник над Польшей» к 80-летию Хржановского в программу включена секция «Волшебное путешествие в мир Андрея Хржановского – 80-летие мастера анимации», где были показаны лучшие работы художника.
Составитель и автор комментариев к книге о Э. П. Гарине «Ученик чародея» (2004).
Приз «Золотой овен» в номинации «за уникальный вклад в развитие языка кино» (1994). В 2017 г. Оргкомитетом Национальной анимационной премии «Икар» удостоен звания Мастера.
Государственная премия РФ за вклад в киноискусство (за 1998, вручена в 1999).