Римское право
Ри́мское пра́во (лат. ius romanum), система правовых норм и принципов, выработанных в Древнем Риме с середины 8 в. до н. э. по 6 в. н. э. Главными из этих принципов, согласно римскому юристу Ульпиану, являются предписания «честно жить, другому не вредить, воздавать каждому своё».
Особую роль в разработке системы римского права сыграли классические юристы 1–3 вв., учение которых стало основой современного европейского права. Они делили всё право на три подсистемы: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и цивильное право (ius civile). Под естественным правом понимаются законы природы, существующие помимо воли человека (отсюда обожествление права) и свойственные не только людям, но и всему живому. Главный случай этих законов: любовь мужчины и женщины и родителей к своим детям. Обычаи людей (mores maiorum) формируются на основе этих законов, отсюда главенство естественного права над правом народов и цивильным правом. Обычаи (mores) понимаются как неписаные законы, принятые с молчаливого согласия всех, поэтому «обычное» (moralis) главенствует над писаным законом. Право народов понимается как международные обычаи и договоры, принятые у всех, даже не знакомых между собой, народов, поэтому оно наиболее близко к естественному праву, но и отличается от него, например, введением институтов войны и рабства. Цивильное право – это право отдельного народа, государства, в частности римского. Согласно Цицерону, оно стоит на нижней ступени иерархии по отношению к естественному праву и праву народов.
Всё цивильное право делится на публичное и частное право. Первое касается интересов и имущества всего народа и состоит из права жрецов, жертвоприношений и магистратов. Второе касается интересов и имущества отдельных частных граждан. Оно делится также на право лиц (personae), вещей (res) и исков (actiones). Право лиц выделяет свободных и рабов, граждан и неграждан, лиц «своего права» (отцов семейств) и «чужого права» (подвластных детей и жён). Право вещей выделяет общенародное достояние (res publica) и частное имущество (res privata), вещи в обороте и вне коммерческого оборота, движимые и недвижимые, манципируемые и неманципируемые, делимые и неделимые, родовые и индивидуально определённые и т. д. Римские юристы признавали фактическое добросовестное и недобросовестное (например, вора) владение и титульное (законное) владение. Право собственности приобреталось давностью добросовестного владения, захватом (например, на войне) и по договору (например, покупка). Собственность определялась наличием правомочий пользования (ususfructus), владения (possessio) и распоряжения (ius habendi). Особая вещная категория – права на чужие вещи: земельные сервитуты (права прохода, водопровода, выпаса скота на чужой земле), узуфрукт, право застройки (superficies) и эмфитевзиса. Вещи также делились на телесные и бестелесные, к последним относились права на чужие вещи и обязательства (obligationes). Обязательства возникали или из договоров (contractus), или из правонарушений (delictum). Все договоры делились на публичные и частные. Систему договоров римляне заимствовали в 3–1 вв. до н. э. из международного коммерческого права Средиземноморья (в частности, из права крупнейшего торгового центра – о. Родоса). Договоры делились на письменные, устные, реальные (посредством передачи вещи – res) и консенсуальные (посредством простого согласия, например о цене). Система исков отражала структуру права лиц и вещей, отсюда главное деление исков на личные (in personam) и вещные (in rem). Помимо исковой (петиторной) была развита также владельческая, или преторская, защита с помощью средств административной власти претора – посессорных интердиктов, реституции и т. п. Судебный процесс разделялся на государственный суд (iudicia publica) народа или государственных комиссий по уголовным преступлениям и государственным контрактам и частный суд (iudicia privata) по имущественным спорам между частными гражданами. Классический (формулярный) процесс делился на досудебную стадию предварительного разбора дела у претора (in iure) и судебную стадию вынесения решения судьями (in iudicio).
История римского права связана с развитием его источников. В архаичный период (середина 8 в. – 367 до н. э.) господствовало обычное право, контролируемое жрецами. Тогда же начинает развиваться цивильное право, основанное на писаном законе (lex) как воле народа. Вершиной законотворчества явились Законы двенадцати таблиц. В предклассический период (367–27 до н. э.) развивается преторское право, основанное на постоянном преторском эдикте – программе судопроизводства, которую каждый год готовил избираемый народом претор. Окончательно преторский эдикт был кодифицирован юристом Сальвием Юлианом при императоре Адриане между 125 и 128 гг. н. э. Тогда же начинает развиваться римская юриспруденция, первоначально находившаяся в руках римских жрецов – понтификов, авгуров и фециалов, но во 2–1 вв. до н. э. приобретшая преимущественно светский характер. Юристы давали консультации (ответы) римским магистратам, сенату, народу и частным лицам по всем спорным юридическим вопросам (комментарии к законам, преторскому эдикту и конкретным судебным казусам), которые в случае их согласия приобретали силу закона. Эти ответы и комментарии стали записываться и к концу 5 в. составили огромную библиотеку. Классический период римского права (27 до н. э. – 228 н. э.) – это расцвет римской юриспруденции, время творчества десятков римских юристов (Лабеона, Сабина, Прокула, Цельса, Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и др.), деятельности двух основных правовых школ – сабиньянцев и прокулианцев. Одновременно в связи с падением республики главным источником права становятся постановления римского сената – сенатусконсульты. Постклассический период (228–476) – упадок римского права, исчезновение юристов, составление сокращённых изложений римского права. Теперь главный источник права – указы римских императоров, собираемые в сборники их конституций. Наконец, выделяется период кодификации Юстиниана (527–534), приказавшего составить свод римского права из 50 книг Дигест (антологии сочинений римских юристов), 12 книг Кодекса (сборник императорских конституций) и Институций (учебник римского права). После смерти Юстиниана к ним были добавлены Новеллы – сборник вышедших впоследствии его указов. Именно этот свод стал основой современного европейского права.