Земельный кодекс Российской Федерации
Земе́льный ко́декс Росси́йской Федера́ции (ЗК РФ), основной отраслевой кодифицированный источник земельного права. Кодекс принят Государственной думой 28 сентября 2001 г., одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 г., подписан Президентом РФ 25 октября 2001 г. и вступил в силу с момента опубликования (с 30 октября 2001). Кодекс регулирует широкий круг общественных отношений в сфере использования и охраны земель, образования земельных участков, закрепляет виды прав на земельные участки и основания их возникновения, прекращения и ограничения. Кодекс определяет порядок предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вопросы изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, управления земельными ресурсами, правовой режим земель отдельных категорий и ряд других.
В странах СНГ практически везде приняты свои земельные кодексы. В Западной Европе земельные кодексы есть в Швеции и Финляндии, во многих странах нормы о земле содержатся в гражданских кодексах (Крассов. 2014. С. 64–66, 136–139). В странах общего права (например, в Англии, США, Канаде) земельные отношения, как правило, регулируются различными законами (по отдельным видам общественных отношений), кроме того, важную роль играют судебные прецеденты (Крассов. 2015. С. 41, 367–370, 378).
Действующий Земельный кодекс РФ (2001) – это четвёртый кодекс в истории советской и постсоветской России. Первый Земельный кодекс РСФСР был утверждён постановлением ВЦИК 30 октября 1922 г. «в целях обеспечения правильного и устойчивого, приспособленного к хозяйственным условиям, пользования землёй, незыблемо остающейся в собственности Рабоче-Крестьянского Государства».
Данный кодекс действовал почти 50 лет, пока ему на смену не пришёл Земельный кодекс РСФСР (1970), согласно которому земля по-прежнему состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование.
В самом начале аграрной и земельной реформы в 1991 г. утверждается третий по счёту Земельный кодекс РСФСР, в котором впервые за 69 лет было провозглашено многообразие форм собственности на землю, в том числе, наряду с государственной, упоминались колхозно-кооперативная, частная, коллективно-долевая формы собственности. Вместе с тем в других частях той же ст. 3 Кодекса говорилось также о «собственности граждан и (или) их коллективов (совместной или долевой)». Таким образом, необходимой чёткости в регулировании отношений собственности на землю не достигнуто, однако это было характерно не только для названного Кодекса, но и в целом для всего реформенного законодательства 1990-х гг. Кодекс способствовал развитию различных форм хозяйствования, в особенности в аграрной сфере. Однако согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» почти треть статей кодекса признаны недействующими. Это создало ситуацию неопределённости и вызвало большие трудности в практике правоприменения.
Фактически сразу после этого началась работа над подготовкой нового Земельного кодекса РФ, а точнее – кодексов, т. к. соответствующих законопроектов было несколько. История разработки, обсуждения, отклонения одних законопроектов и разработки новых взамен отклонённых освещалась в юридической литературе (Голиченков А. К. Новое земельное право в Российской Федерации //Волков. 2002. С. 7–12). В результате этой кропотливой работы и «жаркого» обсуждения в Государственной думе РФ осенью 2001 г. Земельный кодекс РФ был принят.
Как отмечает профессор А. К. Голиченков (один из разработчиков кодекса), при принятии кодекса юридической отраслевой кодификации не произошло и произойти не могло, т. к. условий для этого не было. Произошла «кодификация политическая, критериями возможности которой выступили, прежде всего, политическая воля руководства страны и потребности реальной экономики» (Волков. 2002. С. XI).
На момент принятия Земельный кодекс 2001 г. состоял всего из 18 глав и 103 статей, что для кодифицированного акта, регулирующего такой обширный круг общественных отношений, недостаточно. Постепенно он дополнялся не просто новыми отдельными статьями, но и целыми главами. Так, в 2008 г. в кодексе появилась глава I.1 «Образование земельных участков», в середине 2014 г. он был дополнен сразу шестью главами (главы V.1.–V.6.), а в конце 2014 г. была введена глава VII.1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Наконец, в середине 2018 г. в кодекс внесены глава V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» и глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий». Не исключена возможность внесения в Земельный кодекс РФ новых кардинальных изменений, особенно в связи с потенциальной возможностью принятия законопроекта, который обсуждается уже несколько лет и который предполагает переход от деления земель на категории к зонированию земель и определению правового режима земельных участков в зависимости от видов их разрешённого использования. Высказывалось даже мнение о том, что в случае принятия соответствующего законопроекта «встанет вопрос о разработке нового Земельного кодекса РФ» (Романова. 2016. С. 143).
Ещё одна «угроза» Земельному кодексу РФ возникла в связи с реформированием гражданского законодательства (части первой ГК РФ, главы «Право собственности и иные вещные права на землю») и длящейся уже почти 30 лет дискуссией о соотношении норм гражданского и земельного права и о закреплении их в соответствующих кодексах. По мнению ряда цивилистов, гражданско-правовые нормы (о собственности, иных вещных правах, об аренде и т. п.) должны быть изъяты из Земельного кодекса РФ и перенесены в Гражданский кодекс РФ (Суханов. 2008. С. 85; Чубаров. 2008. С. 304–305). Одним из аргументов в пользу такого «переноса» норм называют и то обстоятельство, что до Октябрьской революции 1917 г. правовой режим земли (земельного участка) определялся в России главным образом гражданскими законами, т. е. нормами частного права, закреплёнными в части 1 тома X Свода законов Российской империи (Чубаров. 2008. С. 268). Однако следует учесть, что в то время земельное законодательство ещё находилось в стадии формирования. Сегодня земельное законодательство регулирует весьма широкий круг общественных отношений исходя из представлений о земле не только как о недвижимом имуществе, но и как о природном объекте и природном ресурсе.
С учётом этого обстоятельства, представляется правильным исходить не из «чёрно-белой» системы координат, когда между гражданским и земельным правом предполагается наличие отраслевой стены, а из межотраслевой концепции, межотраслевых связей гражданского, земельного и иных отраслей и формирования межотраслевых институтов, в состав которых входят нормы смежных отраслей права, регулирующих родственные общественные отношения с двойственной природой (Анисимов. 2020. С. 29, 32, 46).
Таким образом, обоснованными являются мнения учёных – представителей науки земельного и экологического права, что «механический перенос многих положений федеральных законов о земле и других природных ресурсах в ГК РФ не принесёт автоматически повышения эффективности и добросовестности исполнения их природоохранных предписаний. Оптимальное сочетание в настоящее время гражданско-правовых и земельно-правовых требований в ЗК РФ предусматривает: 1) прямую ссылку в ЗК РФ на нормы ГК РФ; 2) воспроизведение, переложение в ЗК РФ нормы ГК РФ с учётом специфики землепользования; 3) автономное изложение в ЗК РФ специфических земельно-правовых и природоохранных требований» (Боголюбов. 2010. С. 45).