Законы Хаммурапи
Зако́ны Хаммура́пи, законы царя I династии Вавилона Хаммурапи, составленные в 1750-х гг. до н. э. Базальтовая стела с Законами Хаммурапи была установлена в Вавилоне на 35-м году правления Хаммурапи.
Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В прологе сообщается, что верховные боги Двуречья и бог Вавилона Мардук поручили Хаммурапи установить истину и справедливость в стране. В основном тексте законов всё население страны разделено на 3 социальных слоя: авилумы (коренные жители городов, имеющие земельные участки, переданные им по наследству), мушкенумы (воины и чиновники, получившие землю за службу и не имеющие своих наделов в общине) и вардумы (рабы). Статьи Законов Хаммурапи группируются по предмету регулирования, связь между параграфами устанавливается по ассоциации.
Статьи первого раздела законов предусматривают ответственность за лжесвидетельство и неправильное отправление правосудия. В следующем разделе защищаются здоровье и личная собственность авилумов, за нанесение им вреда полагается смертная казнь. Здоровье остальных слоёв общества оценивается различными суммами денежного штрафа. В Законах Хаммурапи предусмотрена индивидуальная ответственность за преступления, что обеспечивается различными видами талиона (зеркальный, символический и компенсационный талионы). Особый раздел посвящён семейному праву. Согласно Законам Хаммурапи, брак невозможен без заключения брачного контракта, причём сумма приданого значительно больше суммы выкупа за невесту. Наиболее суровому наказанию (сожжению) подвергаются в законах участники инцестуальной связи. Особые разделы также предусмотрены для регулирования операций с движимым и недвижимым имуществом, а также торговли и кредитных отношений. Срок долгового рабства в доме кредитора не может превышать для несостоятельного должника или его родственников трёх лет. В эпилоге законов содержится развёрнутая формула проклятия любому правителю, который захочет стереть со стелы Законы Хаммурапи и вместо них написать свои.
Законы Хаммурапи являются также памятником аккадской литературы. В них содержится множество литературных формул и эпитетов, заимствованных из царских надписей и более ранних клинописных правовых сводов (Законы Ур-Намму, Законы Липит-Иштара, Законы Эшнунны).
Известно, что Законы Хаммурапи копировались на школьные таблички с целью обучения классическому аккадскому языку. В то же время правовая эффективность Законов Хаммурапи остаётся под вопросом. Дошедшие до нас протоколы судебных заседаний не содержат отсылок к писаному праву. Возможно, Законы Хаммурапи носили декларативный характер.