Германия. История. История с 1914
Исто́рия Герма́нии с 1914, история государства Германия в Центральной Европе с 1914 г. до периода современности.
Первая мировая война (1914–1918)
Первая мировая война 1914–1918 гг. вызвала взрыв шовинизма во всех государствах – участниках конфликта, в том числе и в Германии. Все политические партии, включая большинство Социал-демократической партии Германии, одобрили выделение военных кредитов, поддержав политику императора, заявившего в рейхстаге 4 августа 1914 г.: «Я не знаю больше никаких партий, я знаю только немцев».
Германский генштаб планировал закончить войну в течение 8 недель, т. к. только скоротечная кампания позволяла в полной мере реализовать план Шлиффена и добиться победы, не затягивая войну на два фронта. Военные стратеги понимали, что при неблагоприятном начале войны одержать победу будет значительно сложнее. Однако уже в сентябре 1914 г. германская армия потерпела поражение во Франции (см. Марнские сражения 1914, 1918), война на Западном фронте приняла позиционный характер, линия фронта на этом участке с незначительными изменениями просуществовала до 1918 г. Однако именно этот фронт имел решающее значение в истории поражения Германии в войне, здесь применялись новейшие вооружения (самолёты, танки, отравляющие газы), здесь же германская армия понесла самые тяжёлые потери. Вскоре после начала войны, после того как Австро-Венгрия не смогла победоносно завершить Галицийскую операцию 1914 г., стало очевидно, что именно на Германию ляжет основное бремя войны, а выступление Италии на стороне Антанты в мае 1915 г. ещё больше осложнило её положение. После Верденской операции 1916 г. и Брусиловского прорыва 1916 г. превосходство Антанты над Центральными державами стало окончательным.
Ситуация в Германии, особенно в сфере продовольственной безопасности, складывалась катастрофически. Уже в конце 1914 г. правительство было вынуждено установить нормы снабжения населения продовольствием, которые постоянно сокращались. В 1917 г. на человека приходилось 170 г муки, 18 г мяса и 7 г жира. Несмотря на ранжирование продовольствия, от голода в Германии и Австро-Венгрии за годы войны умерли около 1 млн человек. Военный режим распространялся на тыловое население, была введена трудовая повинность для всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, 12-часовой рабочий день, запрещены забастовки. За годы войны было мобилизовано 13,1 млн человек, Германия несла тяжёлые потери, убиты 2 млн человек, ранены 4,25 млн, 1 млн попал в плен. Сложившаяся ситуация не позволяла к 1917 г. вести крупные наступательные операции, ставка была сделана на «неограниченную подводную войну», направленную главным образом против Великобритании, которая должна была заставить её заключить мир. Но вступление в апреле 1917 г. в войну США окончательно склонило чашу весов на сторону Антанты.
Ситуация на Восточном фронте, где войсками командовал отозванный из отставки П. фон Гинденбург, складывалась более благоприятно. В 1918 г. Германии удалось занять значительные территории в Прибалтике, на Украине и юге России, но эти успехи не были в полной мере завоеваниями германских вооружённых сил, а скорее удачным для них стечением обстоятельств, обусловленным внутриполитической ситуацией в России, связанной с Октябрьской революцией 1917 г. и последующим за ней фактическим выходом России из войны и принятием ею условий Брестского мира 1918 г.
Стремление реализовать хотя бы частично аннексионистские планы, на чём продолжали настаивать начальник Генерального штаба П. фон Гинденбург и 1-й генерал-квартирмейстер Э. Людендорф, заставило германское командование летом 1918 г. предпринять генеральное наступление во Франции, которое закончилось провалом. Войска стран Антанты в сентябре 1918 г. перешли в контрнаступление, блок Центральных держав рассыпался, 29 сентября 1918 г. перемирие с Антантой подписала Болгария, 30 октября – Турция, 3 ноября – Австро-Венгрия. 5 октября германское правительство обратилось с просьбой о перемирии на основе «Четырнадцати пунктов Вильсона».
В условиях неминуемого поражения правящие круги Германии в начале ноября приняли решение вывести остатки флота в море, чтобы дать «решительное сражение», а на деле – добиться более выгодных условий перемирия, а затем и мирного договора с Антантой. Политическая и экономическая ситуация в стране к этому времени была очень острой. Военные расходы составили 80 млрд марок, военные поражения влекли за собой рост недовольства и провоцировали сомнения в способности властей овладеть ситуацией. Несмотря на запрет забастовок, их число неуклонно росло и в 1917 г. составило 560, в январе 1918 г. прошла всеобщая забастовка с числом участников более 1 млн человек.
Крупнейшая и наиболее влиятельная социал-демократическая партия Европы во время войны пережила несколько внутренних кризисов. В январе 1916 г. из СДПГ вышли крайне левые деятели, создавшие группу Спартака (с 1918 «Союз Спартака»). В апреле 1917 г. часть центристов, выйдя из состава партии, создали Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ), в которую до конца 1918 г. организационно входили спартаковцы. Взявшие на себя фактически всю полноту власти в стране военные добились в июле 1917 г. отставки канцлера Т. фон Бетман-Гольвега, бывшего последним главой правительства, избранного законным путём в 1909 г. За следующие полтора года в стране сменилось три канцлера (Г. Михаэлис, Г. фон Гертлинг и, назначенный в октябре 1918, принц Макс Баденский). Последний, имевший репутацию либерала, посчитал, что давно назревшая реформа политической системы, которая наконец должна была установить ответственность канцлера и правительства перед рейхстагом, позволит вести переговоры с Антантой на более выгодных условиях. Но проведённые т. н. октябрьские реформы, демократизирующие систему власти в стране и ограничившие полномочия императора, запоздали и уже не смогли предотвратить Кильское восстание 1918 г., положившее начало Ноябрьской революции 1918 г. Восстание в Киле быстро охватило всю страну, возникли новые органы власти по российскому образцу – рабочие (на предприятиях) и солдатские (в воинских частях) Советы, главную роль в которых играли представители СДПГ и НСДПГ, выступавшие под лозунгом «Народ – это мы!».
За несколько дней они взяли власть во всех крупнейших городах Германии, 7 ноября под давлением советов началась волна отречений германских государей от престолов, 9 ноября Макс Баденский объявил об отречении кайзера и кронпринца от престола (Вильгельм II официально отрёкся только 28 ноября) и передал пост рейхсканцлера председателю СДПГ Ф. Эберту. В тот же день практически одновременно дважды была провозглашена республика. Ф. Шейдеман, без согласования с Эбертом, не имея для этого никаких полномочий, но желая предотвратить углубление гражданского противостояния, около 14 ч 9 ноября провозгласил Германию республикой: «Старая и гнилая, монархия рухнула. Да здравствует новое. Да здравствует Германская Республика!». Вследствие противоборства трёх основных политических сил – СДПГ, НСДПГ и «Союза Спартака» – республика, теперь уже «свободная социалистическая», была провозглашена лидером спартаковцев К. Либкнехтом в 16 ч того же дня с балкона Берлинского городского дворца. На следующий день СДПГ и НСДПГ на паритетных началах образовали временное правительство (Совет народных уполномоченных, СНУ), которое возглавили Ф. Эберт и Г. Гаазе от НСДПГ. 11 ноября 1918 г. новое правительство подписало Компьенское перемирие, закончившее для Германии мировую войну. 16–21 декабря 1918 г. состоялся Имперский конгресс рабочих и солдатских советов, на котором победила политическая линия СДПГ, взят курс на проведение выборов в Учредительное национальное собрание (УНС) и отвергнут лозунг левых «Вся власть советам!». Попытки левых, создавших на основе «Союза Спартака» 1 января 1919 г. Коммунистическую партию Германии (КПГ), добиться перерастания революции в социалистическую закончились неудачей. Январское восстание 1919 г. в Берлине было подавлено армией (пакт Эберта – Грёнера гарантировал СНУ поддержку армии), лидеры КПГ К. Либкнехт и Р. Люксембург были схвачены представителями добровольческих формирований и зверски убиты. Это преступление сделало невозможным в дальнейшем сотрудничество КПГ и СДПГ и формирование Народного фронта в Германии. Зимой – весной 1919 г. революционные выступления продолжались (в январе возникла Бременская советская республика, в феврале волнения охватили Рейнско-Вестфальскую область, в марте прошли в Берлине, в апреле была создана Баварская советская республика 1919 г., просуществовавшая до начала мая), но инициатива левыми была утеряна, победу одержал курс на умеренные демократические преобразования.
Веймарская республика (1919–1933)
19 января 1919 г. состоялись выборы в УНС, в которых приняли участие все мужчины и женщины старше 20 лет, по их результатам было сформировано Национальное собрание (НС), заседания которого состоялись вдали от революционного Берлина, в Веймаре (Тюрингия), что и дало название принятой им конституции и всему периоду германской истории – Веймарская республика. В НС (423 депутата) были представлены следующие партии – СДПГ (165 мест), Католическая партия центра (91), леволиберальная Немецкая демократическая партия (НДП, 75), крайне правая Немецкая национальная народная партия (НННП, 44), НСДПГ (22), правая Немецкая народная партия (ННП, 19). Правительственной стала т. н. Веймарская коалиция – СДПГ, НДП и партия Центра, имевшие в общей сложности 78 % депутатских мандатов. 11 февраля 1919 г. НС избрало Ф. Эберта первым президентом республики, 31 июля 1919 г. оно приняло конституцию, за которую проголосовали 262 депутата, 75 – против (представители ННП, НННП и НСДПГ), 84 отсутствовали. По Веймарской конституции Германия стала федеративной республикой с двухпалатным парламентом, гарантированными демократическими свободами и церковью, отделённой от государства. Президент, избираемый на 7 лет, наделялся широкими полномочиями, в том числе правом назначать и распускать правительственные кабинеты, определять внешнюю политику. 7 мая германская сторона получила условия мирного договора со странами-победительницами, 28 июня 1919 г. был подписан Версальский мирный договор, подведший итоги мировой войны. По его условиям, которые большинство немцев сочли национальным унижением, Германия объявлялась стороной, нёсшей единоличную ответственность за развязывание войны, она лишилась всех своих колоний и привилегий, а также 10 % населения, проживающего на 13 % собственной территории, утерянной в пользу Франции (Эльзас-Лотарингия, угольные шахты Саара), Бельгии (округа Мальмеди и Эйпен, а также Нейтральная Морене и Прусская Морене); Польши (провинция Познань, части Поморья и территории в Западной Пруссии), Чехословакии (часть Силезии); г. Данциг (ныне Гданьск) был объявлен «вольным городом»; г. Мемель (ныне Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве). Некоторые территориальные вопросы должны были решаться путём проведения плебисцита. Германия отказалась от аншлюса, обязалась строго соблюдать суверенитет Австрии, Польши и Чехословакии. Устанавливалась Рейнская демилитаризованная зона, левобережье Рейна в целях гарантирования выполнения Германией обязательств оккупировалось войсками союзников сроком до 15 лет. Вооружённые силы Германии сократились до 100 тыс. человек, ей запрещалось иметь наступательные вооружения, военную авиацию и подводный флот. Налагались также огромные репарации, составившие в конечном итоге 132 млрд золотых марок. Экономические статьи мирного договора ставили Германию в положение зависимой страны.
Веймарская конституция подверглась острой критике различных политических сил, а согласие веймарского правительства на подписание мирного договора было воспринято как национальное предательство, что стало поводом для нападок на партии правящей коалиции со стороны оппозиционных сил. Весной 1920 г. правые силы под руководством генералов рейхсвера В. фон Лютвица и Э. Людендорфа и праворадикальных политиков во главе с В. Каппом предприняли попытку устранить правительство веймарской коалиции, выдвинув ему ультиматум с требованием перевыборов президента, роспуска НС и отказа от выполнения военных статей Версальского договора. Их планы по установлению военной диктатуры были сорваны широкими народными массами, оказавшими путчистам действенное сопротивление путём вооружённого противодействия и всеобщей забастовки, в которой приняли участие свыше 12 млн человек. Организованное вооружённое сопротивление рабочих отрядов, таких как Красная армия Рура и другие, было подавлено правительством, опасавшимся ожесточения борьбы и перерастания её в социалистическую революцию. Политики, согласившиеся на подписание мирного договора и выступавшие за выполнение его условий, подвергались постоянной травле, М. Эрцбергер и В. Ратенау были убиты боевиками из праворадикальной организации «Консул» в начале 1920-х гг. Главными задачами правительства были перевод экономики на мирные рельсы и максимальная стабилизация экономической и финансовой систем, при этом правящая элита и «командные высоты в экономике» практически не претерпели изменений. Это свидетельствует о незавершённом характере Ноябрьской революции, что стало одной из причин внутренней нестабильности Веймарской республики в будущем.
Война и условия мирного договора нанесли огромный ущерб экономике страны, прежде всего её промышленности. В утерянных районах – Эльзасе, Лотарингии, Сааре, Верхней Силезии, в Рейнской области и в Руре – было сосредоточено около 20 % промышленного потенциала, добывалось 75 % железной руды и 26 % коксующегося угля. В начале 1920-х гг. инфляция полностью вышла из-под контроля, что привело к катастрофическому обнищанию населения. В июне 1920 г. партии Веймарской коалиции проиграли выборы в рейхстаг, получив только 44 % мандатов. Возможными были два пути развития событий – формирование коалиции республиканских и антиреспубликанских партий или правительства меньшинства, лишённого поддержки парламента. Эта дилемма стала главной проблемой в истории Веймарской республики, представители СДПГ не возглавляли правительство с лета 1920 г. до лета 1928 г. Только в Пруссии социал-демократ О. Браун неизменно оставался у власти до 1932 г. За 13 лет существования республики сменилось 16 правительств, которые постоянно лавировали между правой и левой альтернативами. Только в 1923 г. почти одновременно в Саксонии и Тюрингии были образованы правительства с участием представителей КПГ и СДПГ, в Гамбурге коммунисты во главе с Э. Тельманом подняли вооружённое восстание, а в Баварии Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) в союзе с другими правыми организациями при поддержке военных организовала «Пивной путч». Несмотря на то, что выступления были успешно подавлены, они усиливали нестабильность системы, находящейся в перманентном кризисе.
Одной из центральных была проблема выплаты репараций – требование стран-победительниц в мае 1921 г. немедленно выплатить первый взнос в 1 млрд марок вызвало острый правительственный кризис. Правительство К. Й. Вирта согласилось на выполнение этих требований, но в ноябре 1922 г. кабинет пал, новое правительство В. Куно прекратило выплату репараций. Во время начавшегося по этой причине Рурского конфликта 1922–1923 гг. германское правительство призвало население Рура к «пассивному сопротивлению» оккупантам, что стало новым катализатором роста инфляции (в конце сентября 1923 одна золотая марка стоила 38,1 млн бумажных марок).
В конце 1923 – начале 1924 гг. произошла стабилизация ситуации, была проведена денежная реформа, введена рейхсмарка с частичным золотовалютным обеспечением, остановлена инфляция. В 1924 г. вступил в силу план Дауэса по выплате репараций, Германия получила крупные займы от стран Антанты, что привело к подъёму экономики, в период 1924–1928 гг. наблюдался рост ВВП на 12 %. Вновь начался процесс концентрации капитала, крупнейшие промышленники объединились в лоббистские группировки и начали оказывать влияние на политику правительства.
К середине 1920-х гг. Германии удалось выйти из международной изоляции, заключив вначале Рапалльский договор 1922 г. с Советской Россией, а затем Локарнские договоры 1925 г. Вступив в 1926 г. в Лигу Наций, Германия стала постоянным членом её Совета, военный контроль над ней со стороны союзников был снят. В 1926 г. СССР и Германия заключили договор о нейтралитете, активно развивались экономические связи и военно-техническое сотрудничество между двумя странами.
В 1925 г. смерть президента Ф. Эберта ещё больше пошатнула позиции СДПГ, а соответственно, и республиканские основы государства. Пост президента занял П. фон Гинденбург, не изменивший своих монархических взглядов. Последнее коалиционное правительство с социал-демократом во главе, сформированное в 1928 г. Г. Мюллером, потребовало принятия нового репарационного плана, который предусматривал снижение размера годовых платежей и отмену репарационного налога на промышленность. Он вступил в силу в самый разгар мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и не мог уже оказать существенного влияния на оздоровление экономики Германии. К концу 1932 г. общее падение промышленного производства по сравнению с докризисным 1929 г. составило 41 %, курс акций компаний снизился на 64 %, прошла волна банкротств, безработица охватила почти 45 % трудоспособного населения. Кризис стал почвой для усиления социальной напряжённости и политической поляризации населения, наступление на республиканские основы справа и слева вновь вернулось к ситуации начала 1920-х гг. При этом правящие силы опасались роста влияния КПГ из-за её связи с Коммунистическим интернационалом (Коминтерном) и Москвой, а также антикапиталистической, антиреспубликанской риторики. На этом фоне готовность лидеров национализма идти на диалог с финансово-промышленными кругами, для которых социалистические лозунги были не более чем популистским способом привлечения масс, казались наименьшим злом. По результатам выборов в сентябре 1930 г. НСДАП увеличила число депутатских мандатов в рейхстаге с 12 до 107, став второй по численности фракцией после СДПГ, в июле 1932 г. – крупнейшей (230 мест).
С весны 1930 г. президент П. фон Гинденбург в обход демократических механизмов формирования правительств стал использовать 48-ю статью конституции для назначения т. н. президиальных кабинетов без поддержки парламентского большинства. Первый такой кабинет сформировал лидер партии Центра Г. Брюнинг, который в своей деятельности опирался на декреты и законы, издававшиеся также президентом. Эта практика окончательно подорвала политическую систему Веймарской республики, фактически произошёл возврат к системе имперской Германии периода правления Вильгельма II. Единственным изменением была замена фигуры императора на президента, однако политические взгляды Гинденбурга делали эту должность чрезвычайно далёкой от республиканских основ Германии. Он был переизбран на этот пост в апреле 1932 г., его единственным соперником был А. Гитлер, получивший свыше 13 млн голосов избирателей. За 1932 г. сменилось три кабинета министров (Г. Брюнинга, Ф. фон Папена и генерала К. фон Шлейхера). Ни один из них не смог справиться с главной проблемой – снизить число безработных. А попытки Шлейхера бороться с безработицей, идя на сотрудничество с левыми (от СДПГ до левого крыла НСДАП), вызвали недовольство промышленников, которые традиционно считали главной опасностью социалистов.
30 января 1933 г. Гитлер, как и несколько премьеров до него, был назначен указом Гинденбурга главой правительства. Левые силы из-за внутренних противоречий не предприняли реальной попытки создать единый народный фронт против нацизма, став пассивными наблюдателями установления в Германии террористической диктатуры. 28 февраля 1933 г., на следующий день после поджога Рейхстага, в организации которого были обвинены коммунисты, президент издал «Указ о защите народа и государства», а ещё через месяц, 24 марта, – «Закон о преодолении бедственного положения народа и империи», которые предоставили правительству чрезвычайные полномочия, сосредоточив всю полноту власти в руках А. Гитлера.
Германия периода нацизма (1933–1945)
Процесс консолидации нацистской диктатуры длился полтора года, завершившись в августе 1934 г. Германия стала называться Третьим рейхом, а после присоединения населённых немцами территорий в Европе – Великогерманией. В июне – июле 1933 г. были запрещены или заявили о самороспуске все политические партии, кроме НСДАП. Все сферы жизни общества и государственного управления были реорганизованы и поставлены под контроль НСДАП или связанных с ней организаций. Вместо распущенных профсоюзов был создан Немецкий трудовой фронт; реорганизованы ландтаги, изменено административно-территориальное деление, Германия впервые стала по сути унитарным государством, власть на местах передана в руки назначаемых Берлином штатгальтеров, все средства массовой информации поставлены под контроль Министерства народного просвещения и пропаганды, возглавляемого П. Й. Геббельсом; организована система государственной безопасности, направленная прежде всего против внутренних «врагов нации», начали создаваться концлагеря. Уже к началу 1934 г. были арестованы многие члены КПГ, СДПГ, церковные деятели, всего подверглись репрессиям и прошли через концлагеря около 1 млн немцев. Расправившись с руководителями левого крыла НСДАП во время «Ночи длинных ножей», А. Гитлер уничтожил потенциальную оппозицию внутри партии, охранные отряды СС устранили конкуренцию штурмовых отрядов СА и их вождя Э. Рёма. После кончины П. фон Гинденбурга 2 августа 1934 г. Гитлер объединил посты президента и канцлера и стал носить официальный титул «фюрера и рейхсканцлера».
В 1935 г. с принятием Нюрнбергских законов началось «очищение» Германии от «расово неполноценных» граждан, прежде всего евреев (еврейское население Германии составляло около 0,5 млн человек) и цыган (точная численность неизвестна), а также отдельных групп инвалидов и душевнобольных (свыше 120 тыс. человек), бродяг, рецидивистов и гомосексуалистов и т. п. В 1938 г. начались еврейские погромы и экспроприация еврейской собственности. С конца 1941 г. в рамках «окончательного решения» еврейского вопроса в Европе началось планомерное физическое уничтожение и германских евреев.
Внутреннего сплочения населения нацистский режим добивался пропагандистскими методами – немцам внушалась идея их избранности, превосходства над всеми остальными народами. Подчёркивалось, что немецкая нация находится во враждебном окружении, но претендует после ревизии условий Версальского мирного договора на мировое лидерство. Важное значение для упрочения авторитета и режима имела победа над безработицей (к 1936), реализация социальных программ – жилищной, автомобильной и др. За короткое время поддержка НСДАП стала почти полной, серьёзной оппозиции нацизму не существовало.
Экономика Германии была поставлена под контроль государственных органов (Генеральный совет германского хозяйства, 7 имперских хозяйственных групп и т. д.). Началось восстановление военно-промышленного комплекса, что по условиям Версальского мира было запрещено, получили финансирование грандиозные и капиталоёмкие проекты по строительству новых военных предприятий (к 1937 их было открыто около 300). Перестройка экономики, её переход на военные рельсы ускорились с принятием Четырёхлетнего плана 1936 г., ответственным за выполнение которого был Г. Геринг. Для его реализации в 1937 г. был создан мощный государственный военно-промышленный концерн Reichswerke Hermann Göring, который объединил 177 заводов, 69 шахт и металлургических предприятий, 156 торговых, 46 транспортных, 15 строительных и других фирм, значительная часть которых ранее была конфискована у еврейских владельцев. Были приняты меры по мобилизации трудовых ресурсов – «Закон о порядке национального труда» 1934 г. дополнен декретом о трудовой повинности для юношей в 1935 г., в 1938 г. она была распространена на всё взрослое население.
Германия очень быстро восстановила утерянные по результатам 1-й мировой войны ведущие позиции в европейском промышленном производстве, прежде всего в сфере производства товаров народного потребления. При этом первоочередной поддержкой государства пользовались те отрасли, которые имели определяющее значение для окончательного перевода экономики на военные рельсы: выплавка стали, производство алюминия, добыча бурого угля (1-е место в Европе), металлообработка, машиностроение (в том числе электротехническая и оптико-механическая промышленность), химическая промышленность. Важную роль играли и вполне удачные попытки импортозамещения, прежде всего продуктов нефтепереработки производством синтетических продуктов. Ключевое значение в экономической жизни Германии имели крупнейшие монополии (I. G. Farbenindustrie, концерны Vereinigte Stahlwerke AG, Alfried Krupp AG, Mannesmannröhren-Werke AG, Hoesch AG, Klöckner-Werke AG, Siemens-Schuckertwerke AG, AEG, Wintershall AG и др.) и банки [Deutsche Bank, Dresdner Bank, Darmstädter- und Nationalbank (Commerzbank)], которые, так же как и во времена империи и Веймарской республики, начали оказывать всё большее влияние на внутри- и внешнеполитическую деятельность правительства.
Внешнеполитический курс Германии был направлен на ревизию Версальского договора и возвращение утерянных территорий и международного престижа, а также реализацию целей, не достигнутых в 1-ю мировую войну. 19 октября 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, в 1935 г. была введена всеобщая воинская повинность, рейхсвер переименован в вермахт, к 1936 г. число дивизий возросло в 4 раза, а к 1938 г. – в 5 раз. Англо-германское морское соглашение 1935 г. фактически сняло с Германии ограничения на строительство военного флота. Германия оказывала военную поддержку Ф. Франко во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. В 1936 г. была сформирована итало-германская «Ось Берлин – Рим», через месяц подписан «Антикоминтерновский пакт» с Японией, к которому Италия присоединилась в 1937 г., 22 мая 1939 г. в Берлине был заключён Германо-итальянский договор 1939 г., превратившийся затем в Пакт трёх держав 1940 г.
1 марта 1935 г. по результатам прошедшего в январе плебисцита в состав Германии был возвращён Саар, 7 марта 1936 г. германские войска были введены в Рейнскую демилитаризованную зону, что нарушало условия Локарнских договоров 1925 г. Политика постепенного возвращения утраченных по результатам 1-й мировой войны территорий и объединения всех немцев в одном государстве продолжилась. В марте 1938 г. был проведён аншлюс Австрии, сразу после этого был поднят вопрос о государственной принадлежности населённой преимущественно немцами Судетской области, т. е. о её отторжении от Чехословацкой республики (ЧСР) и присоединении к Германии. Это требование было удовлетворено западными державами в Мюнхенском соглашении 1938 г. В марте 1939 г. под давлением Германии словацкий парламент заявил о выходе Словакии из состава ЧСР, а чешское руководство приняло германский ультиматум об образовании Протектората Богемия и Моравия и его включении в состав Великогермании. Через несколько дней Литва вернула Германии Мемель с прилегающим районом. Ревизия Версальского договора мирным путём способствовала дальнейшему укреплению авторитета А. Гитлера и НСДАП.
Весной 1939 г. Германия потребовала от Польши вернуть вольный г. Данциг и предоставить экстерриториальный статус коммуникациям в т. н. польском коридоре. Получив отказ, руководство Германии денонсировало германо-польское соглашение 1934 г. о неприменении силы и начало открыто готовиться к войне. Обострение международной обстановки заставило Великобританию и Францию вступить в переговоры с СССР о совместном противодействии агрессии, в ходе которых они настаивали, чтобы советская сторона взяла на себя односторонние обязательства по оказанию помощи странам – потенциальным жертвам немецкой агрессии, что привело бы СССР к втягиванию в войну один на один с Германией. Противоречия между западными державами и СССР были использованы германской дипломатией. Руководство Германии предложило советскому руководству заключить договор о ненападении, выразив при этом готовность не распространять германскую военную активность на те регионы, которые были зоной безопасности СССР. Советско-германский договор 1939 г., подписанный 23 августа, обе стороны рассматривали как тактический ход, дающий выигрыш во времени.
1 сентября 1939 г. германские войска вторглись в Польшу, что положило начало Второй мировой войне 1939–1945 гг. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии (США – в конце 1941), но никакой действенной помощи Польше не оказали, что позволило Германии за 2 недели завершить разгром основных сил польской армии. Этот период вошёл в историографию как «странная война». Вермахт ввёл свои войска в Западную Украину и Западную Белоруссию в нарушение договора с СССР, после чего 17 сентября части Красной Армии пересекли границу СССР и вынудили Германию отвести свои войска на ранее согласованную линию разграничения. По окончании германо-польской войны 1939 г. Германия аннексировала западные районы Польши, а на остальных создала Генерал-губернаторство, находившееся под управлением германского наместника.
Столь быстрое окончание войны с Польшей, которая считалась серьёзным противником, вселило в немцев уверенность в силе и непобедимости своих вооружённых сил. В апреле – июне 1940 г. Германия захватила Данию и Норвегию, Люксембург, Нидерланды и Бельгию, нанесла поражение Франции. После капитуляции Франции 22 июня 1940 г. Германия оккупировала её северные области, а юг страны передала под управление прогерманского марионеточного режима «Виши». В начале 1941 г. германские войска высадились в Северной Африке и совместно с итальянцами начали боевые действия против британских войск. В апреле была проведена Балканская кампания 1941 г., в ходе которой Германия заняла Югославию и континентальную Грецию. В борьбе с Великобританией Германия осуществляла постоянные бомбардировки её территории, пыталась поставить под свой контроль все коммуникации в Атлантическом океане, но нанести ей поражение немцы не смогли. Летом 1940 г. начал разрабатываться план нападения на СССР – «Барбаросса». Войну на востоке нацистский режим планировал как расовую войну на уничтожение, во время которой германская армия не будет руководствоваться никакими международными правилами ведения войны. Разгром СССР должен был вынудить Великобританию капитулировать, что сломило бы все очаги сопротивления в Европе. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. велась не только против действующей Красной Армии, но против всего советского народа, потери среди гражданского населения СССР составили, по разным оценкам, до 17,4 млн человек, т. е. почти вдвое превышали армейские потери. В германских лагерях для военнопленных и в концентрационных лагерях за эти же годы погибли от нечеловеческих условий содержания или были планомерно уничтожены около 4 млн советских солдат и офицеров. На территории СССР германская армия и войска её союзников разрушили 1710 городов, более 70 тыс. деревень, 32 тыс. заводов. Материальный ущерб, нанесённый СССР за годы войны, оценивается в 128 млрд долл.
Большие людские потери заставили Германию с начала 1943 г. провести несколько мобилизационных волн, в стране началась острая нехватка важнейших ресурсов – угля, нефти, продовольствия. В 1942 г. усилилась англо-американская «Воздушная война» 1940–1945 гг., её целями были германские промышленные объекты и тыловые города, что резко увеличило количество жертв среди мирного населения (к концу войны число погибших от бомбардировок превысило 500 тыс. человек). Это не могло не сказаться на атмосфере в обществе – росла усталость от войны и прямо пропорционально снижалась безоговорочная вера в её победоносное завершение. В 1943 г. германские политэмигранты и военнопленные в СССР создали Национальный комитет «Свободная Германия», который призвал всех немцев объединиться для борьбы против нацистского режима. Одновременно ряд представителей военных и политических элит в самой Германии начал устанавливать тайные контакты с западными державами.
Освобождение территории СССР и вступление Красной Армии на территорию стран Восточной Европы (весна 1944) привели к окончательному распаду агрессивного германского блока (из войны вышли Румыния, Болгария и Финляндия; Италия вышла из Тройственного пакта осенью 1943). 6 июня 1944 г. высадкой западных союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии был открыт Второй фронт против Германии. Ставшая ещё более иллюзорной возможность довести войну до победного конца пробудила в части военной и старой, преимущественно прусской, элиты (Л. Бек, К. Герделер, К. фон Штауффенберг и др.) представление, что физическое устранение А. Гитлера откроет путь к переговорам с западными союзниками и позволит Германии выйти из войны с наименьшими потерями. Организованный ими заговор 20 июля 1944 г. провалился, были арестованы около 7 тыс. человек, из которых около 700 были офицерами, около 200 человек были казнены.
Несмотря на продолжающиеся попытки исправить положение на фронте, прежде всего Западном, нацистское командование ничего не могло противопоставить натиску союзников. В ходе Берлинской операции 1945 г. 2 мая город был взят советскими войсками. Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 г., назначив своим преемником адмирала К. Дёница (см. также правительство Дёница). 8 мая 1945 г. представители германского военного командования подписали Акт о капитуляции Германии. Нацистский режим привёл Германию к полному военному, политическому и экономическому краху. Военные расходы страны за годы войны составили около 800 млрд марок. Материальные потери достигли 50 млрд долл. Потери убитыми, ранеными и пленными составили 13,6 млн человек (из них безвозвратные потери составили 5,25 млн человек), 10 млн немцев стали беженцами.
Раскол Германии (1945–1949)
После капитуляции Германия была разделена державами-победительницами на 4 зоны оккупации, 5 июня 1945 г. правительства СССР, США, Великобритании и Франции взяли на себя верховную власть в Германии. Её непосредственное осуществление было поручено главнокомандующим оккупационными войсками в каждой зоне, они же вошли в Контрольный совет, созданный для решения вопросов, касавшихся Германии в целом. На Берлинской конференции 1945 г. лидеры СССР, США и Великобритании договорились проводить в отношении Германии согласованную политику и выработали «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период», по которым Германия рассматривалась как единое экономическое и политическое пространство. Берлин был разделён на 4 сектора и поставлен под совместное управление держав-победительниц (органом управления Берлином стала союзническая комендатура). Целями оккупационной политики держав-победительниц были демилитаризация (ликвидация вооружённых сил и военной промышленности, декартелизация), денацификация (запрет СС, СА, СД, гестапо со всеми их структурами, НСДАП и подконтрольных ей организаций, удаление активных нацистов со всех значимых должностей в государственных и частных структурах) и демократизация (отмена нацистских законов). Было принято решение о создании Международного трибунала для военных преступников и всех, кто участвовал в планировании и осуществлении зверств (начал работать 20 ноября 1945 г. в Нюрнберге). Был установлен порядок взимания репараций. Державы-победительницы приняли решение о новых границах Германии. СССР были переданы г. Кёнигсберг (с 1946 г. – Калининград) и прилегающая часть Восточной Пруссии, Польше – остальная часть Восточной Пруссии и г. Данциг (ныне Гданьск), а также земли восточнее рек Одер и Нейсе. Немецкое население с территорий, отошедших к СССР, Польше, Венгрии и Чехословакии (согласно германским данным, всего свыше 13 млн человек) подлежало депортации в Германию.
После войны Германия находилась в руинах, были разрушены или демонтированы победителями основные промышленные предприятия и транспортная инфраструктура, процветал «чёрный рынок». Германское общество находилось в состоянии глубокой депрессии, вызванной не только поражением, оккупацией и разрухой, но и крушением национал-социалистической идеологии, ставшей массовой государственной идеей, принятой и усвоенной практически всем населением страны. Разоблачение зверств и преступлений нацистского режима и армии вызвало у большинства немцев шок, потерю иллюзий и глубочайший экзистенциальный кризис.
Судьба Германии после войны во многом зависела от единства действий оккупационных держав, однако разница в политических системах и целях европейской политики СССР и западных союзников делала такое единство практически недостижимым. СССР считал, что в Германии должны быть проведены радикальные преобразования всей политико-экономической системы. Советское руководство видело Германию единой и нейтральной страной, лишённой всех элементов военно-промышленного комплекса. Западные державы считали, что Германия должна быть реформирована по образцу западных демократий, без изменений существующих отношений собственности. Германия потенциально должна была вернуться в систему западноевропейской цивилизации и стать одним из её оплотов и союзников в противостоянии с СССР и формирующимся советским блоком. Различия в подходах держав-победительниц стали той основой, на которой возник и развивался германский вопрос 1945–1990 гг.
Советская военная администрация в Германии (СВАГ) поддерживала в Советской зоне оккупации Германии выступавшие за радикальные антифашистские преобразования левые партии и профсоюзы (КПГ, СДПГ, Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия), деятельность которых была разрешена в июне – июле 1945 г. 14 июля 1945 г. эти партии образовали Демократический блок, к которому в 1948 г. присоединились Демократическая крестьянская партия и Национал-демократическая партия. Основную ставку СВАГ сделала на КПГ и СДПГ, которые заключили соглашение о единстве действий, а в апреле 1946 г. были объединены в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Летом 1945 г. в советской зоне оккупации были созданы германские демократические органы управления, затем начались преобразования социалистического толка – в 1945–1946 гг. проведена аграрная реформа, уничтожившая крупное землевладение (свыше 100 га). У лиц, признанных военными преступниками или активными нацистами, земельные владения были конфискованы (3,3 млн га земель и лесов, из них на 2,2 млн га к 1 января 1950 было организовано свыше 200 тыс. новых крестьянских хозяйств), а также промышленные предприятия, на базе которых создан народный сектор в промышленности (60 % всех предприятий). В рамках денацификации все функционеры и активные сторонники НСДАП были отстранены от участия в органах управления, а также от работы в сферах образования, культуры, науки и СМИ, т. е. лишены всякой возможности влиять на общественное мнение.
В западных зонах оккупации не происходило кардинальной смены форм собственности – картели и тресты ликвидированы не были. Несколько самых одиозных, связь которых с нацизмом и его политикой, в том числе по аризации, скрыть было невозможно (I. G. Farbenindustrie, Reichswerke Hermann Göring), были разделены и обрели новых хозяев, концерны Круппа, Флика, Тиссена и ряд других были разукрупнены, но основные предприятия владельцев не меняли. Сохранилось также крупное землевладение. Американские оккупационные власти, например, воспрепятствовали национализации энергетической, горной, металлургической промышленности и крупных банков в Гессене, хотя это и предусматривалось новой конституцией этой земли, принятой на референдуме 1 декабря 1946 г. Схожая ситуация, касающаяся угольной промышленности, сложилась в земле Северный Рейн-Вестфалия, входившей в британскую зону. Западные оккупационные власти оказали активную поддержку партиям, выступавшим за развитие рыночной экономики, – Христианско-демократическому союзу (ХДС), Христианско-социальному союзу (ХСС), Свободной демократической партии (СвДП). Концепция социального рыночного хозяйства, разработанная Л. Эрхардом и поддержанная этими партиями, сумела привлечь на свою сторону значительную часть населения. В СДПГ верх взяли силы во главе с К. Шумахером, выступавшие против радикальных преобразований и сотрудничества с КПГ.
Экономические преобразования на востоке и западе Германии чем дальше, тем больше разделяли две части страны, а начавшаяся «холодная война» углубила эти противоречия за счёт политического аспекта. С лета 1946 г. западные державы взяли курс на сепаратное развитие западной зоны оккупации, означавшее, по сути, раскол Германии, что противоречило предыдущим договорённостям. 2 декабря 1946 г. США и Великобритания заключили соглашение об образовании Объединённой экономической области (Бизония), в июне 1947 г. в Бизонии был создан Экономический совет как орган сепаратного управления хозяйством, а в феврале – марте 1948 г. – Административный совет, Совет земель и Банк германских земель, что было институциональной подготовкой к созданию отдельного государства в западных зонах.
В феврале – июне 1948 г. состоялась Лондонская конференция по германскому вопросу, организованная правительствами США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, на которую СССР приглашён не был. Участники конференции приняли решение о создании сепаратного германского государства из западных зон оккупации, в апреле они были включены в Организацию европейского экономического сотрудничества, образованную в рамках плана Маршалла. В ответ на созыв конференции советский представитель в марте 1948 г. вышел из Контрольного совета, в результате чего последний прекратил своё существование. 20 июня 1948 г. в западных зонах прошла сепаратная денежная реформа, что завершило экономический раскол Германии. Введение новой денежной единицы – западногерманской марки в обращение в западных секторах Берлина вызвало первый острый Берлинский кризис, который ликвидировал четырёхсторонний статус города и расколол его на 2 части: восточную и западную. 1 июля 1948 г. верховные комиссары западных оккупационных зон приняли решение о созыве законодательного Парламентского совета, который должен был начать разрабатывать западногерманскую конституцию. 1 августа 1948 г. к Бизонии присоединилась французская зона, образовав Тризонию, через месяц Парламентский совет под председательством К. Аденауэра начал свою работу в Бонне. 8 мая 1949 г. был принят Основной закон Федеративной Республики Германия (ФРГ; вступил в силу 23 мая 1949), а 14 августа 1949 г. прошли выборы в высший законодательный орган страны – бундестаг. В сентябре 1949 г. было сформировано первое коалиционное правительство ФРГ с участием блока ХДС/ХСС, СвДП и консервативной Немецкой партии (НП). Первым федеральным канцлером стал К. Аденауэр, президентом – лидер СвДП Т. Хейсс. 21 сентября 1949 г. на территории ФРГ вступил в действие Оккупационный статут, по которому оккупационные власти передали свои полномочия законодательным и исполнительным органам власти ФРГ, сохранив за собой контроль над внешней политикой, военными вопросами, реституциями, декартелизацией и др. Промышленность Рурской области осталась под контролем специальной комиссии западных держав.
СССР неоднократно заявлял протесты против сепаратистского курса западных держав, предлагал провести общегерманские выборы и заключить мирный договор со всей Германией. Часть немцев поддерживала эту позицию, в декабре 1947 г. в Берлине прошёл Немецкий народный конгресс с 2215 делегатами из разных частей страны, потребовавший сохранить экономическое и политическое единство Германии. 2-й конгресс в марте 1948 г. потребовал провести во всех зонах оккупации референдум по вопросу о единстве страны и избрал общественный общегерманский Немецкий народный совет, который разработал свой вариант единой конституции страны, но эти предложения не нашли отклика у правительств западных держав-победительниц.
В ответ на процессы конституирования сепаратной ФРГ в советской зоне оккупации Народный совет с согласия СВАГ провозгласил создание 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики (ГДР) и принял на себя выполнение обязанностей законодательной Временной народной палаты. Президентом ГДР был избран В. Пик, премьер-министром стал О. Гротеволь. 10 октября 1949 г. правительство СССР передало Временному народному правительству ГДР функции управления. Вместо СВАГ была создана Советская контрольная комиссия, в задачи которой входило наблюдение за выполнением совместных соглашений держав-победительниц по Германии.
Федеративная Республика Германия в 1949–1990 гг.
Восстановление промышленности в ФРГ закончилось уже к 1950 г. прежде всего благодаря западным инвестициям, сравнительно низкому уровню потребления и большим резервам квалифицированной рабочей силы (с начала 1960-х гг. дефицит рабочей силы стал покрываться за счёт привлечения мигрантов, прежде всего из Турции, Южной Европы и Северной Африки). Западногерманская экономика сохранила свою традиционную структуру, в октябре 1949 г. создан Федеральный союз германской промышленности, объединивший крупнейших промышленников и банкиров. В начале 1950-х гг. была оказана действенная финансовая поддержка концернам в ведущих отраслях промышленности, восстановлены все крупнейшие концерны (Круппа, Тиссена, Маннесмана и т. п.), а также фирмы – наследницы I. G. Farbenindustrie (Agfa, BASF, Bayer AG, Hoechst AG и др.), которые контролировали свыше 70 % производства в своих отраслях; на предприятиях ФРГ с числом занятых свыше 500 человек (2,3 % предприятий) работало 49,2 % занятых в промышленности и производилось 50 % промышленной продукции. Вернули свои позиции и ключевые банки (Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank). К началу 1960-х гг. концентрация производства и капитала в ФРГ достигла максимума за всю историю Германии. В дальнейшем процесс концентрации и централизации охватил все сферы производства и торговли. Рост промышленного производства в ФРГ был чрезвычайно быстрым, по его объёму к началу 1960-х гг. страна уступала только США. Среднегодовой рост ВНП ФРГ в 1950-х гг. составлял 7,5 %, в 1960-х гг. – 6,8 %. Уже с 1952 г. экспорт из ФРГ стал превышать импорт, положительное сальдо торгового баланса неуклонно возрастало. С 1959 г. по экспорту, а с 1965 г. по импорту ФРГ заняла 2-е место после США и 1-е место среди стран Западной Европы. Быстрый и стабильный рост экономики ФРГ в 1950–1960-х гг. получил название западногерманского «экономического чуда». Экономическое благополучие, социальные гарантии определили высокий уровень жизни населения и стабильность политической системы ФРГ. Ни левые, ни правые радикальные партии не пользовались сколько-нибудь значимой поддержкой населения, даже студенческое движение 1968 г. почти не затронуло ФРГ.
Ведущую роль в политической жизни ФРГ до начала 1970-х гг. играл блок ХДС/ХСС, стабильно получавший на выборах в бундестаг 45–50 % голосов избирателей и возглавлявший коалиционные правительства с участием СвДП (кроме 1957–1961, 1966–1969), НП (до 1960), консервативного Общегерманского блока (1953–1957) и СДПГ (1966–1969). Пост федерального канцлера в этот период занимали лидеры ХДС К. Аденауэр (1949–1963), Л. Эрхард (1963–1966), К. Г. Кизингер (1966–1969). Второй по значимости партией была СДПГ, влияние которой неуклонно росло: в 1949 г. за неё проголосовали 29,2 %, в 1969 – 42,7 % избирателей. В 1959 г. была принята Бад-Годесбергская программа СДПГ, согласно которой она стала «деидеологизированной левой народной партией», приверженной принципам социального рыночного хозяйства и свободно-правового государства.
С начала 1950-х гг. ФРГ постепенно интегрировалась во все западноевропейские и североатлантические структуры – вошла в Совет Европы (1950), Европейское объединение угля и стали, ЕОУС (1951), после чего фактически отменён Рурский статут (окончательно в 1954). После заключения Парижских соглашений 1954 г. ФРГ получила государственный суверенитет и была принята в Западноевропейский союз, а в 1955 г. в организацию Североатлантического договора (НАТО). Началось быстрое восстановление военной промышленности (хотя ФРГ было запрещено производить и иметь на вооружении все виды оружия массового поражения и некоторые виды обычных вооружений), в стране была введена всеобщая воинская повинность, началось формирование 500-тысячного бундесвера. Быстрорастущая экономика Германии и безоговорочная поддержка её внешнеполитического курса США и НАТО сделали ФРГ главным союзником США в Европе.
Правительство ФРГ всегда декларировало, что его главная внешнеполитическая цель – воссоединение страны путём «поглощения» ГДР, интеграции Восточного Берлина и восстановления Германии в границах 1937 г. ФРГ неизменно выступала с претензией на единоличное представительство немцев на международной арене. Руководствуясь доктриной Хальштейна, она отказывалась от установления дипломатических отношений либо разрывала их с любой страной, признававшей ГДР (за исключением СССР, дипломатические отношения с которой ФРГ установила в сентябре 1955). Попытки ФРГ провести ревизию итогов 2-й мировой войны, подготовка законов, снимающих ограничения на вооружение бундесвера современными видами оружия (1958), а также чрезвычайного законодательства на случай войны (представлены на первое чтение бундестагу 28 сентября 1960; приняты 29 мая 1968) были расценены СССР и ГДР как проявление реваншизма и желание решить германский вопрос силовым путём, что стало причиной Берлинского кризиса 1958–1963 гг. В этом контексте, возведение Берлинской стены в августе 1961 г. стало ответом на западногерманские претензии решить германский вопрос с «позиции силы». Страх перед широкомасштабным военным конфликтом в Европе между двумя блоками государств – НАТО и Организацией Варшавского договора – заставил обе стороны перейти к переговорам и отказаться от дальнейшего усиления конфронтации. Несмотря на сохранение до 1970 г. доктрины Хальштейна, после 1960 г. с ГДР установили дипломатические отношения 27 стран и свыше 100 стран – торговые. ФРГ столкнулась с серьёзными внешнеполитическими проблемами. Правительство Аденауэра не смогло добиться ликвидации оккупационного статуса Западного Берлина и его включения в состав ФРГ, что привело к политическому кризису и отставке первого федерального канцлера в октябре 1963 г.
С окончанием «эры Аденауэра» начался процесс постепенного пересмотра правящими кругами и широкими слоями населения ФРГ взглядов на германский вопрос и возможные пути его решения. К концу 1960-х гг. свыше 40 % жителей ФРГ выступали за признание ГДР и свыше 50 % – за признание границы по Одеру и Нейсе. Неготовность ХДС/ХСС меняться, отказаться от догматичных установок и увидеть новую реальность привели к поражению блока на выборах в бундестаг 1969 г. По их результатам было сформировано правительство СДПГ – СвДП, которое возглавил лидер СДПГ В. Брандт, министром иностранных дел стал председатель СвДП В. Шеель. Именно с их именами связан переход ФРГ к «новой восточной политике» – постепенному урегулированию отношений с социалистическими странами и активному включению в процесс разрядки международной напряжённости. В ноябре 1969 г. ФРГ присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, в августе подписало Московский договор 1970 г., а в декабре 1970 г. – договор с Польшей о признании нерушимости существующих границ и отказе от применения силы. 3 сентября 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину, позволившее нормализовать ситуацию в городе и вокруг него. В 1972 г. консерваторы, недовольные внешнеполитическим курсом социально-либеральной коалиции, добились её отставки, но на досрочных выборах вновь победили СДПГ и СвДП, сформировавшие 2-й кабинет В. Брандта, который продолжил выработанный ранее внешнеполитический курс. 21 декабря 1972 г. был подписан Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР, 11 декабря 1973 г. – Договор о нормализации отношений между ФРГ и ЧССР. 18 сентября 1973 г. оба германских государства были приняты в Организацию объединённых наций (ООН). Все эти соглашения сделали возможным проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1973–1975 гг.
В мае 1974 г. В. Брандт был вынужден уйти в отставку в результате шпионского скандала, связанного с Г. Гийомом, но СДПГ сохранила свои позиции. Новым федеральным канцлером стал заместитель Брандта в партии Г. Шмидт (возглавлял правительство до 1982), министром иностранных дел был назначен председатель СвДП Х.-Д. Геншер, бессменно руководивший внешней политикой ФРГ до 1992 г.
В 1970-х гг. серьёзные перемены произошли в отношениях между ФРГ и СССР. В 1972–1974 гг. был заключён ряд соглашений по торговому, экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству, а в мае 1978 г. – Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества в области экономики и промышленности сроком на 25 лет. За 1970-е гг. товарооборот между двумя странами возрос более чем в 12 раз, важное значение приобрели долгосрочные сделки на компенсационной основе (соглашения «газ – трубы», предоставление технологического оборудования для новых заводов в обмен на поставки выпускаемой ими продукции и др.), стали создаваться смешанные торговые фирмы, значительно расширилось сотрудничество между двумя странами во всех сферах.
Развитие отношений с СССР руководство ФРГ рассматривало как важную предпосылку решения германского вопроса. Несмотря на все изменения «германо-германских отношений», правительство ФРГ по-прежнему отказывалось строить отношения с ГДР как с полноценным субъектом международного права, руководствуясь решением конституционного суда ФРГ от 31 июля 1973 г., согласно которому ГДР и ФРГ «не являются друг для друга заграницей» и отношения между ними должны иметь особый характер.
Евроатлантический курс ФРГ в этот период остался неизменным – экономическая, политическая и военная интеграция в рамках ЕЭС и НАТО углублялась, продолжало развиваться стратегическое партнёрство с Францией на базе Елисейского договора 1963 г. и сотрудничество с Великобританией и США. ФРГ полностью солидаризировалась с политикой НАТО по «укреплению европейской обороны», провела модернизацию вооружений бундесвера и увеличила его численность, а также выступила одним из инициаторов принятого руководством НАТО в декабре 1979 г. решения о размещении в Западной Европе «евростратегических ракет». В 1970–1980-х гг. военные расходы ФРГ увеличились на 90,6 %, по их уровню на душу населения ФРГ обогнала все другие страны НАТО, за исключением США. Поддержка ФРГ кампании, развёрнутой США в связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан, привела на рубеже 1970–1980-х гг. к осложнению отношений между ФРГ и СССР (ФРГ стала единственным членом ЕЭС, отказавшимся принять участие в Олимпийских играх 1980 г. в Москве.
К середине 1960-х гг. ресурсы экстенсивного роста западногерманской экономики были полностью исчерпаны, темпы экономического роста резко снизились. Это совпало с общемировым кризисом традиционных отраслей с высокой долей занятых в них наёмных рабочих (текстильная, каменноугольная, железорудная, металлургическая). На мировом рынке ФРГ сталкивалась со всё более острой конкуренцией, усиливалась зависимость её хозяйства от колебаний мировой экономической конъюнктуры, в том числе цен на нефть (доля нефти в потреблении первичной энергии в ФРГ выросла с 5,1 % в 1950 до 53,7 % в 1970). Для обеспечения стабильных темпов роста требовалась серьёзная структурная перестройка экономики ФРГ, которую связывали с ростом государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Модернизация и рационализация производства шла по пути снижения его удельной энерго-, ресурсо-, материало- и капиталоёмкости, основное внимание уделялось развитию наукоёмких и высокотехнологичных отраслей. Одновременно правительству пришлось решать вопросы, связанные с преодолением негативных последствий мировых энергетических кризисов 1973, 1979–1980 гг. и циклических кризисов 1974–1975, 1980–1982 гг. Среднегодовой рост ВНП ФРГ в 1970-х гг. упал по сравнению с 1950–1960-ми гг. и составил только 2,5 %, в 2 раза (до 5,1 %) выросли среднегодовые темпы инфляции; в этот период отмечаются постоянный рост государственной задолженности (600 млрд марок в 1982) и появление массовой безработицы (до 2 млн человек в 1982).
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. на политическую арену вышли новые альтернативные силы, движения и организации, которым не было места в традиционной политической структуре ФРГ. Широкий размах приобрело Движение внепарламентской оппозиции, выдвигавшее лозунги борьбы за разрядку, разоружение и демократизацию общественных институтов; а также экологическое движение, возникшее на базе Движения гражданских инициатив – неформальных объединений 1968–1969 гг., преследовавших цель добиться реформ в сфере образования, воспитания, транспорта, защиты окружающей среды. В 1980 г. экологическое движение конституировалось в партию «Зелёные» (с 1983 представлена в бундестаге). Возникли и громко заявили о себе право- и левоэкстремистские партии и организации. Неонацистская Национал-демократическая партия в конце 1960-х – начале 1970-х гг. добилась успехов на земельных выборах и получила депутатские мандаты в 7 ландтагах. С начала 1970-х гг. развернули террористическую деятельность левые группировки – Движение 2 июня и Фракция Красной Армии (RAF). Последняя осуществила серию убийств политиков и бизнесменов. Активизация экстремистских сил побудила правительство В. Брандта в январе 1972 г. издать т. н. указ о радикалах, с помощью которого был закрыт доступ к должностям в государственных учреждениях, школах, вузах и общественных организациях лицам, взгляды которых квалифицировались как несовместимые с Основным законом ФРГ (введены т. н. запреты на профессии).
Социал-либеральные кабинеты провели целый ряд социальных реформ (системы высшего образования, пенсионного и других видов страхования), предоставили право голоса на выборах гражданам с 18 лет. Однако проблемы ликвидации безработицы, снижения инфляции и государственной задолженности решены не были, что обусловило постепенное ослабление позиций СДПГ. В отличие от ХДС/ХСС, получавшего на выборах в бундестаг в 1970–1980-х гг. стабильно поддержку 43–48 % избирателей, электорат СДПГ неуклонно сокращался с 45,8 % в 1972 г. до 33,5 % в 1990 г.
В 1980 г. начался новый циклический экономический кризис, правительство не смогло быстро выработать новый эффективный план его преодоления. В 1982 г. обанкротилось 12 тыс. фирм, впервые произошло сокращение реальной заработной платы. Противоречия внутри правящей коалиции по вопросам социально-экономической политики привели к выходу из неё СвДП (15 сентября 1982). 1 октября 1982 г. была образована коалиция ХДС/ХСС – СвДП, пост канцлера занял председатель ХДС Г. Коль.
Христианско-либеральное правительство обратилось к британскому опыту в проведении политики, в своих основных чертах сходной с тэтчеризмом. Были сокращены расходы на социальные нужды, приватизирована часть государственных предприятий, оказана поддержка малому и среднему бизнесу. Развитие новых высокотехнологичных отраслей и оздоровление недостаточно эффективного госсектора проводились за счёт привлечения частных инвестиций. В 1986 г. правительство ФРГ провело налоговую реформу, средства были перераспределены в пользу бизнеса, что создало дополнительные стимулы к инвестированию в производство. В результате этих мер удалось переломить ситуацию в экономике, приостановить рост государственной задолженности и инфляции (на уровне менее 1,5 %), среднегодовой рост ВНП к 1990 г. составил 5,7 %. В 1986 г. ФРГ впервые стала крупнейшим в мире экспортёром, в 1988 г. внешнеторговый оборот ФРГ превысил показатели США и составил 325 млрд долл. К 1989 г. был практически ликвидирован дефицит платёжного баланса. Однако решить проблему безработицы не удалось, она сохранялась на уровне около 2 млн человек.
В отношениях с социалистическими странами правительство Г. Коля заявило о намерении продолжать курс социал-либеральных кабинетов и соблюдать условия заключённых ими «восточных договоров», однако риторика канцлера и других государственных деятелей приобрела конфронтационный характер по отношению к ГДР. Произошло и охлаждение отношений с СССР, прекратился рост товарооборота, был расширен список товаров, запрещённых к вывозу в социалистические страны в соответствии с рекомендациями Координационного комитета НАТО (КОКОМ).
В отношениях с ГДР осуществлялась политика «малых шагов»: облегчён временный въезд граждан ГДР в ФРГ, развивалось германо-германское сотрудничество в области транспорта, охраны окружающей среды, ФРГ предоставила кредиты ГДР. В 1987 г. в Бонне состоялась встреча Г. Коля и Э. Хонеккера.
Руководство ФРГ верно оценило возможности, которые открывала перестройка в СССР для преодоления раскола Германии. Оно активно поддерживало процессы демократизации в Советском Союзе и в социалистических странах Восточной Европы, в том числе в ГДР. В июне 1989 г., во время визита М. С. Горбачёва в Бонн, германское правительство пообещало СССР финансовую и технологическую поддержку в обмен на согласие не препятствовать возможному объединению Германии. В результате переговоров Г. Коля с М. С. Горбачёвым в феврале 1990 г. в Москве и в июле 1990 г. в Архызе правительство ФРГ получило согласие советского руководства на объединение Германии путём включения ГДР в состав ФРГ и на членство объединённой Германии в НАТО. Переговоры, проведённые по формуле «2 + 4» (ГДР, ФРГ, Великобритания, США, СССР, Франция), завершились подписанием 12 сентября 1990 г. Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, в соответствии с которым державы – победительницы во 2-й мировой войне заявили о прекращении «своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом» и предоставили объединённой Германии «полный суверенитет». 3 октября 1990 г. процесс формального объединения ФРГ и ГДР завершился. Началась административно-территориальная, политическая и экономическая реорганизация округов бывшей ГДР и их интеграция в структуру ФРГ.
Германия после 1990 г.
Объединение Германии стало большой победой правительства Г. Коля, что во многом определило успех ХДС/ХСС и СвДП на выборах в бундестаг 1990 г. Однако задачи, стоящие перед руководством ФРГ, были чрезвычайно сложны и требовали безотлагательного решения. Необходимо было перевести хозяйство бывшей ГДР на рыночные рельсы, поднять его технологический уровень и конкурентоспособность до западногерманского уровня. Надежды на относительную безболезненность, быстроту и «естественный характер» процессов объединения двух германских государств не оправдались. Население «новых» земель, рассчитывавшее на быстрое улучшение условий жизни, постигло разочарование, возмущение бывших граждан ГДР вызывало массовое закрытие народных предприятий или их продажа за бесценок западногерманским фирмам в рамках программы приватизации, а также безоглядное насаждение непривычных для них порядков в различных сферах общественной жизни. Негативную реакцию вызывали полный демонтаж прежней системы социального обеспечения, судебное преследование ряда высших государственных деятелей ГДР и огульное очернение её прошлого.
На осуществление программы «трансформации новых земель» потребовались огромные средства. С июля 1990 г. по конец 1991 г. на финансирование восточных земель правительству Г. Коля пришлось выделить свыше 100 млрд, а в 1991–1997 гг. в качестве ссуд и субсидий – 1,4 трлн марок (в среднем 195 млрд марок в год), а также сверх этого, в качестве инвестиций на развитие и модернизацию технической базы промышленности, – 272 млрд марок. Значительные суммы пошли на оказание социальной помощи, развитие инфраструктуры, решение коммунальных задач и т. д., а также на выплату пособий по безработице, которая в 1-й половине 1990-х гг. на востоке страны превысила 1 млн человек (из 17 млн жителей бывшей ГДР). 20 июня 1991 г. бундестаг принял решение о переносе столицы Германии из Бонна в Берлин (переезд завершился в 1999–2000 гг.).
Главными для правительства Г. Коля в обеспечении внутренней социальной стабильности были вопросы, связанные с преодолением безработицы и ростом доходов в восточных землях. В 1990–1992 гг. зарплата на востоке Германии была повышена почти в 2 раза и составила 60–70 % тарифной зарплаты западных немцев, хотя производительность труда, по западногерманским оценкам, была в 3 раза ниже. С середины 1992 г. на востоке стала вводиться структура тарифной зарплаты, существовавшая в ФРГ, что способствовало уравниванию доходов на Востоке и Западе страны, однако к концу 1990-х гг. доходы западных немцев были по-прежнему на 30–50 % выше, чем восточных. Нерешённой осталась проблема безработицы. В 1995 г. в восточных землях доля официально зарегистрированных безработных составляла около 15 % трудоспособного населения. В целом по Германии в 1996 г. она приближалась к цифре 4 млн человек. Для финансирования «трансформации» восточных земель правительству пришлось сократить некоторые социальные статьи бюджета, повысить налоги и ввести обязательный «взнос солидарности в Фонд германского единства» в размере 7,5 % от подоходного налога (для физических лиц) и налога на прибыль (для юридических лиц), который должны были платить жители западной части страны, что вызывало острое недовольство с их стороны. Нехватка средств заставила правительство Г. Коля в 1997 г. приступить к реализации программы экономии, что сказалось на ситуации в сферах здравоохранения, пенсионного обеспечения и борьбы с безработицей.
Сокращение социальных расходов, несмотря на иные успехи, привело к снижению популярности ХДС/ХСС и СвДП, в том числе в Западной Германии, и в конечном счёте стало причиной их поражения на выборах в бундестаг в 1998 г. (ХДС/ХСС – 35,1 %; СвДП – 6,2 %). Правительственную коалицию образовали СДПГ и «Союз 90/Зелёные» (СДПГ на выборах 1994 получила 36,4 %, 1998 – 40,9 %; «Союз 90/Зелёные»: 1994 – 7,3 %, 1998 – 6,7 %). Федеральным канцлером стал председатель СДПГ Г. Шрёдер, министром иностранных дел – лидер «Зелёных» Й. Фишер. В последующие годы между христианскими демократами и социал-демократами установилось равновесие сил, что в итоге привело к образованию в 2005 г. правительства «большой коалиции» (ХДС/ХСС – СДПГ). В объединённой Германией неуклонно возрастало влияние наследницы СЕПГ – Партии демократического социализма (ПДС), которая после 2005 г. распространила свою деятельность также на «старые земли» и взяла себе новое название – Левая партия (с 2,4 % в 1990 до 8,7 % в 2005). В восточной части страны её поддерживали около 20 % избирателей.
Объединение Германии и обретение ею неограниченного суверенитета (за исключением права на производство оружия массового поражения и на обладание им) привело к качественному изменению её международного статуса. Заметно повысилась роль Германии в решении ключевых вопросов международных отношений.
Германия стала бесспорным европейским экономическим лидером, активно содействовала развитию интеграционных процессов, отвечающих её экономическим и политическим интересам. Правительства Г. Коля, а затем Г. Шрёдера способствовали европейской интеграции, ФРГ была одним из инициаторов подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза (образован 1 января 1999).
Значительно возросла активность Германии в рамках НАТО. В 1995 г. подразделения бундесвера впервые в послевоенной истории были использованы за пределами страны. В составе миротворческих сил НАТО они приняли участие в урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговине, в 1998–1999 гг. участвовали в операции НАТО в Косове, а ВВС ФРГ осуществляли бомбардировки объектов на территории Сербии.
Германия после 2005 г.
В 2005 г. канцлер Г. Шрёдер после череды поражений СДПГ на земельных выборах объявил досрочные выборы в бундестаг, по результатам которых СДПГ получила 34,2 % (222 депутатских мандата из 614), а ХДС/ХСС – 35,2 %. Федеральным канцлером ФРГ стала лидер ХДС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ). В конце марта 2006 г. Меркель представила правительственную программу, состоящую из 8 пунктов. В ней канцлер наметила основные направления в сфере реформирования конституционно-федеративной системы (перераспределены функции земель и федерального центра в вопросах законодательной инициативы, образовательной политики, финансов, прав чиновников, охраны окружающей среды, взаимоотношений с ЕС; столичный статус Берлина был впервые закреплён в конституции), борьбы с бюрократизмом, научных исследований, энергетической политики, политики в сфере семьи, рынка труда и, в частности, реформы системы здравоохранения.
На выборах 2009 г. победил блок ХДС/ХСС (33,8 %), СДПГ получила 23,0 %, СвДП – 14,6 %, «Левые» – 11,9 %, «Зелёные» – 10,7 %. По итогам выборов была сформирована «чёрно-жёлтая коалиция» в составе ХДС/ХСС и СвДП. А. Меркель вновь заняла пост канцлера. На следующих выборах в сентябре 2013 г. наибольшее количество голосов получил блок ХДС/ХСС – 41,5 % (что стало его лучшим результатом за последние 20 лет), СДПГ – 25,7 %, «Левые» – 8,6 % и «Зелёные» – 8,4 %. Младший партнёр по «чёрно-жёлтой коалиции» – СвДП впервые с 1949 г. не преодолела 5%-ного рубежа, набрав всего 4,8 % голосов. Правительство «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ) возглавила А. Меркель. Очередные выборы в бундестаг в 2017 г. продемонстрировали значительные изменения в расстановке сил в стране: появление новых мощных политических течений и уменьшение влияния основных «старых партий» – ХДС/ХСС (получили 32,9 %, потеряв по сравнению с предыдущими выборами 8,6 %) и СДПГ (20,5 %, потеряла 5,2 %, что составило исторический минимум с 1949). Оглушительный успех был достигнут правопопулистской партией «Альтернатива для Германии», получившей 12,6 % голосов и ставшей третьей по величине фракцией парламента. В бундестаг прошли также представители СвДП (10,7 %), «Левых» (9,2 %) и «Зелёных» (8,9 %). После выборов СДПГ объявила о своём отказе от участия в коалиции и уходе в оппозицию. Попытка сформировать правительство в формате т. н. ямайской коалиции из ХДС/ХСС, СвДП и партии «Союз 90/Зелёные» провалилась после отказа от участия в переговорах лидера свободных демократов К. Линдера. Результатом длительных межпартийных переговоров и консультаций стал возврат к «большой коалиции». В январе 2018 г. на специальном съезде СДПГ с незначительным перевесом голосов принято решение об участии партии в коалиции. Коалиция была окончательно сформирована только в феврале – марте 2018 г. 14 марта А. Меркель в 4-й раз заняла пост федерального канцлера (в декабре 2018 она покинула пост лидера партии ХДС и заявила об отказе от выдвижения своей кандидатуры на выборах 2021).
Экономика Германии в этот период по-прежнему развивалась быстрыми темпами. Реформы, начатые правительством Г. Шрёдера, обеспечили устойчивый экономический рост в 2006–2007 гг. и снижение безработицы, они позволили сохранить уровень занятости во время мирового экономического кризиса 2008 г. Германия по-прежнему занимает лидирующие позиции в мире по общему объёму производства и промышленному производству, по ВВП на душу населения и по объёмам экспорта.
Экономическая мощь Германии определяет её статус в Европе и в структуре ЕС. В 1-й половине 2007 г. Германия председательствовала в Совете Европы, способствуя выработке и подписанию Лиссабонского договора (вместо нератифицированной Конституции ЕС), а также занималась вопросами энергетической политики, защиты климата, углубления трансатлантического экономического сотрудничества. Формируемый Германией Трансатлантический торгово-экономический союз (ТТЭС) с США, имеющий целью предоставление евроатлантическому лобби европейских рынков для сбыта американской продукции, натолкнулся на противодействие других членов ЕС, в частности Франции. В период президентства Д. Трампа германо-американские отношения осложнились, затронув экономическую и военную сферы. Летом 2020 г. было принято решение о выводе почти трети из 34,6 тыс. американских военнослужащих из Германии. В период Греческого долгового кризиса 2010 г. Германия взяла на себя инициативу по его урегулированию, настаивая на ужесточении мер бюджетной экономии и немедленном проведении структурных преобразований. Затягивание Берлином принятия решения по кредитам привело к обострению германо-греческих отношений и валютному кризису евро, разрешение которого в значительной степени легло на Германию.
Одной из значимых проблем для современной Германии остаётся миграционный вопрос. Поток мигрантов в Германию многократно усилился после обострения ситуации в Сирии и Ливии. Во время самой острой фазы миграционного кризиса в 2015 г. в Германии, по информации МВД страны, в качестве соискателя статуса беженца было зарегистрировано около 1,1 млн человек. Приём и адаптация значительного потока беженцев требуют от властей больших финансовых вложений и неминуемо приводят к росту социальной напряжённости, политического радикализма и экономических проблем.
На выборах в бундестаг в 2021 г. победила СДПГ, набрав 25,7 %, блок ХДС/ХСС получил 24,1 %, «Зелёные» – 14,8 %, СвДП – 11,5 %, «Альтернатива для Германии» – 10,3 %, «Левые» – 4,9 %. Правительство сформировала коалиция в составе СДПГ, «Зелёных» и СвДП, пост федерального канцлера занял О. Шольц.
Российско-германские отношения
Отношения Германии с СССР, а после его распада – с РФ имели противоречивый характер. 12 октября 1990 г. был подписан советско-германский договор о выводе советских войск с территории Германии (завершился 31 августа 1994), а 9 ноября 1990 г. – Договор о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве между ФРГ и СССР. Стремясь содействовать процессам демократического переустройства, правительство Г. Коля направило в Россию большие партии гуманитарной помощи, предоставило российскому правительству значительные кредиты. В 1-й половине 1990-х гг. была осуществлена масштабная программа переселения этнических немцев из России и бывших республик СССР в Германию. Однако экономические связи между двумя странами вступили в полосу затяжного кризиса. В 1990–1992 гг. объём российско-германского товарооборота снизился почти вдвое по сравнению с концом 1980-х гг. В 1994 и 1995 гг. он составлял около 24 млрд марок, что лишь незначительно превышало показатели 1992 г. В 1996 г. эта цифра выросла до 25,6 млрд марок. Объём германских капиталовложений в России в 1993 г. упал до небывало низкого уровня – 30 млн марок (в том же году германские капиталовложения в Венгрии составили 700 млн, а в Бельгии – 2 млрд марок). Германо-российский политический диалог после 1990 г. всё чаще приобретал острые формы. Правительство Германии подвергало резкой критике характер и ход социально-экономических реформ в России, образ действий российского правительства в Чечне, выдвигало требование реституции германских культурных ценностей, перемещённых по окончании 2-й мировой войны на территорию СССР, пыталось ставить вопрос об интернационализации Калининградской области и др. Российское руководство, со своей стороны, выражало недовольство участием германских ВВС в бомбардировках Белграда, инициативной ролью Германии в расширении НАТО на восток, усматривая в этом угрозу безопасности России, а также политической активностью Германии в странах СНГ, нередко шедшей вразрез с российскими интересами.
Перемены в российско-германских отношениях наметились после прихода к власти в Германии правительства Г. Шрёдера и приобрели устойчивый характер с избранием президентом РФ В. В. Путина. После первого официального визита В. В. Путина в Германию 15–16 июня 2000 г. отношения между двумя государствами стали строиться «на базе общих интересов» и взаимной поддержки, с признанием экономической и политической значимости Германии и России друг для друга и для обеспечения безопасности и внешнеполитической стабильности в Европе и мире. В начале 2000-х гг. отношения между Россией и Германией приобрели характер политического партнёрства, ярким свидетельством чего стало занятие ими согласованной позиции по целому ряду внешнеполитических вопросов, в том числе в связи с вторжением США в Ирак в 2003 г.
Быстрыми темпами с конца 1990-х гг. расширялись российско-германские экономические связи. Германия вновь стала важнейшим торговым партнёром России (на её долю приходится свыше 10 % российской внешней торговли). В 2001 г. торговый оборот между двумя странами составил 48,46 млрд марок и продолжал устойчиво расти, достигнув в 2005 г. уровня в 32 млрд евро (в пересчёте – 62,66 млрд марок). Российские поставки покрывают потребности ФРГ в природном газе на 35 %, нефти – на 30 %, цветных металлах и удобрениях – более чем на 10 %. По общему объёму инвестиций в Россию (6,086 млрд долл. в 2006) Германия заняла лидирующее положение среди стран Запада.
С начала 2000-х гг. значительно активизировали свою деятельность в России германские деловые круги. В начале 2006 г. в РФ насчитывалось 1352 германо-российских совместных предприятия, 798 дочерних фирм германских компаний со 100%-ным германским капиталом, работающих на основе российского права, а также 102 филиала этих предприятий. Началась реализация крупных долгосрочных совместных экономических проектов. 8 сентября 2005 г. руководством «Газпрома» и германских фирм BASF AG и E.ON AG было подписано соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (стоимость свыше 4 млрд евро). В марте 2006 г. заключено соглашение о создании Германо-Российской внешнеторговой палаты, призванной содействовать дальнейшему развитию двусторонних экономических связей.
Федеральный канцлер ФРГ А. Меркель, возглавившая германское правительство в конце 2005 г., в своих заявлениях во время официальных визитов в Россию в январе и апреле 2006 г. неоднократно подчёркивала намерение содействовать развитию сотрудничества между двумя странами.
До 2014 г. российско-германские отношения отличались стабильностью, с 2001 по 2011 гг. Россия поднялась в иерархии партнёров ФРГ по экспорту с 20-го на 12-е место, по импорту – с 16-го на 7-е место, объём взаимного торгового оборота России и Германии в 2012 г. составил 104–105 млрд долл. После обострения отношений между двумя странами, возникшего в результате украинского кризиса в 2014 г. и введения антироссийских санкций, а затем и ответных мер с российской стороны, взаимный товарооборот по итогам I квартала 2015 г. сократился на 37,1 % и составил 10,7 млрд. долл. Кризис в отношениях затронул не только экономическую сферу, в 2016 г. при обновлении «Белой книги» бундесвера Россия была включена в число соперников Германии. Только в конце 2019 – начале 2020 гг. произошло некоторое улучшение отношений, возобновились прямые контакты на высшем уровне. В 2019 г. объём российско-германской торговли снизился на 10,9 % (−4 млрд долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и составил 25,2 млрд долл. США.
С началом Специальной военной операции России на Украине (24 февраля 2022) правительство Германии заявило о присоединении к антироссийским санкциям, германской стороной официально приостановлена работа всех двусторонних форматов межгосударственного взаимодействия.