«Польский коридор»
«По́льский коридо́р» (польск. Korytarz polski, нем. Polnischer Korridor; «Поморский коридор», польск. Korytarz pomorski; «Данцигский коридор», нем. Danziger Korridor; «Висленский коридор», нем. Weichselkorridor; «Коридор»), термин, применяемый для обозначения части Западной Пруссии, уступленной Германией Польше по условиям Версальского мирного договора 1919 г. с целью обеспечить ей доступ к Балтийскому морю. Основанием для передачи этой территории Польше были: 13-й пункт сформулированной в январе 1918 г. президентом США В. Вильсоном программы мира (14 пунктов): «Должно быть образовано независимое Польское государство, которое будет включать территории с бесспорно польским населением. Этому государству предоставляется беспрепятственный и безопасный выход к морю…»; её принадлежность на правах автономии Польскому королевству в период между вторым Торуньским миром 1466 г. и разделами Речи Посполитой в 1772 и 1793 гг.; потребность польского экспорта в беспрепятственном доступе к морским портам и коммуникациям. Хотя население «Польского коридора» было этнически смешанным – поляки, кашубы и немцы, Версальский договор не предусмотрел проведения здесь плебисцита, т. к. существовала вероятность, что Польша могла его проиграть, поскольку далеко не все кашубы считали себя поляками и хотели жить с ними в одном государстве. Ширина «Польского коридора» была относительно невелика – от 30 до 200 км, протяжённость береговой линии, доставшейся Польше с учётом побережья п-ова Хель, составила 140 км. «Польский коридор» разделил территорию Веймарской республики на две части, серьёзно затруднив сношения Восточной Пруссии с основной территорией страны. Версальский договор признавал за Германией право свободного передвижения через «Польский коридор» людей, товаров и транспортных средств, но по Парижскому соглашению от 21 апреля 1921 г., заключённому в момент, когда обе страны переживали инфляцию, за транзит взимались сборы в твёрдой валюте. Дешевле обходилось сообщение по морю, поэтому немцы активно пользовались морскими транспортом. Железнодорожное пассажирское сообщение осуществлялось в запломбированных вагонах.
Немецкое население «Польского коридора» по-разному отреагировало на передачу этой территории Польше. Часть немцев осталась в Польской республике, но многие покинули страну, в том числе и те, кто длительное время проживал на этой территории. Немало немцев уехало до оптации, начавшейся после введения Версальского договора в действие в январе 1920 г., поэтому точная статистика миграции из «Польского коридора» в Германию отсутствует.
Польша весьма активно использовала «Коридор» экономически, тем более что на Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. ей отказали во включении Данцига (ныне Гданьск) в свои государственные границы и предоставили ему статус вольного города под протекторатом Лиги Наций. Отказ докеров Данцига разгружать иностранные суда с оружием для Польши во время советско-польской войны 1920 г. и невозможность содержать военный флот в Данциге послужили для польского правительства стимулом к строительству собственного морского порта в небольшой рыбацкой деревушке Гдыня. Вторым крупным инвестиционным проектом в «Коридоре» стала прокладка в 1926–1933 гг. железнодорожной магистрали из Катовице в Верхней Силезии в Гдыню, предназначенной для перевозки верхнесилезского угля, идущего на экспорт. К его реализации Польшу подтолкнула таможенная война Польши с Германией в 1925–1934 гг.
Правительство Веймарской республики считало установленные Версальским договором 1919 г. границы несправедливыми и настаивало на их пересмотре, что допускала ст. 19 Статута Лиги Наций, гласившая: «Собрание может от времени до времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир». Польша решительно выступала против. Заметная разрядка в двусторонних отношениях произошла после прихода в 1933 г. к власти в Германии Национал-социалистической немецкой рабочей партии. После подписания 26 января 1934 г. в Берлине германо-польского соглашения о неприменении силы была прекращена таможенная война и началось последовательное сближение «санационной» Польши с гитлеровской Германией, пиком которого стало их взаимодействие в разделении Чехословакии в 1938 г. Однако уже 24 октября 1938 г. министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп на встрече с польским послом в Берлине Ю. Липским предложил согласиться на ликвидацию статуса вольного города Данциг и включение его в состав Третьего рейха, а также на строительство через «коридор» экстерриториальных железной дороги и автострады. Взамен Риббентроп предложил Польше присоединиться к «Антикоминтерновскому пакту», построить аналогичные транспортные магистрали в Данциге, а также продлить действие соглашения 1934 г. о ненападении на 25 лет. Принятие Польшей этих предложений было равнозначно краху её политики балансирования между формирующимися военно-политическими блоками – правительство Польши не решилось пойти на этот шаг. Попытки Польши по сближению с Великобританией и получение от неё в начале апреля 1939 г. гарантий на случай нападения Германии на Польшу Гитлер использовал как предлог для денонсации соглашения 1934 г. После разгрома Польши в германо-польской войне (в сентябре 1939) «Польский коридор» и Вольный город Данциг вошли в новообразованный германский имперский округ Данциг – Западная Пруссия. По окончании Второй мировой войны в 1945 г. этот округ, а также Восточная Померания и южные районы Восточной Пруссии вошли в состав Польши, немецкое население этих территорий было депортировано в Германию.