Лиссабонский договор 2007
Лиссабо́нский догово́р 2007, Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community), международный договор, принятый в целях реформирования системы управления Европейского союза (ЕС) и призванный заменить собой не вступившую в силу конституцию ЕС.
Подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г., вступил в силу после ратификации 1 декабря 2009 г. Внёс изменения в действующие учредительные документы ЕС – Римские договоры 1957 г. и Маастрихтский договор 1992 г.
Подготовка и подписание Лиссабонского договора стали следствием провала референдумов о принятии конституции ЕС в мае и июне 2005 г. Начало обсуждению возможности создания конституции ЕС было положено в ходе саммита ЕС 2001 г. в брюссельском королевском имении Лакен, где была принята декларация «Будущее Европейского союза». Декларацией провозглашался созыв специального Конвента по подготовке межправительственной конференции по дальнейшему реформированию ЕС. Развив тенденции, заложенные в Амстердамском и Ниццком договорах, Лиссабонский договор нацелен на большее участие граждан в политической деятельности, повышение эффективности и прозрачности политических процессов.
Лиссабонский договор изменил название Договора об учреждении Европейского сообщества, заменив его на «Договор о функционировании Европейского союза». Термин «сообщество» был, в свою очередь, заменён на термин «союз» во всём тексте договора, таким образом обозначена преемственность Европейского сообщества по отношению к Европейскому союзу. Договор также определил правосубъектность ЕС, в результате чего ЕС получил полномочия подписывать международные договоры либо входить в международные организации. Страны-члены сохранили за собой возможность подписания международных соглашений, не противоречащих законодательству ЕС. Договор определил формальную процедуру выхода из ЕС, закреплённую в статье 50 Договора о Европейском союзе.
Лиссабонский договор впервые ясно обозначил компетенции ЕС. Эксклюзивная компетенция предполагает принятие ЕС законодательства, осуществляемого странами – членами ЕС в пределах совместных компетенций, при этом государства-члены могут принимать собственное законодательство, если таковое не принято на наднациональном уровне. В рамках поддерживающей компетенции ЕС принимает законодательные акты, призванные дополнить национальное законодательство.
В области пространства свободы, безопасности и правосудия прекратили функционировать прежние межправительственные структуры, на все решения распространилась обычная законодательная процедура (процедура совместного принятия решений квалифицированным большинством). Голосование квалифицированным большинством было расширено и на решения, связанные с политикой легальной иммиграции, полицейского и уголовно-правового сотрудничества. Произошла коммунитаризация (переход отдельных полномочий государств-членов в ведение ЕС) внутренних дел и юстиции – они переданы в ведомство наднациональных институтов.
Лиссабонский договор закрепил приоритеты репрезентативной демократии и участия граждан в принятии решений. Хартия Европейского союза об основных правах получила юридически обязательный характер посредством статьи 6 (пункт 1) Договора о Европейском союзе, что фактически наделило её той же силой, что и учредительные договоры ЕС. Одной из новелл Лиссабонского договора стало внедрение инструмента Европейской гражданской инициативы, позволяющей одному миллиону граждан стран ЕС, представляющих хотя бы четверть государств-членов, обратиться напрямую в Европейскую комиссию с предложением по вопросам, находящимся в ведении комиссии.
Институциональные изменения коснулись Европейского парламента: были расширены его законодательные полномочия. Процедура совместного принятия решений (когда законодательная инициатива, исходящая от Европейской комиссии, проходила голосование квалифицированным большинством в Совете Европейского союза при участии Европарламента) стала стандартной законодательной процедурой и распространилась на 40 дополнительных областей применения. Максимально допустимое число депутатов Европейского парламента было увеличено (751), при этом тот же показатель для каждой отдельной страны уменьшен с 99 до 96, а минимальное количество депутатов на страну увеличено до 6. Т. о., малые государства оказались лучше представлены в Европарламенте. После выхода Великобритании из состава ЕС (2020) число депутатов Европарламента сократилось до 705.
Лиссабонский договор формально закрепил за Европейским советом ответственность за определение направления развития ЕС и общих политических приоритетов. Введён пост постоянного председателя Европейского совета, который избирается сроком на 30 месяцев с возможностью переизбрания на второй срок, что заменило прежнюю систему ротации каждые 6 месяцев. Этот шаг призван обеспечить последовательность решений и действий Европейского совета. Председатель Европейского совета уполномочен представлять ЕС за его пределами.
Лиссабонский договор сохранил принцип двойного большинства (учитывается как количество проголосовавших «за» стран, так и процент населения, поддержавших то или иное решение) Совета Европейского союза, но уточнил правила голосования квалифицированным большинством. Оно обеспечивается в случае достижения 55 % голосов, представляющих 65 % населения. Блокировать принятие решения могут как минимум четыре государства – члена ЕС.
Значительные изменения произошли в области внешней политики и политики безопасности. В случае нападения на одно из государств-членов, возникновения гуманитарной или природной катастрофы, а также в условиях террористической атаки остальные государства обязаны оказать помощь государству, подвергнувшемуся влиянию угрозы. Возможность «постоянного структурного сотрудничества» в сфере обороны и безопасности открыта для всех стран – членов ЕС, участвующих в программах военного оснащения ЕС, а также предоставляющих боевые подразделения для срочных действий. Учреждён пост Высокого представителя по вопросам внешней политики и безопасности, который сочетает в себе функции главного дипломата ЕС в своей роли руководителя нового ведомства – внешнеполитической службы ЕС – с полномочиями заместителя председателя Европейской комиссии. Высокий представитель подчиняется решениям Совета и обязан следовать им.