Долгушин Никита Александрович
Долгу́шин Ники́та Алекса́ндрович (8.11.1938, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 10.6.2012, Санкт-Петербург), российский артист балета, балетмейстер, педагог, театральный художник, народный артист СССР (1988).
В 1959 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой; педагоги В. И. Шелков, М. М. Михайлов, А. И. Пушкин). На выпускном спектакле привлёк внимание, исполнив партию Листа («Листиана», балетмейстер К. Я. Голейзовский) и па-де-де из балета «Жизель» А. Адана в дуэте с Н. Р. Макаровой, в которое они внесли новые стилистические нюансы, вошедшие позднее в классическую версию.
С 1959 г. в Государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр): Альберт («Жизель» Адана), Принц («Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. И. Вайнонена), Трубадур («Раймонда» А. К. Глазунова), Парис («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена) и др.
Амплуа классического лирико-романтического танцовщика перестало удовлетворять Долгушина, и в 1961 г. он покинул Кировский театр. В 1961–1966 гг. в Новосибирском театре оперы и балета, где был первым исполнителем ряда партий: Юноша («Ленинградская поэма» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1962, балетмейстер И. Д. Бельский), Али («Корсар» Адана, 1962), Бахрам («Семь красавиц» К. Караева, 1963), Жан де Бриен («Раймонда» Глазунова, 1964, все – балетмейстер П. А. Гусев), Принц («Золушка» Прокофьева, 1964), Ромео («Ромео и Джульетта» Прокофьева, 1965; оба балета – балетмейстер О. М. Виноградов), Солист («Болеро» на музыку М. Равеля, 1965, балетмейстер В. Т. Блинов по Е. А. Тангиевой-Бирзинек).
Среди других партий: Зигфрид («Лебединое озеро» Чайковского), Дезире («Спящая красавица» Чайковского), Альберт («Жизель» Адана), Солор («Баядерка» Л. Минкуса), Ферхад («Легенда о любви» А. Меликова).
Лауреат 1-й премии Международного конкурса артистов балета в Варне (1964).
В 1966–1968 гг. в хореографическом концертном ансамбле «Молодой балет» под руководством И. А. Моисеева (Москва); исполнял номера: «Две прелюдии Баха» (балетмейстер Голейзовский), «Порыв» (балетмейстер Долгушин), «Прелюд» Э. Вила-Лобоса (балетмейстер М. Мурдмаа) и др.
В 1968–1983 гг. премьер Малого академического ленинградского театра оперы и балета (ныне Михайловский театр). Благородный облик, удлинённые пропорции пластичного тела, сдержанная манера не ограничивали Долгушина рамками романтического амплуа. Артисту, которого называли балетным интеллектуалом, балетным стилистом, в равной мере удавались и академические, героические, гротесковые роли. Наряду с ведущими партиями классического репертуара исполнил около 20 партий, созданных специально для него. В их числе: Принц («Щелкунчик» Чайковского, 1969, балетмейстер Бельский), Колен («Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда, 1971), Франц («Коппелия» Л. Делиба, 1973), князь Игорь («Ярославна» Б. И. Тищенко, 1974), Ромео («Ромео и Джульетта» Прокофьева, 1976, все – балетмейстер Виноградов), Тореадор («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, 1972, балетмейстер Г. Р. Замуэль), Поэт («Перекрёсток» на музыку Д. Брубека, 1976, балетмейстер Л. С. Лебедев), Воспитатель («Педагогическая поэма» В. М. Лебедева, 1977, балетмейстеры Л. С. Лебедев, Виноградов), Борис («Царь Борис» на музыку Прокофьева, 1978), Карл («Разбойники» М. А. Минкова, 1982, оба балета – балетмейстер Н. Н. Боярчиков). Партии в одноактных балетах собственного сочинения: Гамлет («Размышления», 1969), Солист («Концерт в белом», 1969), Кавалер («Моцартиана», 1970), Ромео («Ромео и Джульетта», 1971, все балеты – на музыку Чайковского), Солист («Камерная сюита» на музыку Щедрина, 1971). Возобновил балет «Жизель» Адана (1973, исполнил партию Альберта) и Гран-па из балета «Пахита» Минкуса (1975, исполнил главную партию).
Одновременно исполнял в Государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова партии Гамлета («Гамлет» Н. П. Червинского, балетмейстер К. М. Сергеев), Базиля («Дон Кихот» Минкуса, хореография А. А. Горского), Джеймса («Сильфида» Г. Лёвеншелля, хореография А. Бурнонвиля).
Участвовал в концертах «Камерного балета» под руководством Г. Д. Алексидзе (1966–1968). Как приглашённый солист выступал в ГАБТе (1966, Альберт – «Жизель» Адана; 1981, Ферхад – «Легенда о любви» Меликова) и др.
С 1981 г. преподавал в Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская консерватория): и. о. доцента (1983), доцент (1986), и. о. профессора (1988), профессор (с 1990) кафедры режиссуры балета; и. о. заведующего кафедрой режиссуры балета (1983–1989), заведующий кафедрой режиссуры балета (1989–2000). С 1983 г. главный балетмейстер Оперной студии (с 1989 Музыкальный театр) Ленинградской консерватории. Исполнил партии в миниатюрах и одноактных балетах, которые специально для него создали хореографы: Алексидзе – «Нарцисс» на музыку С. Ф. Цинцадзе, «Пьеро» на музыку Р. Шумана, «Монолог Иуды» на музыку К. Пендерецкого (все – 1984), «Дон Жуан» на музыку К. В. Глюка (Дон Жуан, 1985); Г. Контрерас – «Песни об умерших детях» на музыку Г. Малера (Отец, 1996), а также сам Долгушин – «Сон» на музыку Чайковского (Солист, 1984), «Грёза» на музыку Э. Шоссона (Солист, 1985), «Король Лир» на музыку Шумана (Король Лир, 1990, совместно с Алексидзе). Среди других партий: Мавр («Павана мавра» на музыку Г. Пёрселла, хореография X. Лимона), Солист («Чорос» на музыку Вила-Лобоса, хореография Р. Пети), Фавн («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография В. Ф. Нижинского в редакции Долгушина, 1990, первое представление в России). Первый исполнитель партии Понтия Пилата («Мастер и Маргарита» А. П. Петрова, балетмейстер Б. Я. Эйфман, Театр балета Бориса Эйфмана, 1987).
Как признанный автор самобытной хореографии продолжил собственные постановки («Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина, «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, обе – 2002), но ещё большую известность приобрёл как реставратор классического наследия. Силами консерваторской труппы (50 человек) создал редакции балетов: Чайковского – «Спящая красавица» («Свадьба Авроры», 1992), «Щелкунчик» (1994), «Лебединое озеро» (1999); Адана – «Жизель» (1997); Минкуса – «Дон Кихот» (2005). Особый интерес представлял спектакль-реконструкция «Русский балет Серебряного века» (1993), куда вошли балеты «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера, «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси, сцены из балетов «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, хореографическая сюита «Несравненная Павлова», составленная из номеров репертуара А. П. Павловой, воссозданных Долгушиным. Многие свои постановки и ряд номеров других хореографов, в которых танцевал, Долгушин оформил как художник.
В 1997–2006 гг. главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета, где осуществил постановки: «Эсмеральда» Ч. Пуньи (1997), Вечер одноактных балетов Серебряного века («Жар-птица» Стравинского, «Сильфиды» на музыку Шопена, «Павильон Армиды» Черепнина, 1999), «Спящая красавица» Чайковского (2000), «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина (2003), «Дон-Кихот» Минкуса (2004). Создал Театр балета Никиты Долгушина (художественный руководитель в 2006–2007).
С 2007 г. балетмейстер-репетитор Михайловского театра, где в том же году в его редакции состоялась премьера балета «Жизель» Адана (исполнил партию Герцога). Первый исполнитель партий Главного героя («Медитации»/«Смерть в Венеции» на музыку С. П. Баневича, 2007, балетмейстер Алексидзе, Театр балета имени Л. В. Якобсона), Помпея («Спартак» А. И. Хачатуряна, 2009, балетмейстер Г. А. Ковтун, Михайловский театр).
В 2009–2011 гг. председатель художественного совета конкурса учащихся балетных школ «Гран-при Михайловского театра».
В 2001–2007 гг. руководил хореографическими классами школы искусств «Кантилена» при общеобразовательной школе № 210 (Санкт-Петербург), позднее преобразованными в Школу классического балета, с 2015 г. носящую имя Долгушина.
Снимался в фильме-балете «Маскарад» (1985, Арбенин; студия «Экран», режиссёр Ф. С. Слидовкер, хореография Н. И. Рыженко и В. В. Смирнова-Голованова).
Творчеству артиста посвящены телефильмы: «Танцует Никита Долгушин» (1982), «Никита Долгушин. Философия танца» (1992), «Сказка его жизни. Никита Долгушин» (2008), «Блуждающая звезда Никита Долгушин» (2009).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь танца» (1995). Специальный приз экспертного совета премии «Золотой софит» «за популяризацию классического наследия для широкой зрительской аудитории» (2005). Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры «за выдающийся вклад в развитие петербургской культуры» (2010).