Пушкин Александр Иванович
Пу́шкин Алекса́ндр Ива́нович [25.8(7.9).1907, село Микулино Городище Старицкого уезда Тверской губернии, ныне городской округ Лотошино, Московская область – 20.3.1970, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский артист балета, педагог, заслуженный артист Башкирской АССР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1968).
Из крестьянской семьи.
В 1919 г. поступил в училище Балтфлота (будущая Школа русского балета А. Л. Волынского), где преподавали Н. А. Николаева, А. И. Чекрыгин, Н. Л. Павлова, эпизодически – Н. Г. Легат, А. Я. Ваганова. Летом 1923 г. поступил на балетное отделение Петроградского театрального училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, АРБ; педагог В. И. Пономарёв). В годы учёбы был постоянным партнёром своей однокашницы – М. Т. Семёновой.
В 1925–1953 гг. в Ленинградском театре оперы и балета (ГАТОБ; ныне Мариинский театр). Наряду с участием в кордебалете уже через 1 год после окончания училища танцевал сложнейшее вставное па-де-де из 1-го акта балета «Жизель» А. Адана.
В концертном сезоне 1930/1931 выступал в Тифлисском театре оперы и балета.
Наследник и ревностный хранитель петербургской школы классического танца, Пушкин с особым успехом исполнял партии, требовавшие виртуозной академической техники. «Он не обладал какими-то исключительными профессиональными данными или импозантной внешностью. Скорее даже он был некрасив. Доброе, несколько чудаковатое лицо не привлекало сценическим обаянием. Рано поняв это, он все свои усилия направил в иное русло. Пропорциональное сложение, удивительно мягкое приземление после прыжка, совершенное владение техникой заносок позволяли ему чисто исполнять сложнейшие вариации. И он всего себя посвятил каждодневному совершенствованию в классическом танце. Это его качество оценили как в школе, так и в театре» (Альберт. 1996. С. 20–21).
Первый исполнитель партии Поэта («Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева, 1936, балетмейстер Р. В. Захаров). Среди других партий: Асак («Ледяная дева» на музыку Э. Грига), Филипп, Жером и Людовик XIV («Пламя Парижа» Асафьева), Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Асафьева), Гений вод и Приближённый хана («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи), Принц Шарман, Голубая птица и Кот в сапогах («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Принц («Лебединое озеро» Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Актеон («Эсмеральда» Пуньи), Феникс («Красный мак» Р. М. Глиэра), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна), Щелкунчик («Щелкунчик» Чайковского), Купец («Корсар» Адана), Арап Петра I («Медный всадник» Глиэра), Пан («Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»).
Один из крупнейших российских балетных педагогов. С 1932 г. преподавал в Ленинградском хореографическом училище (ныне АРБ), в 1950–1952 гг. – в Ленинградской консерватории, с 1953 г. – в ГАТОБе. «Он сумел аккумулировать в своей педагогике фантазию в варьировании танцевальных pas, присущую Иогансону [Х. П. Иогансон], внимание к виртуозной стороне исполнительства, к физической выносливости – опыт Чеккетти [Э. Чеккетти], приверженность к слигованности движений и поз, чувство стиля – уроки Гердта [П. А. Гердт], логику, целесообразность комбинаций Легата и, конечно, все те глубинные знания основополагающих принципов выполнения pas, которые он получил непосредственно от своего учителя Пономарева» (Альберт. 1996. С. 94–95). Среди учеников: А. А. Макаров, Р. Х. Нуреев, М. Н. Барышников, С. М. Бережной, Н. А. Долгушин, Ю. В. Соловьёв, А. Е. Осипенко, О. М. Виноградов. Внёс большой вклад в подготовку танцовщиков для российских и зарубежных театров.
Педагогическому мастерству А. И. Пушкина посвящён документальный фильм «Урок классического танца» (1968).