DC Comics
DC Comics (Ди Си Комикс; Ди Си), американское издательство комиксов преимущественно в супергеройском жанре, действие которых разворачивается в едином вымышленном мире – вселенной DC. Сформировалось в результате слияния нескольких издательств комиксов, старейшее из которых основано в 1934 г.; название DC Comics официально применяется с 1977 г. Наряду с Marvel Comics составляет т. н. большую двойку издательств, контролирующих более половины североамериканского рынка комиксов. В 1972 г. DC Comics вошло в состав медиакомпании Warner Communications, которая после нескольких реструктуризаций была преобразована в Warner Bros. Discovery.
Персонажи DC Comics постоянно взаимодействуют и пересекаются друг с другом. Многие герои и злодеи различных комиксов издательства (Бэтмен, Супермен, Джокер, Флэш, Лига справедливости, Харли Квинн и др.) относятся к наиболее узнаваемым и популярным персонажам мировой популярной культуры. Комиксы издательства неоднократно становились основой для видеоигр, анимационных и игровых фильмов и сериалов, а образы героев активно используются в сувенирной продукции для всех возрастов.
Создание издательства и первые супергерои
История DC Comics началась в 1934 г., когда американский писатель М. Уиллер-Николсон создал издательство National Allied Publications для выпуска альманахов комиксов, наподобие тех, что получают распространение в США в начале 1930-х гг. Важным отличием нового издательства стала публикация оригинального материала, а не сборников коротких комик-стрипов, ранее выходивших в ежедневных газетах. Такой подход не нашёл поддержки у распространителей, которые предпочитали продавать сборники комиксов про уже знакомых читателям персонажей. Запущенная в конце 1935 г. 2-я серия альманахов из-за проблем с дистрибуцией поставила National Allied Publications в сложное финансовое положение и выпуск 3-й серии пришлось отменить.
Чтобы получить финансирование на выпуск альманаха «Детективные комиксы» («Detective Comics»), Уиллер-Николсон вынужден был создать совместное предприятие с издателем Г. Доненфельдом. Новое издательство получило название Detective Comics, а его совладельцами стали Уиллер-Николсон и бухгалтер Доненфельда, Дж. Лейбовиц. Уже через год после запуска нового альманаха, в 1938 г., Уиллер-Николсон был вынужден покинуть компанию из-за нараставших финансовых проблем, а вскоре после этого его собственное издательство, National Allied Publications, перешло под контроль Detective Comics. Уже при новом руководстве National Allied Publications запустило очередную антологию – «Экшен-комиксы» («Action Comics»), в 1-м же выпуске которой в апреле 1938 г. дебютировал Супермен – первый персонаж комиксов, обладавший всеми ключевыми атрибутами супергероя.
Популярность Супермена породила на американском рынке комиксов бум нового супергеройского жанра. В мае 1939 г. в 27-м выпуске альманаха «Detective Comics» дебютировал Бэтмен, которого художник Б. Кейн и писатель Б. Фингер придумали в ответ на требование руководства создавать больше супергероев. Среди других издательств, пробовавших себя в жанре, – All-American Comics, созданное издателем М. Гейнсом в 1939 г. вновь на деньги Доненфельда и с Лейбовицем в качестве совладельца. На страницах различных серий All-American Comics в 1-й половине 1940-х гг. дебютировали персонажи, впоследствии ставшие известными супергероями вселенной DC – Флэш, Зелёный Фонарь, Чудо-женщина, Атом и др.
К 1944 г. Гейнс решил, что супергеройский жанр себя исчерпал и не имеет коммерческих перспектив, и продал свою долю Лейбовицу, занявшись образовательными комиксами. В 1946 г. Лейбовиц и Доненфельд соединили все три комиксных актива – National Allied Publications, Detective Comics и All-American Comics, в одну компанию под названием National Comics Publications. В 1961 г. компания сменила название на National Periodical Publications, однако, поскольку неофициально её продолжали называть DC (сокращение от Detective Comics), в 1977 г. издательство было переименовано и официально приняло бренд DC Comics.
Возрождение супергеройского комикса
К середине 1940-х гг. популярность супергеройских комиксов в США резко снизилась, и DC переключилось на другие жанры: комедию, вестерн, научную фантастику. Продолжили выходить лишь несколько супергеройских комиксов издательства, в том числе серии, посвящённые Бэтмену и Супермену. Ситуация меняется к середине 1950-х гг., когда под влиянием нескольких факторов жанр пережил ренессанс.
Во-первых, моральная паника вокруг влияния комиксов на умы детей и подростков вынудила американское сообщество издателей создать орган самоцензуры – Комикс-код (Comics Code Authority), который сильно ограничил жанровое разнообразие выпускаемой продукции. Целые жанры, главным образом хоррор и криминальные комиксы, фактически прекратили существование, тогда как истории о супергероях, носившие заведомо фэнтезийный характер, позволяли авторам обходить запреты. Таким образом, своим новым расцветом супергеройский комикс, ранее утративший свои позиции, во многом обязан ослаблению конкуренции с другими жанрами.
Во-вторых, один из редакторов DC, Дж. Шварц, будучи поклонником научной фантастики, инициировал ревизию довоенных персонажей издательства. В случае с Флэшем и Зелёным Фонарём Шварц сохранил общую канву событий вокруг персонажей и основной набор их способностей, но поменял настоящие имена супергероев, их костюмы и историю происхождения (ориджин), убрав из канона сказочные и мифические элементы и усилив научно-фантастическую составляющую (Ван Ленте. 2019).
Эксперименты оказались удачными – новые супергеройские серии пользовались успехом. В 1960 г. Шварц поручил сценаристу Г. Фоксу переосмыслить по той же схеме супергеройскую команду Общество справедливости Америки (Justice Society of America) из довоенного периода издательства. Так возникла Лига справедливости Америки, в которую входят несколько персонажей DC. Успешный старт этой серии вдохновил конкурирующего издателя, М. Гудмана, на создание своей супергеройской команды, благодаря чему появился комикс «Фантастическая Четвёрка», заложивший основу комикс-вселенной издательства Marvel – главного конкурента DC.
В 1961 г. Шварц и Фокс реализовали ещё одну важную инновацию, объединив в рамках одного выпуска оба воплощения Флэша – актуальное и довоенное, сюжетно обосновав это тем, что герои живут в параллельных вселенных. В дальнейшем концепция мультивселенных, злых и добрых двойников героев и злодеев, путешествия между мирами и столкновения этих миров стала одной из центральных тем супергеройского жанра как в комиксах, так и за их пределами.
Расширение аудитории
В 1960-е гг. DC начало испытывать давление со стороны конкурентов из Marvel. Поскольку серии Marvel создавались в попытке переманить читателей у других издательств за счёт отхода от привычных сюжетных коллизий и арок персонажей, герои комиксов Marvel обладали чертами, не свойственными персонажам DC: они часто сомневаются, делают ошибки, порой противоречивы. Сценаристы и художники DC заметили эту особенность и тоже начали вносить в жанр больше нюансов и полутонов (Таккер. 2020).
Заметное общественное внимание к супергероям DC привлёк выход сериала «Бэтмен» («Batman», 1966–1968) на телеканале ABC. Однако, поскольку сериал был выполнен в нарочито комедийной, гротескной манере, он сформировал и надолго закрепил у зрителей искажённое представление о персонажах и тоне комиксов DC. Издательство пыталось среагировать на популярность экранизации и сменить атмосферу историй о Бэтмене на более шутливую и легкомысленную, но после закрытия сериала продажи комиксов стали падать, а аудитория, ранее знакомая с персонажем, негативно отнеслась к эволюции героя. В конце 1960-х гг. редакционным директором издательства был назначен художник К. Инфантино, который предложил DC новый курс – ориентироваться на более старшую аудиторию.
В рамках предложенной стратегии Инфантино нанял несколько ключевых авторов, среди которых – сценарист Д. О’Нил и художник Н. Адамс. Этот творческий дуэт успешно избавил серию «Бэтмен» от юмористических элементов, навязанных телесериалом, вернув её к детективным и криминальным корням и создав образ персонажа, предопределивший все последующие, вплоть до самых последних, его интерпретации. Авторы не отказались от фантастической и мистической линий, но сделали серию более мрачной и приземлённой.
В 1970–1972 гг. О’Нил и Адамс поставили радикальный эксперимент над серией «Зелёный Фонарь», переименованной в «Зелёный Фонарь / Зелёная Стрела» («Green Lantern / Green Arrow»). Приключения космического полицейского трансформировались в социальный комментарий и метасюжет о столкновении идеологий: Зелёный Фонарь олицетворял истеблишмент, проповедовал строгое соблюдение законов и правил, в то время как Зелёная Стрела защищал интересы рабочего класса и ратовал за радикальные социальные перемены. На страницах совместной серии супергеройский дуэт обсуждал такие проблемы, как расовое неравенство, коррупция, экологические проблемы. Особый резонанс вызвал сюжет о наркотической зависимости молодого воспитанника Зелёной Стрелы: письмо с благодарностью за раскрытие темы авторам написал тогдашний мэр Нью-Йорка Дж. Линдси.
Важным кадровым приобретением Инфантино стал художник Джек Кирби, в 1970 г. на несколько лет перешедший в DC из конкурирующего издательства Marvel. Кирби был не только одним из самых популярных и узнаваемых художников комиксов того времени, но ещё и соавтором львиной доли персонажей Marvel, поэтому его переход стал сенсацией для индустрии. Работая в DC, Кирби получил возможность реализовать любые идеи; так появилась линейка комиксов «Четвёртый мир» («Fourth World»), объединяющая несколько эпических серий о космических богах. Среди персонажей, придуманных для этого эпоса, был инопланетный тиран Дарксайд, в будущем – один из ключевых суперзлодеев DC. Кирби планировал рассказать законченную историю, однако на фоне удачных продаж редакторы DC предложили Кирби развить сюжет комиксов, интегрировав в него персонажей из других серий издательства. Творческие разногласия привели к снижению качества комиксов, падению продаж и закрытию серий Кирби, что вынудило его покинуть DC и вернуться в Marvel.
Глобальный перезапуск и революция в жанре
Конец 1970-х гг. ознаменовался большими изменениями в издательстве. Сразу после официального закрепления названия DC Comics, в 1978 г. состоялась премьера фильма «Супермен» («Superman», режиссёр Р. Доннер) – первого успешного и массово признанного супергеройского кинокомикса. В следующем году издательство экспериментировало с новым форматом, позднее ставшим ключевым для всей индустрии, выпустив на рынок первую мини-серию комиксов «Мир Криптона» («World of Krypton», 1979). Сюжет был издан тремя отдельными выпусками, не входил ни в какой альманах и не был частью более длинной продолжающейся серии. Такой подход давал авторам больше творческой свободы и позволял в любой момент завершить историю. Со временем формат мини-серии стал общепринятым в американской индустрии комиксов.
В сочетании с новой политикой в области авторских договоров (сценаристы и художники добились более выгодных и справедливых условий труда), DC стало более привлекательной и надёжной площадкой для творцов, чем Marvel. Некоторые талантливые и востребованные авторы покинули Marvel и перешли в DC. В их числе – сценарист М. Вольфман и художник Дж. Перез. В 1985 г. они создали масштабный кроссовер «Кризис на Бесконечных Землях» («Crisis on Infinite Earths»), на страницах которого появились практически все персонажи DC и поглощённых им издательств.
По мнению Вольфмана, концепция мультивселенной, введённая в комиксы издательства двумя десятилетиями ранее, изжила себя, путала читателей и авторов и приводила к многочисленным сюжетным ошибкам и неточностям. Следствием выхода «Кризиса на Бесконечных Землях» был отказ от мультивселенной и полная ревизия канона DC: у персонажей были обновлены и упрощены биографии, некоторые серии были перезапущены с нуля с новым статус-кво и новыми авторскими командами. «Кризис на Бесконечных Землях» стал одним из первых примеров масштабного глобального кроссовера – сюжета, в котором пересекаются персонажи сразу нескольких серий. Впоследствии DC вернулись к концепции мультивселенной и используют её поныне.
Параллельно с глобальными обновлениями своей супергеройской вселенной в начале 1980-х гг. DC экспериментировало с другими жанрами в условиях ослабления влияния Комикс-кода и переориентации на более взрослую аудиторию. Редактор К. Бергер, курировавшая направление хорроров, начала активные поиски перспективных авторов в Великобритании, главным образом переманивая сценаристов и художников еженедельного альманаха 2000 AD. DC предоставлял новичкам полную свободу, предлагая им полностью переосмыслить малоизвестные или плохо продающиеся серии. За этим периодом в истории издательства закрепилось название «британское вторжение» (British Invasion), и его связывают с именами таких авторов, как А. Мур, Н. Гейман, Г. Моррисон, Г. Эннис, П. Миллиган.
В 1986 г. Мур вместе с художником Д. Гиббонсом приступили к работе над комиксом «Хранители» («Watchmen») о супергероях, находящихся под государственным запретом, но вынужденных выйти из тени, чтобы предотвратить заговор, угрожающий всей планете. В том же году сценарист и художник Ф. Миллер выпустил комикс «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря» («Batman: The Dark Knight Returns») о постаревшем и циничном Бэтмене в безрадостном мире недалёкого будущего. Эти два комикса вызвали огромный резонанс в индустрии: они были настолько коммерчески успешны, что спрос на них превысил предложение, и DC пришлось оперативно перевыпустить оба в книжном формате. Это решение предвосхитило массовый переход на книжный формат выпуска комиксов в США в начале 21 в. Мрачные, пессимистичные, поднимающие непростые социальные и моральные вопросы сюжеты породили многочисленные подражания, которые пытались так или иначе воспроизвести эстетику и атрибуты обоих комиксов в следующем десятилетии (Cortez).
В 1989 г. вышел фильм «Бэтмен» («Batman», режиссёра Т. Бёртон). Массовый интерес к кинокомиксам к этому моменту пошёл на спад, но, как и «Супермен» 1978 г., «Бэтмен» стал кассовым хитом и был высоко оценён профильной прессой. Бёртон сделал акцент на мрачной атмосфере и готической эстетике оригинальных комиксов, создав фантастический триллер для взрослой аудитории, что отражало общий вектор развития DC.
В начале 1990-х гг. DC решило вернуть внимание к своим основным супергеройским сериям за счёт радикальных, шокирующих сюжетов, в которых Зелёный Фонарь становился суперзлодеем, Бэтмену ломали позвоночник, а Супермен погибал. В краткосрочной перспективе это положительно отразилось на продажах, но от излишней спекулятивности сюжетных решений вскоре пришлось отказаться, вернув основных персонажей в рамки более привычных образов.
В 1993 г. Бергер встала во главе нового импринта DC – Vertigo, специализирующегося на публикации комиксов для взрослой аудитории, в большинстве случаев не связанных с супергеройским жанром. В этот импринт перешли серии и авторы, ассоциирующиеся с «британским вторжением»: «Песочный Человек», «Роковой патруль», «Джон Константин: Посланник ада» и др. Бренд Vertigo стал стандартом качества и символом североамериканской индустрии комиксов; импринт выпустил несколько сотен комиксов в таких жанрах, как фэнтези, хоррор, триллер, боевик и научная фантастика (Hudson. 2013). Бергер покинула свой пост в 2013 г., после чего импринт стал утрачивать своё влияние и в 2020 г. был ликвидирован.
Современный период
В 21 в. DC начали активно работать над расширением аудитории, знакомой с их персонажами. После долгого перерыва возобновляется работа над экранизациями комиксов, в результате чего в 2005 г. стартует трилогия о Бэтмене рёжиссера К. Нолана, а в 2013 г. по примеру Marvel запускается Расширенная вселенная DC, на смену которой в 2025 г. должна прийти новая, перезапущенная франшиза Вселенная DC, создающаяся под руководством кинорежиссёра Дж. Ганна и продюсера П. Сафрана (Barnes. 2023). В 2023 г. вместе с финалом заключительного, 9-го сезона сериала «Флэш» («Flash», 2014–2023), завершилась единая вселенная супергеройских телесериалов DC, запущенная в 2012 г. и получившая название «Эрроуверс» [по имени героя первого сериала франшизы – «Стрела» («Arrow», 2012–2020)].
На рубеже 2010–2020 гг. начали выходить коммерчески успешные видеоигры о супергероях DC, среди которых выделяется серия «Batman: Arkham» (с 2009) от британской компании-разработчика Rocksteady Studios и дилогия «Injustice» от американской NetherRealm Studios. Снимаются многочисленные анимационные сериалы и фильмы.
Комиксы DC несколько раз перезапускались с целью обновить персонажей, привлечь внимание коллекционеров знаковых выпусков и привлечь новую аудиторию. В 21 в. издательство DC оставалась фабрикой идей и источником вдохновения для масштабных культурных индустрий, держателем прав на нескольких всемирно узнаваемых персонажей и активно функционирующим издательством.