Джокер (персонаж)
Джо́кер (англ. Joker, буквально – шутник), один их главных и наиболее известных антигероев комиксов издательства DC Comics. Создан художниками Б. Кейном, Дж. Робинсоном и писателем Б. Фингером. Джокер появился в первом выпуске комикса «Бэтмен» в апреле 1940 г. По сюжету Джокер (его также называют «Клоун-принц преступного мира») – заклятый враг Бэтмена. Его прошлое неоднозначно и многовариантно, самой распространённой стала версия, согласно которой Джокер стал злодеем, упав в чан с химикатами, от воздействия которых он потерял разум, у него появились белая кожа, зелёные волосы и застывшее в сардонической улыбке лицо. Джокер не обладает сверхъестественными способностями, в качестве оружия использует токсичный веселящий газ, взрывчатые вещества, иногда шутовской реквизит.
Образ
Каждый из создателей Джокера (американские художники Б. Кейн и Дж. Робинсон и американский писатель Б. Фингер) предлагает свою версию истории появления персонажа. Робинсон, создавая один из самых первых набросков, взял за основу одноимённую игральную карту «Джокер». Карта в качестве оммажа была использована в фильмах расширенной вселенной DC. Например, в финале «Лиги справедливости Зака Снайдера» («Zack Snyder's Justice League», 2021, режиссёр З. Снайдер) Джокер передаёт эту карту Бэтмену. У Фингера было два источника вдохновения. Первый – логотип с изображением лица клоуна, который он увидел в Нью-Йорке, второй и наиболее важный – Гуинплен, персонаж немого фильма «Человек, который смеётся» («The Man Who Laughs», 1928, режиссёр П. Лени) в исполнении немецкого актёра К. Фейдта (Newby. 2019). В течение долгого времени официальными авторами Джокера считались Робинсон и Кейн, но благодаря документальному фильму «Бэтмен и Билл» («Batman & Bill», 2017, режиссёры Д. Арготт, Ш. Джойс) соавтором также был признан Фингер [в основу фильма легли исследования Тайлера Ноублмена из книги «Чудо-мальчик Билл: тайный соавтор Бэтмена» (Nobleman. 2012)].
Джокер вместе с Женщиной-кошкой, впервые появился в первом выпуске комикса «Бэтмен» в апреле 1940 г., через год после того, как в 1939 г. в комиксах появился сам Бэтмен. Образ и история Джокера излагается не только в комиксах, но и в анимационных фильмах и игровом кино. За 80 лет персонаж менялся, становился популярным или исчезал из поля зрения. Джокер отличался от привычных злодеев комиксов: гангстеров и сумасшедших учёных. Изначально Джокер был задуман как убийца-психопат в ярком фиолетовом костюме, с зелёными волосами, белоснежной кожей и зловещей застывшей на лице улыбкой и красными губами. Образ напоминал циркового клоуна, однако его действия в первых комиксах не были безобидными. Постепенно Джокер стал превращаться из сумасшедшего убийцы в смеющегося весёлого шутника. В 1942 г., когда Джокер стал одним из самых популярных противников Бэтмена, его преступления начали смягчаться: вместо убийств он промышлял грабежами и мастерил комичные ловушки. Особенно декоративными и безобидными действия Джокера стали после 1954 г., когда Ассоциацией издателей комиксов (Association of Comics Magazine Publishers) был утверждён кодекс комиксов. Появление кодекса стало результатом волны порицания общественностью кровавого и недетского содержания комиксов. Несмотря на то что самоорганизация и контроль были добровольными, издатели стали следовать предписанным ограничениям. К 1966 г., когда Джокер стал менее популярным, появился сериал «Бэтмен» («Batman», 1966–1968). Роль Джокера исполнил американский актер С. Ромеро.
Комиксы о Бэтмене следовали стилю сериала. По завершении сериала создатели комиксов начали возвращаться к мрачному образу Джокера, каким он был известен в 1940-х гг. Это стало возможно благодаря ослаблению влияния кодекса комиксов. В выпуске комикса «Бэтмен № 251» («Batman #251») 1973 г. сценарист Д. О’Нил и художник Н. Адамс вернули Джокера после четырёхлетнего отсутствия, и впервые за 30 лет Джокер предстал убийцей, а не шутливым проказником. В 1974 г. О'Нил и художник И. Ноувик в комиксе «Бэтмен № 258» («Batman #258») впервые ввели в сюжет психиатрическую лечебницу Аркхем, которая стала прибежищем для Джокера и других злодеев вселенной DC: Ядовитого Плюща, Загадочника, Пингвина, Двуликого, Пугала, Бейна, а также соратницы и возлюбленной Джокера – Харли Квин [впервые появилась в мультсериале «Бэтмен» («Batman», 1992–1995), позднее появилась в комиксах]. С ростом популярности Джокер становится первым злодеем, которому посвятили отдельный комикс «Джокер» («Joker», 1975–1976, 2019, с 2021). Вклад в формирование образа Джокера внесли писатель С. Энглхарт и художник М. Роджерс, которые работали над выпусками «Детективного комикса» («Detective Comics #471–476», август 1977 – апрель 1978). Считается, что сюжетная линия № 475–476 «Детективного комикса» оказала большое влияние на фильм «Бэтмен» («Batman», 1989, режиссёр Т. Бёртон), в котором Джокера сыграл Джек Николсон (Moeshlin. 2020), а также на мультфильм «Бэтмен» («Batman», 1992–1995), в котором Джокера озвучивал М. Хамилл.
В 1980-х гг. благодаря выходу четырёхсерийного комикса «Бэтмен. Возвращение Тёмного рыцаря» («Batman: The Dark Knight Returns», 1986), написанного и нарисованного автором и иллюстратором Ф. Миллером, Джокер, как и сам Бэтмен, стал ещё более мрачным персонажем. Жестокость Джокера возрастает: в комиксе писателя Дж. Старлина и художника Дж. Апаро «Бэтмен: Смерть в семье» («Batman: A Death in the Family», 1988) Джокер избивает ломом Джейсона Тодда, второго по счёту Робина (соратника Бэтмена), прежде чем взорвать его. Читатели могли по горячей линии выбрать продолжение комикса, проголосовав за или против смерти Робина. Особенно мрачный и психологический по глубине комикс «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле» («Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth», 1989) создан Г. Моррисоном и художником Д. Маккином. По сюжету Джокер заманивает Бэтмена в Аркхем, пытаясь доказать через изощрённые пытки, что Тёмный рыцарь, как стали звать Бэтмена, не менее безумен, чем постоянные обитатели лечебницы. Именно на этот образ опирались актёры, исполнившие роль Джокера: Х. Леджер в «Тёмном рыцаре» («Dark Knight», 2008, режиссёр Кристофер Нолан) и Х. Феникс в «Джокере» («Joker», 2019, режиссёр Т. Филлипс) (Oller. 2019).
Биография
Единая история происхождения Джокера как главного злодея и антагониста Бэтмена отсутствует. История злодея изначально была «сырой», однако таинственное прошлое стало главной характерной чертой персонажа. Воспоминания Джокера противоречивы, поэтому не ясно, когда он припоминает своё прошлое, а когда придумывает, манипулируя окружающими. Его тяга к хаосу объясняет, почему даже его воспоминания нецелостны (Kistler. 2019).
Существует несколько основных версий истории Джокера, описанных в комиксах. Первая отражена в комиксе Б. Фингера 1951 г. «Человек, скрывающийся за красным колпаком» («The Man Behind The Red Hood»). По сюжету спустя 11 лет после первого появления Джокера, Бэтмен ведёт курс по криминологии. Он описывает преступника по имени Красный колпак, которого встретил десять лет назад, но который исчез во время столкновения на химическом заводе Ace Chemicals, расположенном в Готэм-Сити (вымышленном городе вселенной DC). Во время расследования выясняется, что на самом деле Красный колпак был Джокером, который сам объясняет своё прошлое: «Я работал в лаборатории, пока не решил украсть миллион долларов и уйти на пенсию! Именно так я стал Красным колпаком! Украв деньги, я смог скрыться благодаря кислородной трубке в моём капюшоне, заплыв под поверхность бассейна с химическими отходами» (Kistler. 2019). Вернувшись домой, преступник обнаружил, что от воздействия химических веществ его внешность изменилась: кожа стала бледной, волосы зелёными, а губы красными. Он принимает новый облик и становится Джокером.
Графический роман английского писателя и автора комиксов А. Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» («Batman: The Killing Joke», 1988) задумывался как неканоническая серия воспоминаний Джокера, тем не менее именно она стала каноном и определила главный образ персонажа. Здесь Джокер предстаёт перед нами как обычный работник лаборатории завода Ace Chemicals, который оставил работу ради мечты стать комиком. Чтобы прокормить свою семью, он соглашается помочь грабителям в красных колпаках проникнуть на территорию завода. Несмотря на то что из-за несчастного случая погибает его беременная жена, сломленный Джокер идёт на сделку и проникает вместе с грабителями на территорию завода. В надежде сбежать от нагрянувшего Бэтмена он прыгает в озеро, наполненное химикатами. В результате чего становится Джокером, образ которого наиболее распространён. В этом романе подтверждается, что Джокер путается в собственных воспоминаниях.
В седьмом номере серии комиксов «Бэтмен: Конфиденциально» («Batman Confidential», 2006–2011) изложена альтернативная версия, согласно которой на становление Джокера повлияла Харли Квин. Ещё до того, как оба стали суперзлодеями, обычный преступник, Джек, встречает в баре молодую девушку-бармена, которая мечтает получить степень доктора медицинских наук по специальности «психиатрия». Она даёт уставшему от жизни преступнику совет продолжать начатое, не подозревая о сути его деятельности, и тем самым вдохновляет его стать Джокером. Эта версия представляет не только новую историю Джокера, но и альтернативную версию взаимоотношений Джокера и Харли Квин, т. к. ранее считалось, что именно Джокер создал Харли Квин, а не наоборот (Bacon. 2021).
Авторы комиксов не боялись экспериментировать и предлагали альтернативные версии образа Джокера и различные варианты его биографии. Например, в перезапуске комиксов «New 52» Джокер намеренно попадает в плен и отправляется в Аркхем, где по его воле ему полностью удаляют лицо, которое он прибивает к стене своей палаты. В комиксе выясняется, что Джокер борется за внимание Бэтмена, потому что влюблён в Тёмного рыцаря. Другая вариация – Джокер-Император, который (в отличие от классического Джокера) обладает сверхспособностями: он настолько силён, что регулярно убивает и воскрешает Бэтмена ради забавы. В другой альтернативной версии грабитель убивает маленького Брюса Уэйна (Бэтмен в основной вселенной), оставив в живых его родителей. Обезумевшая от горя Марта Уэйн превращается в Джокера, а Томас Уэйн, пытаясь образумить жену, сам становится Бэтменом. Одна из альтернативных версий Джокера совпадает с альтернативной версией Бэтмена в лице «Смеющегося Бэтмена» (Barker. 2021; Orellana. 2020). Смеющийся Бэтмен изначально был Брюсом Уэйном, но под воздействием химических испарений, исходящих от тела Джокера, объединил в себе силу первого и безумие второго, став самым опасным злодеем вселенной DC (Wasif. 2021).
По сюжету комикса «Война Дарксайда» (Darkseid War, 2015–2016) Бэтмен использует стул Мёбиуса (один из самых мощных артефактов вселенной DC), чтобы узнать настоящее имя Джокера, но ответ стула оставляет Бэтмена в недоумении, и позднее Бэтмену открывается правда о существовании трёх версий Джокера (Schedeen. 2016). Эта сюжетная линия легла в основу комикса «Три Джокера» (Batman: Three Jokers, 2020) (Barker. 2021). В одном повествовании объединяются три версии Джокера: Джокер-преступник, серьёзный, мрачный и прагматичный, который больше напоминает Джокера образца 1940-х гг.; Джокер-клоун – яркий и кэмповый, как Джокер 1950–1970-х гг.; и Джокер-комедиант – жестокий и безумный садист современного образца.
Не все версии Джокера появились в результате падения в чан с химикатами. Например, два кинематографических персонажа в исполнении Х. Леджера и Х. Феникса носят белый грим, т. е. их образ не является последствием воздействия химикатов. Авторы комикса «Бэтмен: Финал» («Batman: Endgame», 2014–2015), писатель С. Снайдер и художник Г. Капулло, переосмысливают Джокера как бессмертную злую сущность, воплощение Вельзевула, которое преследует Готэм-Сити на протяжении веков (Alter. 2019).