Нолан Кристофер
Но́лан Кри́стофер, Кристофер Джонатан Джеймс Нолан (Christopher Jonathan James Nolan) (род. 30.7.1970, Лондон), британский и американский режиссёр (двойное гражданство), продюсер и сценарист. Лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, пятикратный обладатель премии «Сатурн», а также премии «Сандэнс» и международного фестиваля в Палм-Спрингс. Режиссёр полнометражных картин «Помни» («Memento», 2000), «Бессонница» («Insomnia», 2002), трилогии о Бэтмене «Бэтмен: Начало» («Batman Begins», 2005), «Тёмный рыцарь» («The Dark Knight», 2008), «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» («The Dark Knight Rises», 2012), а также «Престиж» («The Prestige», 2006), «Начало» («Inception», 2010), «Интерстеллар» («Interstellar», 2014), «Дюнкерк» («Dunkirk», 2017) и «Довод» («Tenet», 2020), «Оппенгеймер» («Oppenheimer», 2023). Работы Нолана отличаются экспериментами в жанровом кино, нелинейным повествованием, крупными кассовыми сборами, изобретательностью и сложными техническими приёмами. Считается одним их самых успешных современных режиссёров, наиболее обсуждаемым и противоречивым по оценкам кинокритиков. Предпочитает снимать на плёнку.
Биография
Родился в Лондоне в семье британского рекламщика Брендана Нолана и американской бортпроводницы (позже учителя) Кристины Нолан. Есть два родных брата: старший Мэтью и младший Джонатан – британский и американский сценарист, продюсер и режиссёр. В 1978 г. семья переехала в Чикаго, чтобы быть ближе к семье Кристины Нолан, где прожили три года.
Когда Нолану исполнилось семь лет, отец отдал ему камеру «Super 8» с использованием маленьких картриджей, которые работали в течение двух с половиной минут и не записывали звук. Это открыло для него мир кино. Большую часть подросткового возраста Нолан провёл в школе-интернате в Хартфордшире, затем учился в Университетском колледже Лондона, где в 1993 г. получил степень бакалавра английской литературы. Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Эммой Томас, в 1997 г. они вступили в брак, у пары четверо детей: Флора, Рори, Оливер и Магнус.
Нолан использует имена своих детей для кодовых названий своих фильмов. Так, «Тёмный рыцарь» (2008) назывался «Первый поцелуй Рори» («Rory’s First Kiss»), «Начало» – «Стрела Оливера» («Oliver’s Arrow»), «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» – «Король Магнус» («Magnus Rex»), а «Интерстеллар» – «Письмо Флоры» («Flora’s Letter»). Эмма Томас выступила в качестве продюсера в подавляющем большинстве фильмов Кристофера. В 2001 г. супруги основали компанию по производству фильмов Syncopy, в которую также входит Джонатан Нолан.
Кристофер Нолан начинал свою карьеру, работая в качестве сценариста и оператора, а также режиссёра небольших проектов. Перед своим дебютом в 1999 г. с фильмом «Преследование» («Following») снял три короткометражки, из которых была доведена до конца только одна трёхминутная работа «Жук-скакун» («Doodlebug», 1997).
Одно их самых ярких кинематографических впечатлений детства Нолана – мюзикл А. Паркера «Багси Мэлоун» («Bugsy Malone», 1976). Когда Нолану было 7 лет, он посмотрел «Звёздные войны» («Star Wars», 1977, режиссёр Дж. Лукас), а немногим позже ререлиз «2001 год: Космическая одиссея» («2001: A Space Odyssey», 1968, режиссёр С. Кубрик). Эти фильмы произвели на Нолана неизгладимое впечатление. Он считал ленту «2001 год: Космическая одиссея» панк-роком среди фильмов (Shone. 2020). На Нолана оказали большое влияние картины Р. Скотта «Чужой» («Alien», 1979) и «Бегущий по лезвию» («Blade runner», 1982). Именно во время просмотра «Чужого» он понял, что хочет стать режиссёром (Shone. 2020).
Награды и номинации
Нолан является шестикратным победителем премии «Сатурн»: в 2001 г. за лучший приключенческий фильм или боевик («Помни»); в 2005 г. за лучший фильм-фэнтези и лучший сценарий («Бэтмен: Начало») (разделил награду с Д. Гойером); в 2010 г. за лучший приключенческий фильм или боевик и лучший сценарий («Тёмный рыцарь») (награду за лучший сценарий разделил с Дж. Ноланом); в 2011 г. за лучший научно-фантастический фильм, лучший сценарий и как лучший режиссёр («Начало»); в 2014 г. за лучший научно-фантастический фильм и лучший сценарий («Интерстеллар») (награду за лучший сценарий разделил с Дж. Ноланом); в 2023 г. за лучший фильм в жанре триллер («Оппенгеймер»).
В 2001 г. Нолан получил премию кинофестиваля «Сандэнс» за работу сценариста имени У. Солта («Помни») (совместно с Дж. Ноланом), а в 2003 г. – премию Сонни Боно «Visionary Award» Международного фестиваля в Палм-Спрингс.
Был многократным номинантом премии «Золотой глобус»: в 2002 г. за лучший сценарий («Помни»), в 2011 г. за лучший фильм-драму, как лучший режиссёр и за лучший сценарий («Начало»), в 2018 г. за лучший фильм-драму и как лучший режиссёр («Дюнкерк»). Победитель премии в 2024 г. за лучший фильм-драму и как лучший режиссёр («Оппенгеймер»).
Номинировался на премию Британской академии кино и телевизионных искусств: в 2011 г. за лучший фильм (совместно с Э. Томас), как лучший режиссёр и за лучший оригинальный сценарий («Начало»), а в 2018 г. – за лучший фильм (совместно с Э. Томас) и как лучший режиссёр («Дюнкерк»). Победитель премии в 2024 г. за лучший фильм и как лучший режиссёр («Оппенгеймер»).
Несколько раз номинировался на премию «Оскар»: в 2001 г. за лучший оригинальный сценарий фильма («Помни») (совместно с Дж. Ноланом), в 2010 г. за лучший фильм и за лучший оригинальный сценарий («Начало») (совместно с Э. Томас), в 2017 г. за лучший фильм и лучшую режиссуру («Дюнкерк») (совместно с Э. Томас). Лауреат премии 2024 г. за лучший фильм и лучшую режиссуру («Оппенгеймер»)
Композиторы и музыка
Нолан утверждает, что музыка имеет особое значение в его творчестве. Чем масштабнее становились фильмы Нолана, тем более важную роль стало играть музыкальное сопровождение, которое также является важным средством структурирования фильмов. Немалый вклад в создание саундтреков внёс сам Нолан, в особенности для ленты «Дюнкерк» (Shone. 2020).
Нолан работал с несколькими композиторами: Д. Джульяном [«Воровство» («Larceny», 1996), «Жук-скакун» (1997), «Преследование» (1999), «Помни» (2000), «Бессонница» (2002), «Престиж» (2006)], Х. Циммером [«Бэтмен: Начало» (2005), «Тёмный рыцарь» (2008), «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012), «Начало» (2010), «Интерстеллар» (2014), «Дюнкерк» (2017)] и Л. Йёранссоном [«Довод» (2020), «Оппенгеймер» (2023)]. В короткометражке «Куэй» («Quay», 2015) Нолан выступил в качестве композитора самостоятельно.
Влияние, стиль, темы и критика
Нолан является одним из самых востребованных и кассовых режиссёров современности. По количеству лент и их месту в списке лучших фильмов IMDb (IMDb Top 250 Movies) (итого 7) Нолан занимает 1-е место (Directors of Top 250 Movies 2020). Четыре фильма Нолана входят в первые 50 фильмов списка.
Нолана регулярно сравнивают со С. Кубриком (в частности, картину «Интерстеллар» и фильм Кубрика «2001 год: Космическая одиссея»), называя Нолана «новым Кубриком» или, напротив, «недотягивающим до Кубрика», или указывают на то, что Кубрик оказал влияние на Нолана или как минимум вдохновил его (Pulver. 2010; O’Connell. 2020).
Автор книги «Нолановские вариации: фильмы, загадки и чудеса Кристофера Нолана» Т. Шоун отмечает, что на Нолана оказало влияние творчество Я. Флеминга – автора серии книг о Джеймсе Бонде (Shone. 2020). Нолан признаёт, что при создании фильма «Начало» черпал вдохновение из франшизы про Джеймса Бонда. В рецензии The New York Times на фильм «Довод» 2020 г. главный герой сравнивается непосредственно с агентом 007 (Kiang. 2020).
Т. Шоун также находит источники фильмов Нолана в Викторианской эпохе: «Фауст Гёте возвышается над трилогией "Престиж" и "Тёмный рыцарь". В "Тёмном рыцаре: Возрождение легенды" переработана "Повесть о двух городах" Диккенса 1859 г. В "Интерстелларе" удивительно много произведений Т. Р. Мальтуса, наряду с органом на 382 ступени и собранием сочинений Конана Дойла. Лодка в "Дюнкерке" названа в честь романа У. Коллинза "Лунный камень" 1868 года, а саундтрек Х. Циммера перекликается с "Энигма-вариациями" Э. Элгара» (Shone. 2020).
Д. Бордвелл относит фильмы Нолана к «мидкульту» [термин, который предложил в своём эссе «Масскульт и мидкульд» критик Д. Макдоналд (Macdonald D. Against the American grain. New York, 1962)], считая их чем-то средним между культовыми фильмами и большим авторским кинематографом (Бордвелл. 2014). Бордвелл, несмотря на критическую оценку творчества режиссёра, признаёт, что работы Нолана являются новаторскими в плане тематики и формы.
Нолан пытается совместить субъективную точку зрения и масштабное использование параллельного повествования, что в его фильмах получается в разной степени. Отличительной чертой работ Нолана можно назвать фирменный нарратив (O’Connell. 2020). Особую роль в творчестве Нолана играет время, с которым режиссёр постоянно экспериментирует, что отражается в картинах «Помни», «Престиж», «Начало», «Интерстеллар» и «Довод» (Кушнарева. 2020).
Режиссёр М. Манн, чей фильм «Схватка» («Heat», 1995) оказал влияние на трилогию о Бэтмене, подчёркивает, что Нолан является не только создателем нового постгероического супергероя, но и что он один их немногих режиссёров, у которых хватает смелости реализовывать на экране свои амбициозные идеи (Shone. 2020).
Нолан предпочитает практические эффекты распространённой ныне компьютерной графике. Для большей убедительности режиссёр вкладывает много труда в декорации и технические приспособления. В фильме «Дюнкерк» Нолан в массовых кадрах вместо компьютерной графики использовал картонные изображения солдат, а для сцены драки в коридоре с изменением гравитации в фильме «Начало» была построена целая конструкция. Для более реалистичных съёмок «Довода» актёры заучивали движения «наоборот», чтобы создать инверсивный эффект.
Несмотря на огромное количество сторонников творчества Нолана, а также на коммерческий успех его фильмов, многие критикуют творчество режиссёра за поверхностность, излишнюю претенциозность и «драматургическую неуклюжесть и техническую неумелость» (Бордвелл. 2014). Киновед Д. Бордвелл указывает на отсутствие у Нолана стиля как такового («стиль без стиля»), доказывая это на примере фильма «Бессонница». Также Бордвелл выделяет в качестве одной из характерных черт фильмов Нолана быстрый монтаж, который выражается в большом количестве склеек, что приводит к неряшливому кадрированию (Бордвелл. 2014).
Из-за экспериментов с повествованием и неоднозначных оценок Нолана поклонники называют Нолана «гением», благодаря чему появился ироничный мем «Нолан-гений». Излишняя перегруженность сюжета и нарративная сложность фильма «Начало» пародируется в эпизоде «Новчало» («Insheeption») сериала «Южный парк» («South Park», с 1997): «Если идея супернавороченная, это ещё не значит, что она крутая».