Чудо-женщина
Чу́до-же́нщина (англ. Wonder Woman), вымышленный персонаж серии комиксов издательства DC Comics, созданный психологом У. М. Марстоном. Впервые нарисован художником Г. Дж. Питером. Один из главных персонажей вселенной DC и символ феминизма в популярной культуре. Впервые появился в 1941 г. в 8-м выпуске «All Star Comics» издательства All-American Publications, впоследствии проданного компании National Periodical Publications, на основе которого впоследствии сформировалось издательство DC Comics.
История создания образа
Создатель образа Чудо-женщины У. М. Марстон родился в 1893 г. в Массачусетсе, в 1911 г. поступил в Гарвардский университет, где защитил докторскую диссертацию по психологии (1921) и участвовал в создании полиграфа – был автором теста на систолическое кровяное давление (Alder. 2007. P. 124–137). Помимо этого, Марстон изучал женские сообщества (сестринства) в колледжах. Он был убеждённым сторонником феминизма, считая, что женщины превосходят мужчин во всём и единственное, что мешает им взять власть над миром, – это домашние обязанности и необходимость рожать и воспитывать детей. Этот взгляд на феминизм сегодня кажется радикальным.
Изобретению полиграфа Марстон обязан в том числе своей жене и научному соратнику Э. Холлуэй. Они прожили вместе всю жизнь и воспитали двоих детей. В конце 1920-х гг. к этому браку присоединилась О. Бирн, студентка Марстона, которая также стала матерью его детей. Так брак Марстонов превратился в триаду. Обе жены Марстона, и законная, и гражданская, стали прототипами Чудо-женщины. Считается, что от Холлуэй, в большей степени нацеленной на научную деятельность и карьеру, персонажу достались ум и целеустремлённость, а от Бирн, которуя сильнее занимали домашние дела, – красота и нежность, а также браслеты, носимые вместо обручального кольца.
Уильям Марстон. Первые наброски Чудо-женщины с заметками. Выставка «Чудо-женщина: Миф». Милан. 2021.
Другим увлечением Марстона были комиксы, исследование которых (Marston. 1943. P. 35–44) позволило ему оценить пропагандистский потенциал этого медиума, в его случае – средства распространения идей феминизма. На этой почве Марстон познакомился с М. Гейнсом, основателем издательства All American Publications, которое позже вошло в DC Comics. Макс предложил Марстону создать комикс, и тот согласился. Так появилась Чудо-женщина, которая изначально задумывалась как икона феминизма.
История персонажа
Настоящее имя Чудо-женщины – принцесса Диана из Фемискиры, она также использует имя Диана Принс. Фемискира – остров во вселенной комиксов DC, где скрылось от мира людей племя воительниц-амазонок. Когда-то их пленил Геракл, но Зевс помог им освободиться и создал для них Фемискиру. В память о своём плене и освобождении амазонки продолжили носить браслеты, оставшиеся от разбитых кандалов.
Согласно оригинальной версии, королева амазонок Ипполита слепила из глины дитя, а Зевс вдохнул в него жизнь – так на свет появилась Диана, будущая Чудо-женщина. Однако в более поздних комиксах эта версия была отвергнута, и Диана стала плодом любви королевы амазонок и Зевса.
Действие комиксов начинается в 1941 г., когда на острове Фемискира разбивается самолёт с пилотом американских ВВС Стивом Тревором. Диана находит его, вылечивает и узнаёт о том, что в мире идёт война и невинные люди находятся в опасности. Она решает отправиться в США вместе со Стивом, чтобы помочь Америке в борьбе со злом. Кроме сверхспособностей (суперсила, суперскорость и супервыносливость) она получает набор гаджетов: браслеты (которые защищают её от пуль), лассо Истины (заставляет пойманного в лассо говорить правду), невидимый самолёт (впоследствии персонаж научился летать и без использования самолёта) и тиару (которую также можно использовать как снаряд).
Диана была одета весьма вызывающе для начала 1940-х гг. и вела себя крайне независимо. Ранние комиксы Марстона, описывающие общество Фемискиры, где жили одни женщины, в наше время довольно часто служит предметом феминистских исследований (Cocca. 2014. P. 98–103).
Дальнейшее развитие персонажа
После смерти У. М. Марстона в 1947 г., права на персонажа остались за издательством: это была обычная практика в «золотой» и «серебряный» века комиксов в США. Тем не менее в качестве дани уважения на каждом комиксе указывается, что создателем персонажа был Марстон. Его имя также указывается в качестве одного из сценаристов в экранизациях.
В конце 1940-х гг. автором комиксов о Чудо-женщине недолго был Р. Канигер. Он смягчил характер Дианы, истории о ней лишились выраженно феминистского подтекста. Этому способствовало и введение «Комикс-кода», а также общее ужесточение контроля над комиксами со стороны американской общественности и правительства. Без влиятельного Марстона акцент в историях о Чудо-женщине стал смещаться в сторону романтики и обсуждения «девичьих» проблем.
В это время развиваются истории о детстве Чудо-женщины – Чудо-девушки (Wonder Girl). Этот персонаж впервые был введён Марстоном в 1947 г., в 23-м выпуске «Wonder Woman», однако наибольшее развитие получил уже в «серебряном веке» комиксов (1956–1970). В 1960-х гг. Чудо-девушка под именем Донна Трой стала частью подростковой команды «Юные титаны» (Teen Titans). В 1940-е гг. Чудо-женщина присоединяется к Обществу справедливости Америки (Justice Society of America), однако комиксы об этой команде перестали выходить в 1951 г. В «серебряном веке» комиксов, с возрождением интереса к супергероям, команда была собрана заново под названием «Лига справедливости Америки» (Justice League of America), под которым существует до сих пор.
В начале 1960-х гг. интерес к Чудо-женщине, как и к остальным супергероям, вернулся. Наиболее важные события с этим персонажем происходили в начале 1970-х гг., в разгар 2-й волны феминизма. В 1972 г. писатель-фантаст С. Р. Дилэни предложил издательству DC сюжет из шести выпусков, в которых Чудо-женщина боролась бы не с абстрактным злом, а с реальными проблемами, с которыми сталкивались женщины того времени. Дилэни предпочитал изображать Диану не в звёздно-полосатом костюме, а более приближенной к текущей жизни. В арке «Женское освобождение» («Women’s Lib») было 6 злодеев: коррумпированный владелец универмага; глава сети супермаркетов, который пытается раздавить женский продовольственный кооператив; советник колледжа, который считал, что место женщины в доме и что если женщина умная, то с ней, вероятно, что-то не так психологически и т. д. В одном из выпусков была придумана банда головорезов-мужчин, пытавшихся уничтожить клинику абортов, где работали женщины-хирурги.
В том же 1972 г. выходит 1-й выпуск журнала Ms., созданный одним из лидеров 2-й волны феминизма, журналисткой и активисткой Г. Стайнем. На обложке 1-го выпуска появилась Чудо-женщина, а внутри была статья об этом персонаже как о вдохновляющем символе женской власти. Позднее Стайнем также прокомментировала, что, по её мнению, Чудо-женщину напрасно лишили звёздно-полосатого костюма (Desta. 2017). Эта жалоба была использована издательством в качестве предлога для закрытия арки Дилэни и возвращения сюжета комиксов к более понятным и простым темам. Чудо-женщина вновь обрела свой традиционный костюм и встала в один ряд с крупнейшими супергероями в борьбе с мировым злом. Однако попытка вернуть в комиксы о Чудо-женщине обсуждение проблем, связанных с положением женщин, провалилось (Matsuuchi. 2012. P. 118–142). Стайнем высоко оценила возвращение образа героини к иконическому и в 2017 г. рассказывала журналистам: «Она [Чудо-женщина] останавливала войну, а не увековечивала её; её сила заключалась в общении на 200 языках; и она исследовала и училась, не отказываясь от своей уникальности» (Desta. 2017).
«Кризис на бесконечных землях»
Из-за того, что в «серебряном веке» были перезапущены практически все серии «золотого века», у многих персонажей появились разнообразные альтернативные версии, которые нужно было упорядочить. Для этого в DC решили прибегнуть к идее множественных миров и создали мультивселенную (англ. multiverse). Впервые сюжет путешествия персонажа в параллельную вселенную, где он встречает своего двойника, был использован издательством в 59-м выпуске «Wonder Woman» (1953). Однако официальный старт мультивселенной DC связан с 4-м выпуском «Витрины» («Showcase», 1956) и историей «Флэш двух миров» («Flash of Two Worlds», 1961). После неё все истории персонажей «золотого века» были перенесены в мир «Земля-2», а новые истории должны были разворачиваться уже на «Земле-1». Выход данного комикса считается датой начала «серебряного века» комиксов. Это позволило вывести истории о действиях Чудо-женщины во время Второй мировой войны за пределы текущей линейки и сосредоточиться на проблемах современности. Впоследствии появлялись различные версии персонажей, сюжеты о которых происходили в разных частях мультивселенной. «Земля-1» оставалась основной. В этом виде мультивселенная просуществовала до выхода серии «Кризис на бесконечных землях» («Crisis on Infinite Earths») в 1985 г.
Однако даже несмотря на то что комиксы про одних и тех же персонажей писали одни и те же авторы, в общую канву сюжета нужно было вплетать появлявшиеся анимационные и телевизионные адаптации и количество альтернативных миров сильно возросло. В итоге новым читателям было сложно разобраться в запутанной структуре мультивселенной. Из-за этого в начале 1980-х гг. было принято решение отказаться от принципа мультивселенной и оставить одну упорядоченную реальность. В попытке разрешить запутанные сюжетные линии, создававшиеся на протяжении почти полувека, издательство запустило кроссовер-серию из 12 выпусков под названием «Кризис на бесконечных землях», выходившую в апреле 1985 – марте 1986 гг. Результатом серии стало то, что мультивселенная DC была уничтожена и осталась одна Земля и одна версия каждого героя и героини.
После «Кризиса на бесконечных землях» у Чудо-женщины тоже осталась одна версия, которая стала её новым ориджином. Писатели Г. Поттер и Л. Вайн, а также художник Дж. Перес перезапустили линейку, которая вышла в феврале 1987 г. Согласно новой версии, Диана выросла на острове Фемискира, который теперь стали называть Райский остров. Она обладает дарами богов – суперсилой, суперскоростью и способностью летать (тема греческих богов в этой версии стала занимать большее место, чем в предыдущих). Бог войны Арес угрожает Земле, и остальные боги ищут героя для защиты невинных. Для поиска этого героя объявляется турнир, который выигрывает Диана. Одетая в костюм, вдохновлённый женщиной-авиатором, которую амазонки знали в прошлом (Диана Тревор, мать Стива Тревора), Чудо-женщина отправляется в мир людей. Также в новой версии, в отличие от предыдущих, Диана не скрывала свою личность, а выполняла обязанности посла Фемискиры на Земле. Её задачей было нести человечеству ценности амазонок – любовь, мир и силу женственности.
Перес продолжил работу над персонажем. Он создавал ежегодник 1989 г. («Wonder Woman Annual»), в котором участвовали женщины-художники, а позже работал над серией до 1992 г. вместе с писательницей М. Ньюэлл и художницей Дж. Томпсон. В 1990-е гг. линейка Чудо-женщины переходила к разным авторам, но особенно примечательных работ не было, что соответствует кризисному духу того периода.
В 1999 г. имя Чудо-женщины оказалось упомянуто на ставшем впоследствии известном веб-сайте «Женщины в холодильниках» («Women in Refrigerators»), созданном группой феминисток – читательниц комиксов во главе с Г. Саймон. На этом сайте рассматривались все случаи, когда в комиксах женщины подвергаются различным издевательствам, насилию и лишены контроля над собой ради развития арки мужского персонажа. Создатели сайта стремились разобраться, почему женские персонажи чаще оказываются в подобной ситуации, чем мужские. Саймон позже сама стала автором комиксов, в том числе линейки Чудо-женщины в 2007 г.
Бесконечный кризис и современность
«Кризис на бесконечных землях» не закрыл тему мультивселенной DC навсегда. Параллельные миры появлялись, т. к. в индустрию приходили новые авторы, в детстве увлекавшиеся комиксами. Они находили способ использовать в своих сюжетах персонажей из старых историй, которые не стыковались с текущей единой версией, – и всё начиналось сначала: у DC опять появились разрозненные версии, которые нужно было как-то упорядочить.
Подготовка события «Бесконечный кризис» («Infinite Crisis», 2005–2006) шла два года под руководством редакционного директора DC Д. ДиДио и автора комиксов Дж. Джонса, впоследствии (2010) ставшего креативным директором издательства. Основной итог серии – перезапуск мультивселенной и исчезновение Супермена, Бэтмена и Чудо-женщины из комиксной вселенной на 1 год. За этим последовала серия «52» – комиксы выходили каждую неделю, а упомянутых персонажей DC там не было. Однако «52» считается одной из лучших серий издательства. Поскольку Чудо-женщина, наряду с Суперменом и Бэтменом, является основным персонажем вселенной DC, после окончания серии она триумфально вернулась на страницы комиксов.
В 2010 г. Чудо-женщина получила новый костюм, включавший в себя чёрную куртку и чёрные брюки, но вскоре этот образ снова сменился на узнаваемый звёздно-полосатый.
В линейке «New 52» (2011–2016) над персонажем работали прославленный писатель, обладатель премии Айснера Б. Аззарелло и художник К. Чанг. Они решили сосредоточиться на мифологических корнях персонажа, вместо того чтобы развивать типичную тему супергероики.
Экранизации
Линда Картер во время съёмок рекламы для сериала «Чудо-женщина» (1975–1979). Ок. 1977.
В 1975–1979 гг. выходил одноимённый телевизионный сериал с американской актрисой и певицей Л. Картер в главной роли. В 1972 г. она представляла США на конкурсе «Мисс мира», где заняла 15-е место. До сериала как актриса Л. Картер была неизвестна. Шоу длилось 3 сезона. Отчасти потому, что Линда так удачно попала в образ, отчасти из-за того, что вплоть до 2017 г. у Чудо-женщины больше не было сольных кино- или телеадаптаций, версия Картер стала иконической на несколько десятилетий.
В первых сериях повторяется ориджин У. М. Марстона и рассказывается о 2-й мировой войне, что противоречило содержанию комиксов, т. к. в сериале все военные события перенесены на «Землю-2». Впоследствии действие переносится в 1970-е гг.
Первый полнометражный фильм о Чудо-женщине («Wonder Woman») вышел в 2017 г. Он стал первым высокобюджетным фильмом по комиксам с главной героиней – женщиной. Режиссёром выступила П. Дженкинс, Диану сыграла израильская модель и актриса Г. Гадот, в фильме также снялись К. Пайн, Д. Хьюстон, Р. Райт и Д. Тьюлис. Картина входит в Расширенную вселенную DC, но в отличие от трёх фильмов, вышедших ранее, – «Человек из стали» («Man of Steel», 2013, режиссёр З. Снайдер), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» («Batman v Superman: Dawn of Justice», 2016, режиссёр З. Снайдер) и «Отряд самоубийц» («Suicide Squad», 2016, режиссёр Д. Эйр) – «Чудо-женщина» является ориджином.
Действие картины перенесено из сеттинга 2-й мировой войны в сеттинг 1-й (вероятно, чтобы не пересекаться с серией фильмов о Капитане Америка из конкурирующей киновселенной Marvel). Режиссёр Дженкинс прокомментировала: «Моей целью было сосредоточиться на истории о механизированной войне и о том, как наш мир впервые посетил бог. Я хотела, чтобы зрители поняли ужасные масштабы этой войны, и увидели, как реагирует на это событие человек с сильным чувством чести и справедливости. Она [Чудо-женщина] ещё не понимает, каким тёмным может быть мир» (Кожевников. 2016). В остальном завязка фильма совпадает с оригинальными комиксами: на острове Фемискира разбивается самолёт Стива Тревора (Пайн), Диана узнаёт о мировой войне и хочет отправиться во внешний мир, чтобы помочь невинным и установить мир. Её мать – королева Ипполита (Райт) – против, и Диане приходится самой прокладывать себе путь. Картина была хорошо принята критиками и зрителями. При бюджете в 149 млн долл. в прокате фильму удалось собрать свыше 820 млн долл.
Продолжение фильма, «Чудо-женщина: 1984» («Wonder Woman 1984»), с той же Гадот в главной роли и Дженкинс в качестве режиссёра, а теперь ещё и автора сценария, вышло в конце 2020 г., но было прохладно принято критиками и зрителями. Причина – отсутствие динамики, рваный сюжет, невнятные персонажи. Действие фильма происходит в 1984 г. Диана всё ещё грустит по погибшему Стиву Тревору. Бизнесмен Максвелл Лорд (П. Паскаль) получает опасный артефакт, исполняющий желания. К Диане внезапно возвращается Стив, но миру снова грозит опасность и помочь может только принцесса амазонок. Из-за закрытых в связи с пандемией COVID-19 кинотеатров фильм был выпущен сразу на стриминговой платформе HBO Max.