Гейман Нил
Ге́йман Нил, Нил Ричард Макиннон Гейман (Neil Richard MacKinnon Gaiman) (род. 10.11.1960, Портчестер, графство Хэмпшир), английский писатель, автор многочисленных романов в жанре фэнтези, а также графических романов и комиксов. В соавторстве с Т. Пратчеттом написал роман «Благие знамения» («Good Omens», 1990). Автор серии комиксов «Песочный человек» («The Sandman», 1989–1996), комикса «Песочный человек: увертюра» («The Sandman: Overture», 2013–2015), курировал создание комикса «Вселенная Песочного человека» («The Sandman Universe», 2018). Наиболее известный роман – «Американские боги» («American Gods», 2001), награждённый в 2002 г. премиями «Хьюго» и «Небьюла». По мотивам романа «Американские боги» снят одноимённый сериал (2017–2021).
Биография
Гейман родился в семье, исповедовавшей иудаизм и дианетику. В 1965 г. его семья поселилась в г. Ист-Гринстед, а отец возглавил отдел по связям с общественностью крупнейшего сайентологического центра Великобритании. Гейман начал читать в четыре года. В школе его любимой книгой стала «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина – в библиотеке были только две книги из трёх, и мальчик без конца их перечитывал. Заключительную часть трилогии Гейман смог купить благодаря полученному школьному призу. Не менее сильное впечатление произвело на него фэнтези «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Третьей любимой книгой детства стала «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Среди авторов, оказавших влияние на становление Геймана как писателя, также У. Ле Гуин, Г. К. Честертон, лорд Дансени и Р. Желязны.
После окончания школы Гейман планировал стать журналистом. Первая публикация, зафиксированная в библиографии, интервью с писателем Робертом Силвербергом, состоялась в мартовском номере журнала English Penthouse (1984), а первый рассказ вышел в мае того же года в посвящённом настольным играм журнале Imagine. Adventure Game Magazine. Дебютной авторской книгой стала биография музыкальной группы «Duran Duran» (1984). До конца 1980-х гг. как прозаик, колумнист, книжный и кинообозреватель продолжал активно сотрудничать с прессой, в том числе с журналами Penthouse, Knave, Fiesta и др. Позже, разочаровавшись в журналистике, под влиянием дружбы с А. Муром Гейман начинает активно работать в жанре комиксов.
Основные работы
В 1989 г. Гейман стал сценаристом комикс-романа «Песочный человек» («The Sandman»), объём которого достигает 75 серий, а также «Песочный человек: увертюра» (The Sandman: Overture, 2013–2015), курировал создание комикса «Вселенная Песочного человека». «Песочный человек», написанный, по одной из классификаций, в жанре тёмного фэнтези, – единственный комикс, награждённый Всемирной премией фэнтези (World Fantasy Award) в 1991 г.
Гейман также дважды получил награду премии Харви как лучший сценарист комиксов – в 1991 и 1992 гг.
В 1990 г. вышел роман «Благие знамения», написанный в соавторстве с Т. Пратчеттом. Роман представляет собой пример переосмысления многочисленных апокалиптических сюжетов в современной массовой культуре, основанный на парадоксальном сотрудничестве демона Кроули и ангела Азирафаэля с целью предотвратить конец света.
В 1991–1997 гг. Гейман работает над романом «Звёздная пыль» («Stardust»). В 1999 г. роман получает награду (The Mythopoeic Awards) Мифопоэтического сообщества (The Mythopoetic Society) за произведение для взрослых, соответствующее духу прозы Дж. Р. Р. Толкина, К. С. Льюиса и Ч. Уильямса.
В 2001 г. вышел роман «Американские боги», принёсший Гейману мировую известность, а также – годом спустя – литературные премии «Хьюго» и «Небьюла». В мире «Американских богов» разворачивается действие и романа «Сыновья Ананси» («Anansi Boys», 2005). Роман также получил Мифопоэтическую премию в 2006 г. (The Mythopoetic Award).
Гейман также пишет произведения, адресованные детям и подросткам. Самые известные: роман «История с кладбищем» («The Graveyard Book», 2008) и повесть «Коралина» («Coraline», 2002). В 2003 г. повесть «Коралина» принесла Гейману премию «Хьюго», «Небьюла», а также премию Брэма Стокера (Bram Stoker Award) и премию Британской ассоциации научной фантастики (British Science Fiction Association Award).
«История с кладбищем» в 2009 г. была награждена премией «Хьюго» и медалью Джона Ньюбери за выдающийся вклад в развитие американской литературы для детей. В 2010 г. роман получил медаль Карнеги в области литературы для детей и юношества, вручаемую с 1936 г. Королевским институтом библиотечных и информационных работников.
15 октября 2013 г. в газете The Guardian Нил Гейман опубликовал свою лекцию «Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и способности мечтать», основанную на выступлении днём раньше под эгидой Агентства по чтению в Центре «Барбикан» в Лондоне. Лекция звучит как своего рода литературный манифест писателя. В ней Гейман говорит о важности интереса к чтению у детей и подростков, об особой роли библиотек как портала в будущее и – вслед за Дж. Р. Р. Толкином – о значимости литературного эскапизма для современного человека. Все вышеперечисленные аспекты находят своё отражение в прозе Геймана.
«Песочный человек»
Комикс-роман «Песочный человек» («The Sandman», 1989–1996) издан компанией Vertigo, входящей в издательство DC Comics. Комикс, состоящий из 75 серий, представляет собой разветвлённую систему литературных аллюзий, отсылающих к древнегреческой мифологии, комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» («A Midsummer Night's Dream», 1595–1596, опубликована в 1600) и трагикомедии «Буря» («The Tempest», 1610–1611, опубликована в 1623), пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» («Et dukkehjem», 1879), культурным стереотипам (Барби) и др.
Название и имя главного героя заимствованы из повести немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» («Der Sandmann», 1817). Впервые персонаж с таким именем появился во вселенной DC в серии комиксов по сценариям Дж. Саймона и М. Флейшера, выходившей с 1974 по 1976 г., однако Гейман полностью переписал предысторию и фактически перезапустил франшизу.
«Коралина»
Среди литературных источников повести «Коралина» принято называть «Алису в Стране Чудес» Л. Кэрролла. Однако «Коралина» начинается с очевидной отсылки к роману «Племянник чародея» К. С. Льюиса, первой из «Хроник Нарнии»: дождливый день, девочка, изучающая дом, волшебная дверь. Гадание по чайным листьям у соседки напоминает Сивиллу Трелони из «Гарри Поттера».
Но доминирующая метафора глаз-пуговиц как обозначения отсутствия или потери души берёт своё начало в романтизме – те же «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, а также «Пер Гюнт» («Peer Gynt», 1867) Г. Ибсена. Пуговичник у Ибсена – одна из самых сложных фигур, лишь отчасти наделённая демоническими характеристиками. Пуговичник заявляет Пер Гюнту: «Никогда ты не был // Самим собой; так что же за беда, // Коль "я" твоё и вовсе распадётся?». Это напрямую соотносится с поведением Коралины, которая в начале повести ведёт себя, как капризный ребёнок.
Противостояние с Другой Мамой и спасение Коралиной своих родителей [этот мотив напоминает сюжет аниме-фильма Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками» («Sen to Chihiro no Kamikakushi», 2001)] помогают героине избавиться от детского эгоизма, в буквальном смысле обрести себя. Так, лейтмотив психологического взросления героини разворачивается в контексте «готического фэнтези».
«Американские боги»
Роман «Американские боги» обращает на себя внимание ставшей традиционной литературной игрой с аллюзиями на скандинавский эпос «Старшая Эдда» («Edda») – здесь Гейман продолжает традицию не столько Т. Пратчетта, сколько Дж. Р. Р. Толкина. Отсылкой к фэнтези «Мелкие боги» («The Small Gods») Пратчетта можно считать повторяющийся мотив о вере в богов как необходимом условии их существования.
Важнейший аспект романа связан с соперничеством «старых» и «новых» богов в современном американском обществе. Если «старые боги» (Один, Локи, Чернобог и Белобог, Тот, Анубис, Ананси и др.) – проекция верований многочисленных поселенцев на территории Северной Америки, в буквальном смысле приносивших свои божества с собой, то «новые боги» (боги автомобилей, кредитных карт и телевидения) – результат развития современных технологий, американской экономики и общества потребления.
Концепции медиа принадлежит в тексте особое место. Гейман основывает её на теории Г. М. Маклюэна. Так, одна из представительниц «новых богов», наделённая именем Медиа, говорит о себе: «Я телевизор. Ящик для идиотов. Я всевидящее око и мир катодного излучения. Я дебилятор. Святыня, на которую молится вся семья <…> Телевизор теперь – вместо алтаря. И люди на нем приносят мне жертвы». Роман, таким образом, поднимает вопрос как о специфике американской культурной идентичности, так и о кризисе современного общества. Книга стала результатом размышлений писателя об американском культурном коде после эмиграции Н. Геймана в США.
В популярной культуре
В 2007 г. вышла экранизация романа «Звёздная пыль», поставленная английским продюсером и режиссёром М. Воном. Фильм был тепло встречен критиками и зрителями и в 2008 г. получил премию «Хьюго».
В 2009 г. вышел мультипликационный фильм «Коралина в Стране кошмаров» («Coraline») на студии Laika Entertainment.
В 2011 г. персонаж Н. Геймана появляется в сюжете «Книжное дело» («The Book Job») – в 6-м эпизоде 23-го сезона мультсериала «Симпсоны» («The Simpsons»), где помогает главным героям создать фэнтези для детей и отстаивать свои права на него в мире книжного бизнеса.
В 2017, 2019 и в 2021 гг. соответственно вышли три сезона драматического сериала «Американские боги», разработанного Б. Фуллером и М. Грином для телеканала Starz.
В 2019 г. как 6-серийный мини-сериал на канале Amazon Prime был экранизирован роман «Благие знамения». Режиссёром стал Д. Макиннон, а сам писатель выступил в качестве сценариста и одного из продюсеров.