Моррисон Грант
Мо́ррисон Грант (Grant Morrison) (род. 31.1.1960, Глазго, Шотландия), шотландский автор комиксов, сценарист и драматург, обладатель множества специализированных премий и наград, в том числе четырёх премий Айснера [2006 (в двух номинациях), 2007, 2009], двух премий Харви (1990, 2010), в 2012 г. награждён орденом Британской империи. Наиболее известен как автор серий комиксов «Роковой патруль» («Doom Patrol», 1988–1990), «Незримые» («The Invisibles», 1994–2000), «Нас3» («We3», 2004–2005), «Все звёзды. Супермен» («All-Star Superman», 2005–2008), «Хэппи!» («Happy!», 2012), а также графического романа «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле» («Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth», 1989).
На 2021 г. Моррисон и его супруга Кристан живут и работают в Шотландии и Лос-Анджелесе.
Начало карьеры
Грант Моррисон закончил среднюю школу имени Аллана Глена. Первой работой Моррисона в жанре комиксов стали стрипы про Гидеона Старгрейва – персонажа, созданного для антологии Near Myths в 1978 г.; в 1996 г. этот образ в переработанном виде войдёт в комикс «Незримые». Его стрипы появились в четырёх из пяти номеров эдинбургского журнала Near Myths, и Моррисон продолжил работать в этом направлении.
В начале 1980-х гг. Моррисон часто публиковался в разных независимых журналах и антологиях, пока в 1985 г. не начал работать на британское отделение Marvel. В 1986 г. его стрипы стали выходить в серии «Future Shocks» научно-фантастического журнала комиксов 2000 AD. Вскоре Моррисон вместе с С. Йоуэллом начали вести регулярный сериал Zenith в рамках 2000 AD, который привлёк внимание DC Comics. Моррисон предложил создать серию «Animal Man», главным героем которой стал одноимённый малоизвестный персонаж, уже фигурировавший на страницах DC, и выступил её сценаристом с 1988 по 1990 г. Он также предложил DC идею для 48-страничного одиночного выпуска о Бэтмене, который в 1989 г. превратился в графический роман «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле» («Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth»).
После успеха серии «Animal Man», в которой проявился своеобразный подход Моррисона к супергероике, ему поручили вести серию «Роковой патруль» («Doom Patrol»), в которую он, следуя своему видению, внёс множество сюрреалистических элементов. В 1990-е г. Моррисон продолжал писать для DC Comics, в том числе для её мейджорных серий – о Бэтмене, Лиге справедливости и Чудо-женщине. В 1993 г. DC Comics был организован импринт Vertigo, для которого Моррисон начал создавать проекты, основанные уже на его собственных идеях. Главным проектом, который закрепил статус Моррисона как автора и творца, стал комикс «Незримые» (3 серийных тома).
Уникальность стиля и тематики
Сюжеты Моррисона отличаются рассмотрением социальных и метафизических проблем. Так, в серии «Animal Man» большое внимание уделяется вопросам прав животных, а также семейных отношений. Протагонист Б. Бейкер предстаёт в первую очередь обычным человеком, – пекущимся о жене и детях в мире, населённом сверхлюдьми и пришельцами, – а не супергероем, и появляется на страницах комикса чаще без костюма, чем в нём. Когда же он надевает костюм, то мы видим, что его заботит прежде всего то, в каких условиях из-за сверхчеловеческих и прочих фантастических проблем оказываются слабые создания, то есть такие же обычные люди, как его жена и дети, – и животные, ведь они подвергаются страданиям из-за всего остального мира точно так же, как люди со стороны сверхлюдей. Но приключения, в которые втягивается Бадди, зачастую приобретают сюрреалистический оттенок, и герой вместе с читателем начинает задаваться вопросами об устройстве мира как такового, чему способствует нелинейное и эксцентричное повествование. Во многом оторванная от основной линии вселенной DC, серия наполнена обращениями к различным малоизвестным или старинным персонажам её канона, что весьма характерно для постмодернистского стиля Моррисона, далее такой подход будет развернут им в серии о Роковом патруле.
В «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле» Моррисон, следуя тенденциям 2-й половины 1980-х гг., характерным для таких графических романов, как «Хранители», решил подвергнуть деконструкции образы главного героя и злодеев. Но его подход радикально отличался от деконструкции, которая была предпринята Ф. Миллером и А. Муром: если последние желали дать реалистический и рациональный взгляд на героев, злодеев, их взаимоотношения и саму роль, которую те играют в мире, то Моррисон предлагал символическую и эмоциональную интерпретацию, привлекающую представления К. Г. Юнга и А. Кроули, а также идеи, почерпнутые из литературы о квантовой физике и рассмотренные через призму метафизики. В какой-то мере эта интерпретация представляла собой непосредственную критику мира Бэтмена из «Возвращения Тёмного рыцаря» («The Dark Knight Returns», 1986) Ф. Миллера. Если у Миллера Бэтмен представал жестоким вигилантом на грани помешательства и психопатии, то в «Доме скорби на скорбной земле» мы видим подавленного, нерешительного, сексуально неудовлетворённого мужчину, прячущегося в супергеройских доспехах. Вдобавок в своём графическом романе Моррисон, подобно А. Муру и Д. Гиббонсу – создателям «Хранителей», играл с формой самого повествования, причём как на содержательном, так и на визуальном уровне.
Наиболее ярко уникальное моррисоновское видение супергероики раскрылось в серии «Незримые». В ней оккультная группа путешествующих во времени анархистов – ячейка Незримых, в которую входят бывший автор ужастиков, обладающий контролем над сознанием и магией хаоса, бразильский шаман, бывшая нью-йоркская полицейская, телепат с мистическим прошлым и, наконец, юный ливерпульский хулиган, предположительно являющийся следующим Буддой (состав, совершенно нетипичный для супергеройских комиксов), – борется с Архонтами – богоподобными существами за пределами нашего измерения, которые стремятся поработить человечество. В ходе борьбы, проходящей как на буквальном, так и на символическом уровнях, из-за резких сюжетных поворотов – и переворотов этих поворотов – стороны то и дело становятся неотличимы друг от друга. К примеру, герой из команды внезапно оказывается спящим агентом враждебной для неё силы, но впоследствии выясняется, что ситуация закручена ещё более лихо, поскольку в программировании и депрограммировании сознания этого героя замешана другая ячейка Незримых, которая в то же самое время притворяется прислужниками Архонтов с тем, чтобы победить их настоящих поборников. Легко увидеть, что анархизм Незримых порой воспроизводит методы тех, кому они противостоят, и таким образом Моррисон критикует традиционную супергероику, демонстрируя на примерах противоречия лежащего в её основе упрощённого дуализма.
Другие медиа
В 2011 г. издательства Random House (в импринте Spiegel & Grau) и Jonathan Cape опубликовали книгу Моррисона «Супербоги» («Supergods»), по сути, представляющую собой мемуары автора, перемешанные с анализом супергероики как выражения современной мифологии.
В 2017 г. комикс Моррисона и Д. Робертсона «Хэппи!» был адаптирован для канала Syfy. Моррисон выступил в качестве продюсера. Как и комикс, одноимённый сериал повествует о бывшем полицейском Нике Саксе, ставшем наёмным убийцей, склонным к злоупотреблению алкоголя и наркотических веществ. После одной из перестрелок он просыпается в машине скорой помощи и начинает видеть маленькую голубую лошадку, с крылышками, по имени Хэппи – это воображаемый друг похищенной девочки, который просит Ника помочь найти её и спасти от маньяка, переодетого Санта Клаусом. Расследуя ситуацию, Ник сталкивается с целым корпоративным заговором, который имеет оккультную составляющую. Премьера сериала состоялась 6 декабря 2017 г. 29 января 2018 г. сериал был продлён на второй сезон, однако 4 июня 2019 г. телеканал решил закрыть шоу.
В 2018 г. Моррисон заключил контракт о сотрудничестве с Universal Cable Productions, в соответствии с которым он будет продюсировать оригинальный контент для телеканалов и цифровых платформ. В рамках этого контракта одним из первых проектов станет адаптация «Незримых».