Комик-стрип
Ко́мик-стрип (англ. comic strip), формат комикса, характеризуемый небольшим числом панелей, регулярностью выхода, сложившимся набором персонажей и элементов сторителлинга. Комик-стрип не имеет строгих художественных характеристик, однако нарративные возможности в нём ограничены небольшими размерами панелей и необходимостью изложить сюжет в концентрированном виде. Исторически данный формат сформировался в ежедневных и еженедельных газетах США и европейских стран в конце 19 – начале 20 вв. С 1980-х гг. комик-стрипы начинают выходить в электронном формате.
Определения комик-стрипа
Основные дискуссии, связанные комик-стрипами, разворачивались вокруг времени их появления и наиболее точного определения (Keywords for comics studies. 2021. P. 55). Затруднения при выработке единого определения обусловлены тем, что формат развивался в различных исторических обстоятельствах и на разных носителях.
Австралийский культуролог Иэн Гордон охарактеризовал комик-стрип как особую форму регулярно издаваемых комиксов, в которых история излагается на нескольких связанных между собой панелях, речь передаётся при помощи речевых пузырей, а в сюжете фигурирует постоянный состав персонажей (Gordon. 2020). При этом данная форма весьма пластична, и при сохранении самой её сути в конкретном произведении указанный набор признаков может частично отсутствовать. Гордон обращает внимание на социально-экономические условия появления комик-стрипа в США и Великобритании 1850–1900 гг.: распространение массовой грамотности, увеличение населения городов, развитие транспортных систем, создание дешёвых технологий печати (например, фотогравюры) и конкуренция медиамагнатов, таких как Уильям Рэндольф Хёрст и Джозеф Пулитцер. Кроме того, существование комик-стрипа непосредственно связано с появлением новых и исчезновением старых медианосителей, таким образом, история комик-стрипов продолжается в современных веб-комиксах (Gordon. 2020. P. 13–24).
Британская исследовательница Гарриет Эрл определяла комик-стрип как короткую серию связанных между собой и обычно горизонтально расположенных изображений, которые рассказывают законченную историю, завершающуюся юмористическим или политически заряженным панчлайном (Earle. 2021). В отличие от полноформатного графического нарратива комик-стрип представляет собой обособленный сюжет, который можно читать и как отдельный рассказ, и как часть более широкой серии, внутри которой конкретные шутки и отсылки приобретают дополнительный смысл. Краткость комик-стрипа обусловливает высокую концентрированность повествования, которую не следует принимать за смысловую и эстетическую упрощённость. В качестве примера Эрл приводила работы художника и автора комиксов Тома Голда для таких авторитетных изданий, как The Guardian, The New Yorker и New Scientist, сочетавшие ориентацию на взрослую аудиторию и сложное содержание с простым визуальным стилем (Earle. 2021. P. 17).
История комик-стрипа
Канадский исследователь популярной культуры Барт Бити отмечал, что комик-стрипы имеют глубокие корни в ряде национальных традиций, но все же связывал их непосредственное оформление с публикациями в американских ежедневных газетах, начиная с 1890-х гг. (Beaty. 2022). К наиболее значимым и характерным он отнёс приключенческие серии «Дик Трейси» («Dick Tracy», 1931–1977) Честера Гулда (комикс продолжает выходить и ныне, но его созданием занимаются другие авторы) и «Маленькая сирота Энни» («Little Orphan Annie», 1924–1968) Харолда Грея (после смерти автора в 1968 г. стрип продолжили разные комиксисты. В 1974–1979 гг. новые выпуски не выходили, но перевыпускались старые. Стрип был снова перезапущен в 1979 г. с Леонардом Старром. Последний выпуск вышел в 2010); политически нагруженные «Пого» («Pogo», 1948–1975) Уолта Келли и «Дунсбери» («Doonesbury», 1970–2014, в 1983–1984 гг. был перерыв. С 2014 поменял формат выхода: если раньше преимущественно выходил ежедневно, то ныне – нет) Гарри Трюдо; рассчитанные как на детей, так и на взрослых «Peanuts» (1950–2000) Чарлза Шульца и «Кельвин и Хоббс» («Calvin and Hobbes», 1985–1995) Билла Уоттерсона (Beaty. 2022. P. 62).
Американский комиксист Роберт Харви связывал формирование ключевых элементов стрипа с комиксом «Счастливый хулиган» («Happy Hooligan», 1900–1932) Фредерика Оппера, в котором повествование было впервые представлено в виде последовательности картинок с диалогами персонажей, заключёнными в речевые пузыри. По мнению Харви, в этом стрипе интегрированы все прежние жанровые инновации и элементы будущего канона (A comics studies reader. 2009. P. 38).
Г. Эрл назвала стрип изначальной формой комикса, датируя его появление концом 19 в., когда вышел «Переулок Хогана» («Hogan’s Alley», 1895) Ричарда Аутколта. В тот же период появились «Дети Катценджаммера» («The Katzenjammer Kids», 1897–2006) Рудолфа Диркса (Рудолф Диркс писал комикс до 1913 гг., после – другие комиксисты) и «Сумасшедший кот» («Krazy Kat», 1913–1944) Джорджа Херримана. Несмотря на шутливое содержание и красочную подачу, газетные стрипы изначально не предназначались для юных читателей (Earle. 2021. P. 16–17).
Более ранним историческим периодом комик-стрип датирует британский историк искусства Дэвид Кунцл. По его мнению, безотносительно страны происхождения и исторического периода комик-стрип должен обладать следующими четырьмя неотъемлемыми характеристиками:
Последовательность отдельных изображений.
Преобладание изображения над текстом.
Публикация в репродуцируемых массовых печатных медиа.
Одновременно поучительная и злободневная история в основе сюжета (Kunzle. 1973. P. 2).
Работа Кунцла во многом опередила своё время, оставшись, с одной стороны, не замеченной сообществом исследователей комиксов, с другой – раскритикованной за чрезмерную абстрактность выделенных им характеристик.
Комик-стрип в России
Отечественная традиция комиксов восходит к 19 – началу 20 вв. и связана со смягчением цензурного законодательства в период царствования Александра II и Николая II. Её особенностью было использование самого формата без обязательного наличия сюжетообразующих персонажей, как в англо-американской традиции. К числу первых изданий, в которых публиковались отечественные комик-стрипы, можно отнести «Каррикатурный листок» (1857–1858), журналы «Искра» (1859–1873) и «Будильник» (в 1865–1871 гг. издавался в Санкт-Петербурге, затем был годовой перерыв, в 1873–1917 гг. издавался в Москве).
В советский период небольшие комик-стрипы публиковались как во «взрослых» иллюстрированных журналах (например, «Крокодил», «Огонёк», «Техника – молодёжи»), так и в детских периодических изданиях (например, «Пионерская правда», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Барвінок»).
Крупнейшей современной площадкой для публикации российских веб-стрипов, помимо социальных сетей, стал портал «Авторский комикс», существующий с 2008 г. На нём регулярно публикуются как оригинальные отечественные, так и переводные зарубежные комик-стрипы.