Джек Кирби
Джек Ки́рби (Джек Кёрби, Jack Kirby; настоящие имя и фамилия Джейкоб Курцберг, Jacob Kurtzberg) (28.8.1917, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк – 6.2.1994, Таузанд-Окс, штат Калифорния), американский писатель, художник и редактор комиксов. В основном известен широкой аудитории как автор супергеройских комиксов. Использовал разные псевдонимы, но после выпуска пятой части комикса «Синий гром» («Blue Bolt», 1940–1951) в 1940 г. стал использовать только один – Джек Кирби. Фамилия заимствована у карикатуриста Р. Кирби, на которого Джек Кирби стремился быть похожим.
Кирби работал во многих студиях комиксов и в крупнейших издательствах – Marvel Comics и DC Comics. Создавал газетные стрипы и полноценные выпуски комиксов. Участвовал в создании таких персонажей, а также комиксов, им посвящённых, как Капитан Америка, Халк, Фантастическая Четвёрка, Тор, Человек-муравей, Человек-факел, Капитан Марвел и др. Работал с разными авторами, среди которых Стэн Ли, Дж. Саймон, Стив Дитко и др. Созданные им сюжеты и персонажи стали заметными явлениями актуальной популярной культуры и трансмедийных вселенных DC и Marvel. Многие поклонники называют Кирби главным американским художником комиксов или «королём комиксов» (Эваньер. 2019; Hatfield. 2012).
Краткая биография
Джек Кирби родился в малообеспеченной семье евреев, эмигрировавших из Австрии. Рос в неблагополучном районе Нью-Йорка, на улицах которого постоянно происходили беспорядки. Чтобы финансово помогать семье, будучи ребёнком Кирби начал работать продавцом газет, посыльным и уличным художником. Часть заработанных денег он тратил на бульварные журналы, газетные комиксы и билеты в кинотеатр на популярные фильмы. В свободное время Кирби рисовал. Он числился членом уличной банды и социальной организации «Братство мальчишек» (Boys Brotherhood Republic). Всё перечисленное повлияло на формирование его стиля и легло в основу некоторых сюжетов комиксов.
В 1935 г. Джек Кирби получил первую работу, близкую к индустрии комиксов: он стал ассистентом аниматора. Затем рисовал панели комиксов для компании Lincoln Features Syndicate, которая впервые напечатала его стрип. Кирби стал предлагать свои работы разным компаниям, в том числе он работал на В. Фокса, мелкого предпринимателя, «жуликоватого финансиста», который называл себя «королём комиксов» (Эваньер. 2019. С. 15). В компании Фокса Кирби познакомился с Дж. Саймоном, будущим соавтором (Эваньер. 2019. С. 35–45).
В разные периоды Джек Кирби сотрудничал со множеством студий и издательств. К крупнейшим относятся Marvel Comics и DC Comics. Переходы из компании в компанию были вызваны недовольством финансовыми условиями и межличностными конфликтами, в частности со Стэном Ли во время работы в Marvel Comics. В период работы в студии Кирби создал несколько узнаваемых героев, например Капитана Америку, который стал очень популярным (наравне с Бэтменом и Суперменом) и увеличил доход студии в два раза. В соавторстве со Стэном Ли придумал Фантастическую Четвёрку, Людей Икс, Нелюдей, Халка, а также комиксы с их участием.
Для DC Comics Кирби нарисовал корпус комиксов «Четвёртый мир» («The Fourth World», 1970–1973), комиксы «Мальчишки-коммандосы» («Boy Commandos», 1942–1949), «Приятель Супермена, Джимми Олсен» («Superman's Pal, Jimmy Olsen», 1954–1974) и др.
В 1978 г. Джек Кирби начал работать с мультипликационными студиями: рисовал плакаты для презентаций шоу для Hanna-Barbera, был арт-директором студии DePatie-Freleng Enterprises, продюсером в Ruby-Spears Productions. Параллельно продолжал работу в DC Comics. Новое руководство компании стало отчислять роялти с прибыли от продажи комиксов; Кирби, в отличие от других авторов, платили и за ранние работы (Эваньер. 2019. C. 203–213). С 1981 г. Кирби начал делать комиксы для независимых издательств (Hatfield. 2012. P. 31–35).
Не все комиксы, созданные Кирби в течение его карьеры, были успешными. Многие не пользовались спросом среди аудитории и не приносили доход издательствам, другие комиксы даже не издавались или закрывались сразу после выпуска (Эваньер. 2019). Признание от коллег и читателей пришло к Кирби в последние 10 лет его жизни. В его честь были созданы награды в области индустрии комиксов, например, премию Кирби, категорию в рамках премии премии Харви – «Зал славы Джека Кирби» (The Jack Kirby Hall of Fame, 1989–1999) (Clarke. 2014. P. 1112).
Стиль
Для стиля Джека Кирби характерны динамичность и эксцентричность. Иногда Кирби игнорировал анатомию ради динамики. Он добавил в комиксы звук. Ему свойственны нелепый юмор, сентиментальность и грациозность (Hatfield. 2011. P. 6).
Кирби работал почти во всех жанрах комиксов: от хоррора [«Чёрная магия» («Black Magic», 1950–1961) и др.] и военного жанра [«Сержант Фьюри и его ревущая команда» («Sgt. Fury and his Howling Commandos», 1963–1981) и др.] до романтики [«Моё свидание» («My Date», 1947–1948)] и криминала [«Добро побеждает зло» («Justice Traps The Guilty», 1947–1958)].