Россия. Искусство и культура. Современный танец
Совреме́нный та́нец в Росси́и, направление в российском танцевальном искусстве.
1-я половина 20 в.
В начале 20 в. стимулом к развитию современного танца в России стали неоднократные (начиная с 1905) гастроли А. Дункан, а также интерес в среде художественной интеллигенции к учению о выразительном жесте Ф. Дельсарта и ритмике по Э. Жак-Далькрозу. В 1910-х гг. в обеих столицах появилось множество студий т. н. пластического, ритмопластического танца и свободного движения. Их основатели провозглашали свободу и естественность танцующего тела в противовес строгим канонам и абстрактной виртуозности классического танца, приоритет индивидуальной выразительности, личного переживания над универсальными образами, символами, иносказаниями иного, поэтического, мира. Активным пропагандистом нового искусства стал С. М. Волконский.
В 1910 г. частные классы пластики в Москве открыла Элла Ивановна Рабенек (1880–1944); она училась в Берлине у А. Дункан, преподавала пластику в Московском Художественном театре, неоднократно выезжала с ученицами на гастроли в Лондон, Париж и Берлин. Школа Рабенек дала начало большому количеству студий, открытых её учениками, активно работавшими позднее и в СССР. Так, система Л. Н. Алексеевой была призвана гармонизовать жизнь трудящихся женщин любого возраста.
Много учеников и последователей имела Франческа Беата, с 1908 г. изучавшая свободную пластику в Италии. В начале 1920-х гг. её ученица – Вера Владимировна Боголюбова (Вера Майя, 1891–1974), возглавила в Москве студию выразительного движения, трансформировавшуюся к 1930-м гг. в Театр танца Веры Майя, где ставились пластические этюды на классическую музыку с использованием акробатики, разрабатывались элементы экзотических (восточных, африканских) и русских фольклорных танцев.
Наиболее значительным творческим начинанием в Санкт-Петербурге стала студия-коммуна «Гептахор», впервые представившая свои постановки публике в 1914 г. Выпускницы Бестужевских курсов во главе с С. Д. Рудневой на основе художественного метода А. Дункан разработали систему т. н. музыкального движения. После закрытия «Гептахора» в 1934 г. Руднева стала методистом в области танцевальной работы с детьми; ей принадлежит заслуга в разработке принципов музыкально-двигательного воспитания.
Во время Гражданской войны 1917–1922 гг. активизация студийного движения воспринималась как способ преодолеть лишения «военного коммунизма» путём творческого переустройства жизни. Студии пластики и самодеятельные театры возникли во многих городах. Наибольшее количество – в Москве, в том числе Курсы ритмики Нины Георгиевны Александровой (1884–1964), «Синтетический танец» Инны Самойловны Чернецкой (1894–1963), «Искания в танце» Александра Александровича Румнева (1899–1965), Московская школа А. Дункан, «Искусство движения» Валерии Ивановны Цветаевой (1883–1966), Театр пластического балета Инны Владимировны Быстрениной (1887–1947), Московский свободный балет Л. И. Лукина, Мастерская Н. М. Фореггера. Среди петроградских коллективов в начале 1920-х гг. заявила о себе Студия пластического движения Зинаиды Давыдовны Вербовой (1901–1970), следовавшая принципу Дункан передавать эмоции с помощью выразительного движения, соответствующего выбранной музыке. С конца 1910-х гг. на Высших курсах П. Ф. Лесгафта в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) одним из обязательных предметов стала ритмика; в 1930-х гг. появилась кафедра художественного движения, где путём синтеза пластики и спорта завершилось создание художественной гимнастики.
Параллельно экспериментам адептов «неклассического» направления прошедшие классическую школу хореографы-новаторы увлеклись «модернизацией» балета. Наиболее значимых художественных результатов добился Московский камерный балет К. Я. Голейзовского. С 1922 г. в Российской академии художественных наук функционировала Хореологическая лаборатория, созданная для исследований современного танца.
Гонения на современный танец начались в середине 1920-х гг., когда всё более очевидным становилось несоответствие «свободного движения» идеологии официальной советской культуры. Одним из редких «долгожителей» осталась школа, основанная А. Дункан в годы Гражданской войны и в 1920-х гг. возглавляемая её приёмной дочерью Ирмой (в виде «Концертной студии Дункан» школа, лишённая помещения, работала, постоянно гастролировала, воспитывала поколения танцовщиц до 1949).
Середина 1970-х гг. – начало 21 в.
В СССР неклассические формы танцевальной выразительности долгое время были отнесены к «эстрадному танцу» (к которому причисляли всё, что не являлось балетом или народно-сценической хореографией). Среди коллективов, активно развивавших искусство пантомимы, выделился Московский театр пластической драмы, возникший из студии пантомимы при Доме культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова в середине 1970-х гг. Создатель театра, литовский интеллектуал, выпускник ГИТИСа Г. К. Мацкявичюс исповедовал учение французского мима Э. Декру о позе и пластике тела как метафоре душевных и духовных состояний человека. Он предпочитал называть своё детище «Театром молчания».
В 1978 г. в Петропавловске-Камчатском по инициативе Н. В. Агульник основан танцтеатр «Контрасты». Опираясь на профессиональные техники танца модерн и других, Агульник развивает собственный язык в ироничных размышлениях-спектаклях о природе человеческих поступков и отношений (в созданной ею после переезда в Калининград в 1992 г. танцкомпании «Инклюзы»).
В 1979 г. в Перми Е. А. Панфилов основал самодеятельный танцевальный ансамбль «Импульс», а в 1987 г. – театр танца модерн «Эксперимент» (позднее – получивший международное признание «Балет Евгения Панфилова»). Панфилов сразу заявил о себе как самобытный автор, режиссёр, балетмейстер. В его спектаклях встречались пантомима, джаз-танец и элементы народного пляса, эксцентрика и гротеск, вечные сюжеты и злободневные проблемы, шоу и сложные концепции танца модерн. Их участниками становились не только выпускники хореографических училищ, но и до того не танцевавшие женщины «с формами» (труппа «Балет толстых Евгения Панфилова») и мужчины с неартистическим прошлым (танцкомпания «Бойцовский клуб Евгения Панфилова»). В 21 в. с труппой работают отечественные хореографы – К. В. Кейхель, Л. А. Александрова (её спектакль «Casting-off» на музыку В. И. Мартынова в 2010 стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска») и др.
С середины 1980-х гг., когда вновь оказалось возможным обратиться к актуальным, неповествовательным, нелинейным и неклассическим формам пластической выразительности, коллективы современного танца возникали по всей стране. В 1982 г. балетмейстер и танцовщица Наталья Александровна Фиксель, одной из первых среди отечественных хореографов прошедшая стажировку в США в рамках Американского фестиваля танца (ADF), создала при Новосибирском государственном университете (НГУ) Театр современного танца. На базе студии при театре (где студенты НГУ занимались танцем модерн, джаз-танцем и классикой) проводились первые в России летние школы современного танца, куда приглашали преподавателей Лондонской школы современного танца (LCDS). Здесь произошло знакомство многих российских педагогов, хореографов, танцовщиков с профессиональными техниками танца модерн (М. Грэхем и др.). Студия дала толчок новым инициативам: после отъезда Фиксель в 1998 г. в Москву её ученики Е. А. Басалаева и А. В. Андрияшкин создали танцтеатр «Вампитер», в импровизациях, перформансах и спектаклях которого акцентировался телесно-кинетический аспект движения, впервые на русской почве разрабатывались технологии контактной импровизации и метод случайности. В 1986 г. во Владивостокском Доме учёных О. В. Бавдилович организовала Театр камерного танца. В самобытных работах нашли развитие идеи российского авангарда – абстрактная и одновременно экспрессивная пластика в союзе с современной музыкой и лаконичным оформлением обращались к метафизическим темам, уводящим от бытовых реалий. «Независимая труппа Аллы Сигаловой» основана в Москве в 1989 г. (существовала 10 лет). Откровения о фобиях, проблемах, комплексах и неудовлетворённом либидо современного человека принимали форму гротеска; тела персонажей в постановках А. М. Сигаловой бились в конвульсиях, их угловатые движения нарушали естественность и красоту линий танца.
В 1990 г. Г. М. Абрамов открыл при «Школе драматического искусства» А. А. Васильева «Класс экспрессивной пластики», стремясь исследовать психофизические источники движения. В безмолвных «речитативах» артистов-авторов возникал новый, феноменологически достоверный язык пластической выразительности. В 1999 г. коллектив получил самостоятельность. В начале 21 в. многие ученики Абрамова (после распада «Класса» объединившиеся в группу «По.В.С.Танцы») являются состоявшимися авторами и новаторами российского современного танца. Так, Альберт Альберт и А. А. Конникова делают в своей работе акцент на бессюжетность и импровизацию, находя всё более изощрённые формулы движения, которые используют в первую очередь в междисциплинарных музыкально- и театрально-пластических проектах. Им принадлежит прецедент создания первого в России спектакля современного танца для детей (танцевальная притча «Цветные сны белого ослика», Государственный театр наций, 2006).
Размытая идентичность современного человека, его рутинный повседневный опыт являются предметом телесных штудий другого участника «Класса экспрессивной пластики» – Т. М. Бурнашева и его проекта «Онэ Цукер».
С начала 1990-х гг. стихия свободных, интуитивных театрально-пластических поисков всё чаще устремляется в русло надёжных и устоявшихся западных технологий танца. Приобретают актуальность профессионализм; работа с движением, обоснованным той или иной «системой»; опора на сложившиеся методики подготовки тела; развитие принципов построения движенческих структур и композиций. На этих основах бывший солист Ансамбля народного танца имени И. А. Моисеева Н. В. Огрызков создал в 1991 г. в Москве виртуозную джаз-модерн-труппу «Свободный балет» и первую в России профессиональную «Школу современного танца». По инициативе Огрызкова летом 1992 г. в Москве организован первый в России выездной семинар American Dance Festival (ADF). Более чем полувековой путь развития американского неклассического танца, всех его направлений – от М. Грэхем, Х. Лимона, А. Эйли до М. Каннингема, С. Пакстона и Т. Браун (в виде мастер-классов или видеопоказов) – был представлен участникам, съехавшимся со всей страны. Взаимодействие с этим важнейшим международным центром для отечественных хореографов и исполнителей современного танца (начиная с 1990-х гг. многие из них приняли участие в творческих и обучающих программах ADF на базе университета в г. Дарем, штат Северная Каролина, США) означало их консолидацию, включение в мировой процесс развития современного танца, творческое стимулирование. Импульс развитию фестивального движения и современного танца в России, наряду с выездным семинаром ADF, дало и широкое участие российских коллективов с 1992 г. в Международном фестивале современной хореографии в Витебске (International Festival of Modern Choreography, IFMC), признанном одним из самых статусных и престижных событий в сфере современного танца на территории бывшего СНГ.
В 1990-х гг. неофициальной столицей российского современного танца стал Екатеринбург. Во многом благодаря инициативам и проектам продюсера и режиссёра Л. В. Шульмана, который в 1990 г. вошёл в число организаторов танцтеатра «Провинциальные танцы», а в середине 1990-х г. – «Школы современного танца». Выпускники школы работают не только в России, но и за рубежом. В 2001 г. на базе школы создан Факультет современного танца Гуманитарного университета Екатеринбурга.
Две наиболее значительные труппы современного танца в Екатеринбурге – «Провинциальные танцы» (художественный руководитель Т. В. Баганова) и ТанцТеатр под руководством О. А. Петрова (изначально театр танца «Пируэт», затем «Балет плюс») – возникли одновременно в 1990 г., но созданы были по разным принципам и осуществляют разную художественную политику, представляя два варианта развития театра современного танца – театр авторский и театр директорский.
Художественную политику и уникальность одной из самых известных отечественных трупп – «Провинциальные танцы» (с 2010 муниципальная поддержка; ныне Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы») – уже почти 30 лет определяет хореограф Т. В. Баганова. Её причудливый и ироничный, изобилующий танцевально-пластическими находками и визуальными метафорами стиль известен далеко за пределами России («Свадебка» И. Ф. Стравинского, Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2000; «Кленовый сад» на сборную музыку, премия «Золотая маска», 2001; «После вовлечённости. Диптих. Часть 2» на сборную музыку, премия «Золотая маска», 2008). В 2014 г. премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца» получила постановка Багановой на сцене Большого театра – «Весна священная» Стравинского.
Художественную политику ТанцТеатра определяет его руководитель историк театра О. А. Петров. Высокий уровень исполнительского мастерства артистов обусловлен обязательным требованием не только современной, но и классической подготовки артистов. Петров внимательно следит за новыми авторами в сфере современного танца, появляющимися в Европе, и приглашает их на постановки. За 30 лет существования труппы спектакли в ТанцТеатре ставили К. Сапорта, Ф. Лопиш (Лопез), Б. Бараньяи и др. На Национальную театральную премию «Золотая маска» были номинированы постановки П. Френака («Спиной к стене», 2005; «In Time 2», 2015), М. Арьяга («ПИЧ», 2019) и К. Ассид («Шопен. Carte blanche», 2020).
Неоднократными лауреатами Национальной премии «Золотая маска» становились «Эксцентрик-балет» и его руководитель хореограф С. В. Смирнов. Среди других ярких екатеринбургских коллективов, появившихся в 1990–2000-х гг.: танцевальные компании «Киплинг» под руководством Н. О. Левченко и «Окоём» А. И. Гурвича.
В 2000 г. среди номинаций Национальной театральной премии «Золотая маска» появилась номинация «Лучший спектакль современного танца» (первым лауреатом стал танцспектакль Г. М. Абрамова «Кровать»), что послужило серьёзным стимулом для развития этой области хореографического искусства.
Второе десятилетие 21 в. принесло новое поколение екатеринбургских танцовщиков и хореографов – громко заявили о себе компании Zonka, основанная А. С. Щеклеиной и А. А. Фроловым, «Minoga dance company» И. И. Манылова, в 2021 г. переехавшего в Москву и начавшего активную постановочную и педагогическую деятельность в столице. Основанный в 2000 г. танцевальный театр «Фора» под руководством А. В. Захезиной, специализировавшийся на миниатюрах, с 2015 г. стал выпускать резонансные полномасштабные спектакли.
Благодаря авангардным спектаклям хореографа О. Н. Поны всероссийское и международное признание получила ещё одна труппа из уральского региона – Челябинский театр современного танца, созданный в 1992 г. и дважды удостоенный Национальной премии «Золотая маска» (в 2001 и 2003).
В 2018 г. возникла и начала активно развиваться тюменская Chroma dance company под руководством О. В. Коротченко.
Как и в начале 20 в., особую роль в развитии российского современного танца сыграл Санкт-Петербург. С конца 1980-х гг. здесь возникало множество художественных начинаний, так или иначе связанных с новым пониманием тела, работы с ним, телесных трансформаций. В том числе т. н. питерский авангард, объединяющий мультимедийные спектакли и перформансы, создаваемые совместно художниками, музыкантами, актёрами-мимами, танцовщиками. В этом списке – коллектив А. А. Адасинского «Дерево», вышедший из пантомим-клоунад российского мима В. И. Полунина и постановок европейского физического театра; ироничный «Инженерный театр АХЕ» и сюрреалистичный «До-Театр», чей жанр принято определять как «театр художника». Под влиянием американского современного танца, и прежде всего П. Тейлора, сформировался «Театр танца Саши Кукина» (1990). Его основатель А. Ф. Кукин – один из немногих российских хореографов, которого неоднократно приглашали на постановки в американские профессиональные труппы. В 1995 г. экс-танцовщики труппы Кукина М. Ю. Иванов и Н. Б. Гастева создали театр танца «Игуан», чья отличительная черта – симбиоз яркой, иногда лубочной театральности и абстрактных постмодерн-данс-технологий. Возникший в 2002 г. по инициативе Г. Е. Глазунова и Н. Ю. Жестовской OddDance представляет отечественный вариант японского танца буто. Наиболее влиятелен в Санкт-Петербурге Дом танца «Каннон Данс». Созданный В. Г. Каспаровым и Н. В. Каспаровой в 1997 г., он объединяет школу танца и экспериментальную театральную площадку. В 2015 г. собственную труппу Ksenia Mickheeva project создала хореограф К. А. Михеева (в 2021 её спектакль «Последнее чаепитие» получил премию «Золотая маска»).
В 1990-х гг. множество актуальных театрально-движенческих проектов возникло в Москве. Участников труппы «Сайра Бланш» под руководством О. Н. Сулименко и А. Л. Андрианова интересовали претворение реального физического опыта в свободные структуры движения, работа в самых разных средовых контекстах. Во многом под их влиянием сформировался феномен Ярославского движения контактной импровизации, лидером которого долгое время являлся психолог, педагог и перформер А. Е. Гиршон.
Особое место в истории отечественного современного танца занимает А. Ю. Пепеляев. Химик по первому образованию и театральный режиссёр по второму, он получил известность как актёр и постановщик движения в различных московских спектаклях, телепрограммах и международных авангардных проектах. Его «Кинетик-театр» родился в 1990-х гг. из желания объединить свободное обращение с пространством/гравитацией и русский драматический психологизм. Энергии движения человеческого тела часто синтезируются с «вербальным потоком» – сюжетами и текстами русского литературного авангарда (А. Б. Мариенгоф, Д. И. Хармс) и постмодернизма (Д. А. Пригов, Саша Соколов).
В 1991 г. возник «Русский камерный балет Москва» («Балет Москва»). Особенностью стало сосуществование в одном проекте классической и современной трупп, каждая – со своим репертуаром, штатом исполнителей и идеологией. Репертуар современной труппы составляли оригинальные постановки молодых российских и зарубежных хореографов. В 2012 г. работа театра была значительно перестроена, современному танцу стало уделяться всё большее внимание и в 2020-х гг. художественный руководитель театра Е. М. Тупысева стремилась приглашать хореографов, соединяющих классическую и современную труппы в одном спектакле. В 2010-х гг. «Балет Москва» – одна из крупнейших трупп современного танца в России, неоднократный лауреат Национальной премии «Золотая маска» (в том числе в 2004, 2016, 2017). В 2022 г. «Балет Москва» включён в состав театра «Новая Опера»; художественный руководитель А. С. Яценко. Многие выходцы из труппы начали собственную карьеру постановщиков современного танца. В 2020-х гг. наиболее активно работают и регулярно получают номинации на «Золотую маску» С. В. Гайдукова, К. В. Матулевский, А. Г. Нарутто, О. Е. Тимошенко и др.
Существенный вклад в становление и развитие отечественного современного танца внесли московские проекты – Театр-студия современной хореографии, созданный в 1994 г. И. К. Афониной и И. В. Шегаем, театр-школа современного танца «Вортекс» под руководством А. А. Тимофеева. В 2021 г. куратором вновь созданного хореографического проекта Дома культуры «ГЭС-2» стала хореограф О. С. Цветкова, и на этой площадке стали работать наиболее радикальные сочинители танцев, более тяготеющие к перформансу, в том числе Т. А. Чижикова.
В 2003 г. стал профессиональным и по статусу муниципальным Камерный балет «Пантера» (Казань, основан в 1993). В 2013 г. в Краснодаре создана компания «Воздух», чьи спектакли номинированы на «Золотую маску» в 2016, 2018 и 2020 гг. В 2017 г. сформирована танцевальная труппа при Воронежском Камерном театре. В её репертуар вошли постановки С. В. Гайдуковой, К. В. Матулевского, П. А. Глухова; в 2021 г. труппу возглавила хореограф В. В. Арчая. В 2017 г. в Калуге возник Инновационный театр балета, специализирующийся на постановках современного танца (художественный руководитель – хореограф К. В. Голыжбина). В 2020-х гг. стала активно развиваться и представлять большие спектакли новосибирская труппа Glyptic Dance Company, созданная в 2014 г. и прежде уделявшая больше внимания миниатюрам (художественный руководитель А. А. Хирина).
Одной из важнейших компаний современного танца в России за 20 лет стала созданная в Костроме в 2002 г. танцовщиками и хореографами И. С. Естегнеевым и Е. П. Кулагиным компания «Диалог Данс». Спектакли компании неоднократно удостоены премии «Золотая маска». Здесь ежегодно проводятся международные фестивали современного танца «Диверсия», создана школа современного танца.
Среди деятелей отечественного современного танца 21 в.: Е. В. Кислова, А. А. Абалихина, Лика Шевченко, Д. В. Бородицкий, Н. Р. Ибрагимов, Э. Ю. Первова, Ольга Зимина (О. В. Манылова).
Определяющую роль в популяризации современного танца в России играют профильные фестивали-конкурсы, в которых участвуют коллективы разных возрастных групп и профессионального уровня – начиная с детей 7–12 лет. Они организуются, как правило, по инициативе исполнителей и авторов, стремящихся, наряду с реализацией собственных проектов, к созданию необходимого творческого контекста и обмену информацией. Конкурсные выступления и показы обеспечивают приглашение известных хореографов, педагогов и теоретиков contemporary для работы в жюри, проведение лекций и мастер-классов, а также – качественную гостевую программу с участием отечественных и зарубежных иcполнителей. После 1997 г. один за другим начали возникать фестивали современного танца и движения в Волгограде, Ярославле, Саранске, Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Челябинске, Костроме и др. Одним из наиболее значительных является проводимый с 1999 г. петербургским Домом танца «Каннон Данс» ежегодный фестиваль Open Look.
Один из первых в стране – Международный фестиваль современной хореографии «Айседора» в Красноярске, основанный в 2001 г. по инициативе педагога и хореографа Е. В. Слободчиковой. С 2008 г. работает фестиваль «На грани» в Екатеринбурге. Его программа не подразумевает конкурса, но интенсивно проводятся мастер-классы, лаборатории, выступления и дискуссии (для этого приезжают уже достаточно известные российские труппы, гости из стран Ближнего и Дальнего зарубежья, не только практики, но и критики). В 2013 г. активно заявил о себе Фестиваль современной хореографии «Точка» в Омске. Его инициатор – центр современной хореографии «нОга», возглавляемый О. А. Горобчук. В том же году в Москве прошёл первый Context: фестиваль, задуманный прима-балериной Мариинского театра Д. В. Вишнёвой как лаборатория, где зарубежные и российские хореографы могут показать свои работы друг другу и публике, включает и конкурс молодых хореографов.
Благодаря фестивальному движению, возникновению танцевальных театров, школ и центров («Культурный центр ЗИЛ» и «Центр имени Вс. Мейерхольда» в Москве, Многофункциональный театральный центр «Скороход» в Санкт-Петербурге, и др.) современный танец в России имеет возможность развиваться. Немалую роль в этом процессе играют организованные специально для подготовки хореографов и исполнителей современного танца структуры высшего образования, в том числе с 2001 г. – факультет современного танца Гуманитарного университета в Екатеринбурге, с 2011 г. – Программа магистратуры по профилю «Художественные практики современного танца» на базе Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (куратор Т. В. Гордеева). Важную роль в становлении нового поколения хореографов современного танца сыграл образовательный интенсив в области современного танца и перформанса СОТА, инициированный хореографом Д. Хусейн в рамках Института театра «Золотой маски» и проходивший в 2015–2017 гг.
В 2000 г. А. Ю. Пепеляев, Т. В. Гордеева и Е. М. Тупысева основали Московское объединение театров танца ЦЕХ и одноимённый Всероссийский ежегодный фестиваль. Благодаря многолетней интегрирующей, активной просветительской и административной деятельности ЦЕХа, на счету которого не только фестивали, но Летние школы танца с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, осуществление творческих и гастрольных проектов, совместных постановок российских и зарубежных хореографов и исполнителей, современный танец занял заметное место в отечественном социокультурном пространстве.